Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетный контроль представляет собой контроль функционирования бюджетов страны на всех этапах бюджетного процесса. Бюджетный процесс – это деятельность всех государственных органов, которая регламентируема нормативно-правовыми актами. Данные органы своевременно составляют, детально рассматривают и утверждают в необходимом качестве бюджеты страны, а также осуществляют контроля.
Актуальность данной темы заключается в том, что бюджетный контроль позволяет сформировать необходимый уровень поступлений в казну государства, а также оптимизировать ее расходы.
Предметом работы выступает бюджетный контроль.
Целью работы является комплексный анализ особенностей и проблем бюджетного контроля в России.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и раскрыть сущность бюджетного контроля,
описать основные виды контроля,
проанализировать структуру и особенности бюджетной системы России,
выявить проблемы и перспективы развития бюджетной системы России.
Работа состоит из трех основных частей.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения бюджетной системы и ее контроля в стране.
Во второй главе дается анализ бюджетного контроля в РФ.
В третьей главе рассматриваются перспективы развития бюджетных отношений в стране.
Для написания отчета были использованы исследования современных авторов в области налогообложения, экономические порталы и данные налоговой статистики по России, ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ
1.1. Основы бюджетной политики государства
Бюджетная политика страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи.
Основой бюджетной политики являются экономические взаимоотношения, которые определяют главные функции и задачи органов центральной и местной власти по реализации бюджетного процесса и отношений между его всеми участниками. Заметим, что система бюджетного контроля и государственного устройства взаимозависимы.
Бюджетное устройство страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи между формами. Его основой являются экономические отношения и юридические нормы, которые определяют главные компетенции органов центральной и местной властей по реализации бюджетных процессов и взаимоотношений между его типами. Заметим, что система бюджетного и система государственного устройства непосредственно взаимозависимы.
Если рассматривать унитарное государство, бюджет находится на государственном и местном уровне. Что касается федерального устройства, то устройство бюджета включает три звена: федеративный бюджет, субъектов федерации и местный бюджет. Отметим, что местные виды бюджетов тоже могут быть разными, что обусловлено административно-территориальными делениями стран.
В основе любого бюджетного устройства лежит совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, основанная на принципе экономических отношений и правовых норм.
Согласно ст.14 БК РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда [2].
Бюджет субъектов РФ – это форма сбора и траты денежных средств, которые нужны для обеспечения функций и задач, находящихся в ведении субъекта Федерации.
Таким образом, бюджет субъекта выступает формой образования и использования денежных средств субъекта государства, призванной обеспечивать все функции государственных органов власти. Грамотная структура бюджета субъекта РФ помогает реализовать успешную финансовую государственную политику.
Рис.1. Основные виды бюджетного устройства [9]
Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования денежных средств государств, призванной обеспечить все функции государственных органов власти. Грамотная структура бюджетов помогает реализовывать финансовую государственную политику.
В основе бюджетного устройства лежит совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, которая основана на принципах экономических взаимоотношений и правовых норм.
В целом бюджетная политика базируется на принципах:
1. Разделения видов бюджета, созданных в определенной стране.
2. Четкой регламентации основных принципов построения бюджетной системы.
3. Наличия разграничений между звеньями бюджетных систем.
4. Определения характера взаимодействия между частями бюджетной системы.
Бюджетный процесс, в свою очередь, базируется на определенных принципах [15, c.124]:
1. Самостоятельное положение бюджетов разных уровней. Это означает, что каждый имеет права власти и управления собственным источником доходов. Кроме того, такое положение подразумевает возможность самостоятельного использования источников.
2. Соответствие финансовых ресурсов, имеющихся у органов власти, исполняемым функциям.
3. Права компенсировать затраты, которых потребовали решения вышестоящих органов управления.
4. Разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходу бюджета на уровне законодательства, которое проводится между всеми органами власти.
Рис.2. Основные принципы бюджетного процесса [15, c.132]
Бюджетный процесс должен соответствовать трем аспектам:
1. Разделение доходных полномочий.
2. Разграничение расходных полномочий.
3. Выравнивание бюджета.
Бюджетная система может быть горизонтально или вертикально сбалансирована. Одно из важных условий по вертикали сбалансированной системы - это четкое распределение обязанностей между органами власти. Что касается горизонтальной системы, она имеет общее соответствие расходов и доходов бюджета.
Бюджет концентрирует все средства, которые поступают из различных источников и идут на поддержание важных сфер народного хозяйства, на удовлетворение социальных потребностей, поддержание военной мощности страны, содержание государственного аппарата управления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс РФ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О Счетной палате Российской Федерации"
4. Заключение Счетной Палаты РФ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг.»
5. Афанасьев П. Бюджет и бюджетная система. – М.: Юрайт, 2014. – 777 с.
6. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4841/
7. Вахрин, П.И.; Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2013. - 669 c.
8. Герасимов П.П. Государственный бюджет: формирование доходов и расходов. – М.: Лаборатория книги, 2013. – 101 с.
9. Годин А.М. Бюджетная система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nashol.com/2015051184600/budjetnaya-sistema-rf-godin-a-m-goreglyad-v-p-podporina-i-v-2010.html
10. Денисова И. П., Рукина С. Н. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: Феникс, 2015. - 288 c.
11. Ермасова Н. Б. Бюджетная система. – М.: Высшее образование, 2015. - 720 c.
12. Иванова Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации// Инновационная наука. - №1. – 2016 г.
13. Изабакаров И. Г., Ниналалова Ф. И. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2014. - 272 c.
14. Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России [Электронный ресурс] : монография / Х. В. Пешкова. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 176 с. http://znanium.com/go.php?id=432578
15. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров. - М.: АИО Огонек, 2013. - 302 c.
16. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 263 с.
17. Фролова Т.А. Финансы и кредит. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. 2015. – 303 с.
18. Экономический портал. URL: http://institutiones.com/
19. Об обеспечении полномочий Счетной Палаты РФ. URL: https://www.audar-urist.ru/articles/150/shetnaya-palata
20. Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/
21. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/dd64ad57bfdeb3200de8d0949321a5ab000e90ab/ - доходы бюджета РФ
22. http://russia-asia.org/file/2017/12/09-Stolyarova-Kodirov-Markhuliya.pdf - расходы бюджета РФ
23. https://www.finam.ru/analysis/forecasts/federalnyiy-byudzhet-na-2017-2019-gody-o-chem-govoryat-ego-osnovnye-parametry-20161024-13320/ - прогноз федерального бюджета РФ