Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания [1].
Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В частности, дисгармоничный стиль воспитания в семье зачастую становится причиной развития детских страхов. Для детей с дисгармоничным стилем воспитания, характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время) [2].
Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром).
Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с дисгармоничным типом воспитания в семье. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха [3].
Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов — незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других — гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями — побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и возникают двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия) [7].
Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте — страх болезни и смерти [6].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что стиль семейных отношений и воспитания в семье существенно влияет на психологические особенности детей. В частности, дисгармоничный стили воспитания в семье могут стать причиной развития страхов и фобий у детей.
Цель исследования – изучить особенности проявления страхов у детей с дисгармоничным стилем воспитания в семье.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать семью как малую социальную группу.
2. Рассмотреть основные стили воспитания в семье
3. Описать основные страхи детей, воспитывающихся в семьях с дисгармоничными отношениями.
4. На основе анализа сновидений детей проанализировать особенности проявления страхов.
Объект исследования – детские страхи.
Предмет исследования – особенности проявления детских страхов в семьях с дисгармоничным стилем воспитания
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение, систематизация, классификация полученных данных. Практические: анализ сновидений детей на основе корпусных данных.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий для студентов по специальности «Психолог», «Педагог-психолог». Также результаты могут быть полезны при работе с детьми, имеющими различные страхи, фобии, в том числе. Страхи, обусловленные дисгармоничным стилем воспитания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования семьи и стилей воспитания в семье
1.1. Семья как малая социальная группа
Семья – основа воспитания детей родителями. Целью такого воспитания должно явиться воспитание детей, которое направлено на формирование представлений о целях, которых необходимо достичь в жизни, формирование основных ценностей, правил поведения, идеалов.
При достаточно развитой культуре общения в семье у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление. Семья способна сделать существенный вклад в развитие не только своего ребенка, но и общества в целом. Формирование культуры общения и поведения начинается у ребенка с самых ранних периодов развития. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения [4].
В семье ребенок учится, именно здесь находится его первая школа, дающая основные навыки. Первыми людьми, которые учат и воспитывают ребенка, является отец и мать. В семье у ребенка формируются не только основные навыки, но и представления о добре, зле, основы нравственности, коммуникации общения. В семье формируются основные социально – значимые качества, которые закрепляются в ребенке на всю оставшуюся жизнь.
Социально-значимые качества личности – это такие качества, которые оказывают воздействие не только на саму личность, но и на ее окружение, играют определенную роль в развитии общества в целом. Социально – значимые качества важны в обществе, определяют его моральный и культурно – нравственный уровень. Такие качества способствуют успешной адаптации личности в обществе, ее развитию и профессиональному становлению [5].
Для ребенка особенно важно развивать эстетические чувства, развивать стремление к красоте. Максимально эффективно это можно сделать путем привлечения родителей к процессу обучения и воспитания в школе. При этом оптимальной формой организации такого воздействия является совместная внеурочная и внеклассная деятельность. Понимая тонкость и красоту окружающего мира, сильнее развивается восприятие, чувственность, происходит становление и развитие ребенка, гармонизация личности. О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности. У детей в это время появляется стремление к красоте, формируются эстетические чувства [6].
В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [7].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания.
В первую очередь необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу. Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности, эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.2013г. 321с.
2. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006;
3. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 2014г. № 3. 43-52 с.
4. Дембо А. Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 296 с.
5. Дроздов А. Ю., Скок М. А. Проблемы агрессивного поведения личности: учебное пособие. - Чернигов: ЧГПУ имени Т. Г. Шевченко, 2010. - 225 с.
6. Ермолаева М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005;
8. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
9. Макшанцева Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2000.
10. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М. "Академия". - 2004;
11. Кабачков В. А., Тюленьков С. Ю., Куренцов В. А. Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением // Теория и практика физкультуры. - 2013. - № 10. - С. 60-63.
12. Карелсон К. М., Виру А. А., Смирнова Т. А. Влияние силовых упражнений на уровень в крови гормонов, регулирующих белковый обмен // Актуальные проблемы функциональных резервов спортсмена: сборник научных трудов. - Л.: изд. ГДОИФК им. П. Ф Лесгафта, 2015. - С. 80-83.
13. Ким В. В., Латынов М. М., Лынькова Н. А., Хам Г. С. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 3. - С. 17-21.
14. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 2013г. 210 с
15. Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог. - 2000. - № 25;
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н./ Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/ учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2006г.
17. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» М.: «Педагогика». 2012г. 212с.
18. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. - 1998. - № 4..
19. Митина Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 2000. № 4. 28 – 38с.
20. Мухина В.С. «психология детства и отрочества». М.:ИПП. 2009г. 281с.
21. Нартова-Бочавер С./ Психология личности и межличностных отношений. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
22. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
23. Психология личности/ Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.
24. Рассказы о сновидениях и другие корпуса звучащей речи // корпус звучащей речи. Режим доступа: spokencorpora.ru
25. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287с.