Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Просоциальное или помогающее поведение в общем виде представляет собой действия, совершаемые для того, чтобы принести пользу другому человеку. Р. Чалдини подразделяет такое поведение на два типа, выделяя доброту и чистый альтруизм. Под добротой понимаются действия, которые принесут пользу другому человеку, без каких-либо внешних вознаграждений, а истинный альтруизм подразумевает действия, направленные исключительно на благо другого человека, исключающие и внешние, и внутренние вознаграждения. В последнем случае вознаграждение может и быть, но оно никак не обуславливает помощь [9]. В современном мире встречается достаточно много проявлений альтруистичного поведения: преподавание и лечение, воспитание и поддержка слабого, сиблинговая забота друг о друге, родительская опека, ранговые союзы, самопожертвование в военное и мирное время, мужская забота о женщине, меценатство и благотворительность, уплата налогов и «добровольные» отчисления более сильному и пр. Даже первое, приблизительное рассмотрение перечисленных понятий указывает на их разнородность и неодинаковость. Тем не менее все это различные проявления одного и того же феномена − альтруизма, всесторонне изучить который ставит своей целью наше исследование. Глава 1 Теоретические вопросы альтруистического поведения
1.1 Понятие альтуизма и теории его происхождения Существует множество определений альтруизма, так как каждый автор по-своему понимает его значение в зависимости от своей научной дисциплины. Например, Е.П. Ильин пишет, что чаще всего альтруизм с психологической точки зрения понимают как самоотверженность, жертвенность, сознательную помощь, готовность способствовать счастью и благополучию другого человека на основе мотива сострадания, сочувствия и любви, иногда полностью жертвуя своими интересами и желаниями ради интересов и счастья другого [13]. Д. Майерс определяет альтруизм как качество, противоположное эгоизму. Альтруист помогает нуждающемуся в помощи человеку, и при этом не ждет ничего взамен, даже бла
годарности [8]. В. С. Соловьев рассматривает альтруизм с позиции сострадания и жалости, которые не могут иметь корыстных мотивов и являются чисто альтруистическими. Автор определяет альтруизм как основу нравственности и пишет, что человеку тяжело наблюдать нравственное или физическое горе другого, оно противно его эгоизму, в отличии от жестокого и мелочного человека, который испытывает радость, когда причиняет боль, унижает и оскорбляет [3]. Э.Ф. Петров ссылается на представителя немецкой классической философии 19 века Л. Фейербаха, который пишет о том, что эгоизм предполагает альтруизм, является его первоначальной ступенью. Он раскрывает данную мысль следующим образом: человек только тогда поможет другому, когда изначально позаботится о себе. Таким образом, заботясь о себе и любя себя, человек в равной степени может оказать помощь и поддержку, предоставить любовь и заботу другим людям [2, с. 4]. Е.Е. Насиновская отмечает, что альтруистическая ориентация является общегуманной и распространяется на самые разнообразные жизненные ситуации, при этом она не зависит от принадлежности субъекта, предоставляющего помощь, от его принадлежности к какойлибо общности. Также альтруистическая ориентация выступает особой формой человеческой активности, встречающейся достаточно часто в межличностном и внутригрупповом общении [3]. Следует добавить, что немаловажной характеристикой является бескорыстный характер такого поведения, когда человек ничего не ждет взамен, а добровольно действует лишь на пользу другого человека или людей [3]. Альтруист понимает и принимает весь риск отношений с людьми, возможную нечестность или неблагодарность, и поэтому готов простить человека и не требовать ничего взамен. Он доверяет или скорее верит в позитивную природу человека и считает, что люди наделены своими правами и видением мира, своей философией, и им надлежит поступать так, как они посчитают нужным. Альтруист скорее будет винить себя, чем другого [3]. Также следует различать между собой альтруизм и коллективизм, где первый предполагает содействие интересу другого человека, а второй ориентацию на благо всей группы [10].
1.2 Виды альтруизма Первым видом альтруизма Е.П. Ильин выделяет самопожертвование [13]. Самопожертвование-это жертвование собой ради блага другого человека. Обычно этот вид альтруизма связан с экстремальными ситуациями и с такими качествами людей, как героизм и мужество. Например, в истории медицины известны случаи, когда врачи проверяли разработанную ими же вакцину на себе, тем самым подвергая себя риску смерти, что чаще всего и происходило. В годы Великой Отечественной войны множество военнослужащих закрывали своим телом товарища от пуль, таким образом жертвуя своей жизнью ради другого [5]. Интересно, что у широколицых людей выявлена большая склонность к самопожертвованию. Это было выявлено экспериментально в городе Сент Эндрюс (Великобритания): широкое лицо обычно связывают с маскулинностью, грубостью, и мужчины, обладающие таким лицом, более склонны приходить на помощь при внешней опасности [3]. Следующий вид альтруизма — это милосердие. Под милосердием понимается великодушие, забота, готовность помочь, способность простить человека или хотя бы понять его, если он совершил что-то очень плохое. В настоящее время этот термин является устаревшим, однако без него невозможна сама нравственность во всем ее понимании. Милосердие предполагает скорее душевную помощь другому, чем материальную [13]. Далее Е.П. Ильин выделяет реципрокный (взаимный) альтруизм, при котором человек также проявляет самопожертвование по отношению к другому, но уже ждет взамен подобного поведения по отношению к себе. Термин был введен Робертом Триверсом в работе «Эволюция взаимного альтруизма», и имеет значение близкое к взаимопомощи [7].
Стержневым принципом выступает взаимность, но основе которой возникают социальные взаимодействия. Таким образом, люди стремятся к равновесию, а любое увеличение затрат и тем более выгоды только для одной стороны вызывает неудовольствие [9]. Проводилось множество исследований на эту тему, и было выявлено, что люди намного больше помогают тем, кто раньше им самим помог. А в случае, если на помощь человека невозможно будет ответить тем же, то человек отказывается принять ее. В противном случае он будет испытывать неприязнь к оказавшему помощь. Реципрокный альтруизм распространен и среди животных, в частности, у различных видов приматов. В сообществах приматов наблюдается груминг в обмен на пищу, защиту и помощь более доминантных особей и даже доступ к половым партнерам [5]. Однако, в многочисленных исследованиях было замечено, что приматы помогают только тем, кто способен на ответную взаимную помощь. Например, верветки и шимпанзе делятся пищей и вообще вступают в кооперативные отношения с теми особями, которые их грумингуют [6]. Винн-Эдвардс заметил, что такая регуляция проистекает из «социального» поведения членов популяции и не соотносится с индивидуальными интересами особи. Такое поведение появилось в результате группового отбора, потому что направлено на выживание группы организмов (микропопуляции), а не на отдельную особь. Таким образом, более приспособленные особи будут вытеснять менее приспособленных [9]. Д. Дьюсбери приводит пример взаимного (неродственного, реципрокного) альтруизма: птицы и приматы могут издавать сигналы при нападении хищников, предупреждая об опасности неродственных животных и, таким образом, способствуя их выживанию [10]. Глава 2 Исследование альтруистического поведения в межличностных отношениях
2.1 Методики исследования альтруистического поведения Методика «Альтруистические сценарии» была сконструирована на основе результатов, полученных на этапе пилотного исследования, и включала три ситуации-сценария. Сценарии были созданы, чтобы оценить готовность респондентов оказывать помощь в разных ситуациях и при изменении условий. Первый сценарий описывал волонтерскую помощь пожилым людям в доме престарелых в Ленинградской области, второй – волонтерство в зоне паводка на Дальнем Востоке для спасения детенышей животных и птиц, третий – волонтерство в госпитале в африканской стране. Все сценарии включали основное и дополнительные условия. Дополнительные условия были образованы путем включения в базовую ситуацию трех элементов – наличия или отсутствия риска для исполнителя, компенсации за оказанную помощь и потребности в помощи. Эти три фактора были выделены после анализа ответов респондентов на пилотном этапе исследования. Также на предварительном этапе была проведена экспертная оценка ситуаций альтруистического поведения для выявления значимости тех или иных ситуационных факторов при принятии решения о совершении поступка, которые были использованы в методике. Благодаря экспертам (n=25) удалось выявить, какие факторы больше, а какие меньше влияют на готовность человека совершать альтруистические поступки. Так, факторы (риск, компенсация и потребность в помощи) были проранжированы от наиболее значимого при принятии решения о помощи до наименее значимого. Это позволило предъявлять испытуемым основного этапа новые условия таким образом, чтобы ситуация постепенно становилась либо максимально приятной и потенцирующей к помощи, либо абсолютно невыносимой, к моменту предъявления последнего условия. На основном этапе исследования респонденты были случайным образом распределены в две равные группы. Одной половине дополнительные условия предъявлялись таким образом, что ситуация усложнялась, и участие в ней становился менее вероятным и более проблематичным для респондента.
Другой группе была предложена обратная модель – ситуации становились приятнее и легче. Всего было предложено три базовых ситуации, в каждой из которых было постепенно (по одному) введено по три дополнительных условия. Таким образом, каждый участник оценил 12 ситуаций с точки зрения готовности принять участие в описанной деятельности. «Усложнение» и «облегчение» ситуаций чередовалось, образовав следующую последовательность из трех сценариев: «облегчение – усложнение – облегчение» у первой подвыборки и «усложнение – облегчение – усложнение» – у второй. Ситуации и условия предъявлялись респондентам по принципу от самого «слабого» (простого, вероятного) фактора до самого «сильного». После предъявления базовой ситуации и каждого нового условия респондентам предлагалось оценить их готовность принять участие в описанной деятельности по пятибалльной шкале с вариантами ответов от «Готов» до «Не готов».
2.2 Анализ альтруистических побуждений личности На этапе проведения интервью ответы фиксировались с помощью диктофона или ведения записей исследователем в зависимости от пожеланий респондентов, продолжительность интервью составляла приблизительно 15 минут. Как на этапе пилотного исследования, так и на основном этапе, были созданы электронные анкеты в сети Интернет для упрощения доступа респондентов к участию в исследовании. Информирование потенциальных испытуемых об исследовании происходило через социальные сети в сети Интернет. Процедура заполнения опросника пилотного исследования занимала приблизительно 20 минут. Время заполнения методики основного этапа исследования составило приблизительно 30 минут. В конце опросника у респондентов была возможность оставить комментарии или пожелания для исследователя, и приятной особенностью можно считать тот факт, что было получено значительное число благодарных отзывов, в том числе, включавших такой комментарий, что за заполнением опросника «время пролетело незаметно». Для проверки гипотез были использованы следующие математико-статистические методы: 1. Описательные статистики. 2. Корреляционный анализ. 3. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). 4. Дисперсионный анализ (ANOVA) с повторными измерениями. 5. Линейная регрессия. 6. Множественный регрессионный анализ. Ответы респондентов на открытые вопросы были подвергнуты обработке с помощью метода контент-анализа. Были выявлены следующие категории в представлениях об альтруизме, которые отражают основные характеристики этого явления, его причины и предпосылки [Недошивина, Свенцицкий, 2014].
Ключевая идея, которую можно проследить в ответах 79% респондентов, состояла в том, что альтруист совершенно бескорыстно совершает поступки ради других людей. Решающим, но не единственным в этой категории было слово “бескорыстный”, которое упоминалось практически у каждого респондента, высказавшегося в пользу идеи. Последователи этой идеи уверены в искренности мотивов альтруистических поступков, в подлинной самоотверженности и отсутствии личных интересов при совершении акта альтруизма, что является его неотъемлемой чертой [Там же]. В качестве значимого мотива просоциального поведения рассматривается идея о том, что “Альтруист стремится сделать общество и мир лучше и привлечь к достижению этой цели как можно больше других людей” отражает его проактивную позицию в улучшении мира вокруг себя – 19% респондентов высказались в этом русле. Также отмечалось, что истинный альтруист будет ориентироваться на общечеловеческие
ценности – поддержка, любовь, доброта, благодарность – и эту идею упоминают 23% респондентов. По-видимому, исходя из этого, большая часть респондентов выразила убежденность в позитивном влиянии совершения альтруистических поступков на жизнь деятеля. Ничего не ожидает альтруист от общества – так ответили 27% респондентов, подчеркивая, что это является неотъемлемым критерием для категоризации поступка как альтруистического. Четверть (26%) опрашиваемых отмечали, что совершение альтруистический поступков нередко может приводить к принесению в жертву личных интересов или ресурсов, значительным усилиям, борьбе в стремлении помочь другим. Однако при принятии решения об альтруистическим поступке человек будет исходить из своих ценностей и убеждений и, возможно, сможет компенсировать потери своеобразным нравственным подкреплением более высокого уровня. Альтруизм – это комплексное явление, которое имеет как внешние цели помощи другим, так и глубинные мотивы личности. Действительно, нередко интересы личности могут находиться в плоскости удовлетворения собственных потребностей. Однако лишь 9% респондентов рассматривают альтруизм как инструментальную деятельность для достижения других целей, в том числе, повышения самооценки. Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В данном исследовании был вынесен на рассмотрение феномен альтруизма и поставлен вопрос о том, обладает ли альтруист четкими мотивационными тенденциями и ценностными ориентациями, или же он действует спонтанно, повинуясь стимулам внешней среды. Согласно теории запланированного поведения, намерения могут рассматриваться как сильнейшие предикторы поведения человека [Ajzen, 1991]. Это утверждение позволяет, во-первых, экстраполировать полученные данные о представлениях и готовности к совершению альтруистических поступков на реальные ситуации, возникающие в жизни человека. Так мы постепенно можем приблизиться к решению задачи предсказания и, возможно, даже стимулирования столь многогранного и подверженного различным влияниям просоциального поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2016. – Сер. 16. – Вып. 1. – С. 58-68. 2. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.; Питер, 2012.-544 с.: ил. 3. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб: Питер, 2013. – 304 с. 4. Майерс Д. Социальная психология //Серия «Мастера психологии». - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012.- С. 557-606. 5. Марарица Л.В., Свенцицкий А.Л., Почебут Л.Г., Казанцева Т.В. Стратегии нетворкинга и социальный капитал личности // Глобальные риски – локальные решения: сборник материалов ежегодной международной междисциплинарной научно-практической конференции. Балтийский институт экологии, политики и права, 22 июня 2015 г., СанктПетербург. – СПб.: Издательство «Ниц Арт», 2015. – С. 62-69. 6. Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа/Александр Марков.- Москва: Издательство ACT:CORPUS, 2016.- 512 с. 7. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистических тенденций поведения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007.- №43 (2).-
С. 178-182. 8. Недошивина М.А., Свенцицкий А.Л. Социальные представления молодежи СанктПетербурга об альтруизме // Петербургский психологический журнал. – 2014. – № 9. – С. 1-22. 9. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 384 с. 10. Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Социальный капитал личности: Монография.- М.: ИНФА-М, 2014.- 250 с.- (Научная мысль).- DOI 10.12737/710 (www/doi/org). 11. Свенцицкий А.Л., Почебут Л.Г., Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Недошивина М.А., Потявина В.В., Рослякова М.А. Отчет за 2015 год по грану РГНФ № 14-06-00662: «Личностные детерминанты просоциального поведения и формирования социального капитала», 2015 г. 12. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: праймЕВРОЗАК, 2002.- 256 с. 13. Harvey J., Erdos G., Turnbull L. How do we perceive heroes? // Journal of Risk Research. – 2009. – Т. 12. – № 3-4. – С. 313-327. 14. Hopkins J., Jones C. Disturbing legacy of rescues: Suicide. – 2003. [Электронный ресурс]: USA Today. URL: http://www.usatoday.com/news/nation/2003– 09-22-legacyusat_x.htm (дата обращения: 16.03.2019). 15. Hughes-Hallett L. Heroes. – London: Harper Collins, 2004. 16. \Kärtner J., Keller H., Chaudhary N. Cognitive and social influences on early prosocial behavior in two sociocultural contexts // Developmental Psychology. – 2010. – Т. 46. – № 4. – С. 905-914. 17. Kenrick D., Neuberg S., Cialdini R. Social Psychology: Unraveling the Mystery. – Boston, MA: Allyn and Bacon, 2002. 18. Knickerbocker R.L. Prosocial Behavior // Center on Philanthropy at Indiana University. – 2003. – С. 1-3. 19. Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. – San Francisco: Harper & Row, 1984. 20. Krebs D. Detecting genetic similarity without detecting genetic similarity // Behavioral and Brain Sciences. – 1989. – 12. – С. 533-534. 21. Latane B., Darley J.M. The unresponsive bystander: Why doesn’t he help? – New York: Appleton-Century-Crofts, 1970. 22. Latane B., Nida S. Ten years of research on group size and helping // Psychological Bulletin. – 1981. – Т. 89. – № 2. – С. 209–324. 23. Leung K. Some Determinants of Conflict Avoidance // Journal of Cross- Cultural Psychology. – 1988. – Т. 19. – № 1. – С. 125-136. 24. Levine R., Martinez T., Brase G., Sorenson K. Helping in 36 U.S. Cities // Journal of Personality and Social Psychology. – 1994. – Т. 67. – № 1. – С. 69-82. 25. Maddux J.E. Self-efficacy: The power of believing you can // Handbook of positive psychology / под. ред. C.R. Snyder и S. Lopez. – Oxford: Oxford University Press, 2002. – С. 257276.