Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность работы. Любому ребенку известно, что А. Гайдар – это великолепный детский писатель, на произведениях которого выросло множество поколений сначала советских, а потом российских детей. Однако нужно отметить, что детское творчество было не единственным напрвлением писательского таланта писателя Гайдара. Его военные записки стали настоящим откровением. Сам писатель отмечал, что в предисловии книге честно указано, что эти записи являются эпизодическими и касаются разных временных отрезков. На страницах записей моно увидеть начальный период войны, наполненный человеческим горем и несчастьем. Здесь можно встретить
2
семьи, которые убегали из Бреста в Смоленск, чтобы спустя непродолжительное время попасть в немецкий плен и рабство на долгий период времени. Вопреки ожиданиям в записках можно увидеть простой подвиг советских солдат и офицеров, которые вели упорные оборонительные бои на подступах к Минску, Киеву и наконец, Москве выбивая элиту немецкой армии. ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСТВО ГАЙДАРА КАК ЖУРНАЛИСТА 1.1. Что стоит в центре внимания публикаций Гайдара
Жизнь героев Гайдара не выглядит настоящей, но не потому, что он - лакировщик действительности. Просто в этом мире всё возможно, даже странные для советских детей имена Чук и Гек - и это при вполне нормальных во всех отношениях родителях. Картины, виды, реалии Гайдара – причудливы, стерильны и наполнены каким-то особенным воздухом [1]. Аркадий Гайдар, пожалуй, один из самых недооцененных, точнее не до конца понятых писателей в истории русской литературы. Всем известный и многажды в детстве читаный Аркадий Петрович Гайдар. Тот, который сделался непререкаемым классиком ещё при жизни, но оказался высмеян, заплёван после крушения советской системы. Сначала его рассматривали в качестве главного «пионерского гуру», окружали это имя идеологической шумихой в духе «Гайдар шагает впереди». Потом он закономерно обратился в низвергнутого красного идола, с коим расправились так же лихо, как с Александром Фадеевым или, например, с создательницей детской Ленинианы – Марией Прилежаевой. В 1990-х, правда, было предпринято несколько попыток переиначить гайдаровские смыслы и доказать, что он в своих книжках недвусмысленно намекал и на репрессии, и на ГУЛАГ, и на прочие мерзости сталинской тирании. Удушливая
3
атмосфера тотального страха в «Судьбе барабанщика». Отца репрессировали по явной 58-й статье. Очень часто литературные критики могут отличить ямб от хорея, но при этом – совершенно не ощущают саму эпоху. Вспомним на минутку, как оно случилось в реальности? Отец Сергея Щербачёва назначен директором большого текстильного магазина. Потом, спустя некоторое время Щербачёва - старшего сажают за растрату. Это было настолько заурядным в те годы, что подобная деталь ещё раз подчёркивала типичность судьбы барабанщика. Крайний дефицит тканей и готового платья порождал удерживание товара и торговлю им «из-под прилавка», торговлю «налево», махинации с накладными и прочие экономические преступления. ГУЛАГ был переполнен не только и не столько политическими врагами Советской Власти – в те годы крепко и неумолимо карали проворовавшихся хозяйственников самого разного уровня [11]. Как раз здесь никакого двойного смысла нет. Не там ищут. И вот сегодня мы посмотрим на Аркадия Гайдара с иной, возможно, с необычной стороны. Благо, есть причина, точнее – повод. Круглая дата. В этом году главному писателю моего детства исполнилось 110 лет. Картина - сплетение сна и яви. Гайдаровский мир нестерпимо ярок – зрительно он похож на «Солнечный столик» Сальвадора Дали - обилием света, пространства и …приличествующих предвоенному десятилетию странностей. Дети в его книгах истово желают войны. Девочка Светланка из «Голубой чашки» радостно спрашивает: «Разве уже война?» Сюжет рассказа может быть нарисован всё тем же Дали - осколки голубой чашки, женщина Маруся в красном платье, в небе - полярный лётчик, и – дорога в бесконечность, куда уходят герои - отец и дочка... В «Судьбе барабанщика», в сцене галантного маскарада есть поражающий воображение монолог: «Ты знаешь, я потерялась. Где-то тут сестра Зинаида, подруги, мальчишки... Я подошла к киоску выпить воды. Вдруг -
4
трах! бабах! - труба... пальба... Бегут какие-то солдаты - все в стороны, всё смешалось; я туда, я сюда, а наших нет и нет...». Навязчивое, как в сумбурном сновидении, переплетение войны и маскарада, несовместного, но зачем-то нелепо спаянного. 1.2. Публикации Гайдара времён Великой Отечественной войны
Страницы его дневников за 1939-1941. полон мыслей о судьбе Европы, о судьбе мира. «Война заставляет землю дрожать. Больше нет Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Немцы наступают на Париж». «Франция давно сломлена», - пишет он полтора месяца спустя, в июле 1940 года. «На земле тревожно», отмечает осенью того же года. И чем тревожнее на фронтах, тем сильнее его внимание ко всему, что касается обороны нашей страны. В мае 1939 года в одной из центральных газет появилась замечательная статья «История ястребов Сталина». Представляет увлеченный анализ книги Николая Шпанова «Первый удар», романа в жанре «военная фантастика», в котором рассказывается о действиях авиации Красной Армии, которая «имела честь» отражать атаку Внезапная немецко-фашистская авиация на территории Советского Союза и «первый ответ двойным ударом по удару« фашистов ». Описание Миронова о начале войны было особенно радостным. Он также процитировал это в своей статье: «Ил рев разъяренного океана был бы ничем по сравнению с мощным криком, поднявшимся над толпой. Возмущение людей, призыв к борьбе, уверенность в их силе были в этом крике ... Этот шум внезапно охватил рев двигателя. Над толпой бросился боец. Он делал сложные, изогнутые формы. Поток дыма тянулся за ним. Самолет развернулся, поднялся выше. Родившись там, где он ускорился, появилось гигантское слово: «Сталин». «И тогда, без тени критического анализа, Миронов прослеживает сюжет книги, где описывается, как первый удар нашего самолета дезактивирует наиболее важные объекты
5
противника, немедленно изменяя баланс сил и в конечном итоге предопределяя результат всех последующих событий на мировой арене. Газета «хвалит Н. Шпанова за рассказ о будущей войне», пишет Гайдар в своем дневнике 24 мая 1939 года. «Но статья комиссара полка является чем-то подозрительным, бесплодным» [11]. После короткой финской кампании Аркадий Петрович оставил дневник о больших потерях, которые он понес. Причины этого Гайдар видит, прежде всего, в тех же «шляпках», которые были «подозрительными» в книге Н. Шпанова и в статье о ней, в непонимании особенностей современной войны, что проявлялось во многих военных операциях на Карельском перешейке. И Гайдар говорит об этом со всей определенностью в рассказе «Командир снежной крепости», завершенном в 1941 году. Капитан Максимов объясняет по телефону своему сыну, «командиру» мальчишеской армии: «Ваши отряды лезут на груды снег без лыж, в надежде сокрушить врага только плачущим выродком и диким воем. Вы также штурмуете крепость без плана, без подготовки, с помощью кулаков, штыков и сабель, и, конечно, враг вас бьет новейшие технологии. Генерал, я ценю ваше личное мужество и отвагу, но одного этого в современной войне за победу - увы! - недостаточно. Я прошу прощения за то, что был прямым ... ». 1.3. Стилистические особенности написания Гайдара
Среди многих качеств, непременных для писателей, адресующих свое творчество детям, В. Г. Белинский называл «живую поэтическую фантазию, способную представить все в одушевленных радужных образах». Именно такая фантазия, а также глубокое знание психологии детского возраста были в полной мере свойственны писателю Аркадию Петровичу Гайдару, одному из выдающихся мастеров советской литературы для детей. Этими качествами обусловлены многие
6
особенности стиля его повествования, и прежде всего, метафорическое словоупотребление. В рассказах и повестях Гайдара преобладают метафоры, основанные на олицетворении. Этот прием используется писателем на протяжении всего творчества, однако в разных произведениях, в зависимости от тематики и идейно-художественного замысла, претворяется по-разному. Так, в рассказе «Р. В. С.» олицетворению подвергаются главным образом явления природы. Писатель одухотворяет звезды, солнце, луну, воздух, деревья, не оставляет безучастным к происходящему ни один из предметов окружающей обстановки. Это было в традиции русской народной сказки. Но, развивая и совершенствуя ее, Гайдар по-своему расставляет «силы добра и зла». В тревожное время справедливой борьбы за установление «светлого царства социализма», о котором рассказывает писатель, достаточно зла творили представители старого строя, тщетно стремившиеся сохранить прежние отношения. И Гайдар показывает, как все живое, все силы природы оказываются в стане борющихся за справедливое. Природа, окружающие предметы проникнуты настроениями, которые испытывают герои рассказа и вообще все мирное население деревеньки. Вместе с людьми чернеют от горя, становятся молчаливыми и старые, заброшенные сараи, возле которых расстреляла бандиты «четырех москалей и одного украинца», и «рассвет не приходил долго», чтоб успели красные бойцы на помощь раненому командиру; вместе со всеми в конце рассказа ликуют звезды, ветер, спорят с гармоникой веселыми посвистами соловьи [11]. Иное наблюдаем в повести «Судьба барабанщика». Здесь перед писателем стояла более сложная задача — рассказать ребятам «о делах суровых и опасных — не меньше, чем сама война», раскрыв одновременно в доступной форме трудный путь становления характера юного героя. И не случайно на страницах этой повести действуют олицетворенные беда, тревога, надежда, отчаяние и пр. «Очеловеченные», они принимают самое
7
живое участие в происходящем: «как когда-то раньше, непонятная тревога впорхнула в комнату», когда Сережа вернулся домой после встречи с темной компанией «огонь-ребят»; «Утром как будто кто-то подошел и сильно тряхнул мою кровать... Это будила меня моя беда. Нужно было где-то доставать денег... Но так как, конечно, ничего замечательного в том, чтобы лезть за деньгами в чужой ящик, не было, то остатки совести, которые слабо барахтались где-то в моем сердце, подняли тихий шум и вот (Р. В. С., Школа, Военная тайна, Судьба барабанщика, Тимур и его команда. М., 1968). Абстрактные образы и понятия, благодаря сочетанию их с метафорически употребленными глаголами, становятся доступными детскому восприятию (ср. признание героя повести: «И я эту тревогу видел и чувствовал»). Описание внутреннего мира героя, изображение психических процессов достигает предельной степени доступности, потому что сами отвлеченные понятия приобретают совершенно конкретные, зримые и осязаемые формы. Отвлеченные понятия оживают до такой степени, что на них, оказывается, можно даже «прикрикнуть», как это и сделал Сережа в досаде на слишком уж расшумевшиеся остатки совести [7]. ГЛАВА 2 ОСВЕЩЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ГАЙДАРА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Аркадий Гайдар в Белгородских СМИ
«Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика» - многие прекрасно помнят, что Аркадий Гайдар является автором этих исключительных произведений. Но не все знают, что знаменитый автор жил в селе Белгородская Ивня в 1934 году, работал здесь над рассказами «Голубые звезды», «Бумбараш» и «Военные секреты», а белгородцы часто становились главными героями его книг. Сотрудники Дома пионеров и
8
школьников Ивнянского района решили искоренить это досадное упущение. Ивнянский Дом пионеров и школьников находится в центре села, на пересечении улиц Советской и Ленина, по другую сторону дороги находится типография, где он часто посещает Аркадия Гайдара, когда работал в местной газете «За урожай». Более 80 лет назад Аркадий Петрович был здесь, в Ивне. Он приехал от своей бывшей жены Лии Соломянской и его сына Тимура, который приехал сюда 25 марта 1934 года. Как долго он оставался здесь, наверняка он нам неизвестен. Гайдар, что бы о нем ни говорили, это великий человек, великий писатель. Его работы блестящие, добрые, заставляют задуматься Аркадий Гайдар - творческий псевдоним, настоящее имя писателя - Голиков. Он родился 9 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии. Гайдар был участником гражданской войны. В конце декабря 1918 года его призвали в Красную Армию, а в марте 1921 года он стал командиром 23-го запасного стрелкового полка второй стрелковой бригады в Орловском военном округе, после чего был назначен командиром фронтового батальона [11]. 2.2. Учреждения имени Гайдара
Аркадий Голиков (Гайдар) - писатель детей, участник кровопролитной гражданской войны и каратель антисоветского подполья. Голиков - одна из самых противоречивых личностей в советской истории. Кто он: жестокий убийца гражданского населения, страстный алкоголик или писатель талантливых детей? Аркадий Петрович родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Курской губернии. С материнской точки зрения писатель был потомственным дворянином (а его мать, Наталья, была связана с
9
Михаилом Лермонтовым), а по отцовской линии был племянником крестьянина-слуги [11]. Позже семья переехала в город Арзамас. Аркадий был первенцем, и на новом месте у него было три сестры: Наташа, Катя и Оля. Исследователи говорят, что талант писателя проснулся в его ранние годы: он научился сочинять и говорить стихи, прежде чем писать и считать. В 10 лет мальчика отправляют в настоящую школу Арзамаса. Здесь молодой ученик средней школы пытался сбежать на фронт, куда его отца забрали раньше, но мальчика забрали домой под защиту. Во время учебы в школе Аркадий ошеломил своих учителей прекрасной памятью: он запомнил целые книги и учебники. Военная карьера После падения королевской семьи в Арзамасе появилось много подразделений и студенческих комитетов. Летом 1917 года Голиков был произведен в посланники, а в 1918 году он присоединился к большевистской команде. Первоначально большевики приняли молодого человека в РКП (б) в качестве кандидата, а 15-летний Голиков стал полноправным членом партии 15 декабря 1918 года. Сначала он был помощником, а затем начальником отдела безопасности на железных дорогах. Заключение А. Гайдар прошел большой жизненный путь. Его произведения оставались политически нейтральными и нацеленными на получение правильного или хорошего результата. Примечательно, что подобный путь военного корреспондента прошло множество советских поэтов и писателей. Самый прославленный военный поэт – А. Твардовский автор цикла стихов о Василии Теркине. Стилистика журналиста А. Гайдара отличалась от стилистики журналиста А. Гайдара. Это можно объяснить тем, что писатель не ограничен в
10
объемах бумаги. Писатель может позволить себе роскошь расписывать каждое действие очень подробно. Журналист такой роскоши лишен. Особенно если речь идет о военном корреспонденте середины ХХ века. Здесь стоит напомнить, что в начальный период войны советские войска отступали под ударами немцев. Оперативно-тактическая обстановка на фронте менялась постоянно.