Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынок мороженого в России занимает значительную долю общего продуктового рынка. Он, как и большинство зрелых рынков, характеризуется низкой динамикой роста, а также существенным отставанием потребления от европейских образцов, огромным влиянием сезонного фактора и отсутствие профессионального развития розничной торговли, в первую очередь, малой долей в продажах канала HoReCa и специализированных брендов.
Потребление мороженого в России составляет около 2,7 кг в год, что как минимум вдвое ниже европейского уровня. Фактически, на протяжении последних десяти лет именно разрыв в потреблении и надежда на его сокращение были факторами, лежащими в основе оптимистических ожиданий быстрого роста рынка. Однако они не оправдались, и теперь приходится четко констатировать факт: современный российский рынок мороженого – это зрелый товарный рынок. И источники его роста следует искать, прежде всего, в плоскости радикального переформатирования рынка (изменение структуры каналов сбыта), а также в сфере высокой маркетинговой активности производителей. Агрессивный маркетинг на рынке мороженого должен включать в себя постоянные инновации в продуктовой политике, расширение ассортимента, ежегодное внедрение новых продуктов на рынок, разработку новых форм и упаковки мороженого, естественно подкрепленные активным брендингом и продвижением брендов.
Из-за присутствия товаров-заменителей на рынке производители мороженого вынуждены расширять ассортимент или искать новые варианты продаж. На данный момент развивается производство мороженого в крупной фасовке: в лотках, в виде тортов, ведерках, то есть, продукции для потребления дома. Также происходит наращивание высокодоходных групп, расширяется сегмент продукции с пониженным содержанием жиров и сахара, а также обогащенной функциональными добавками (витаминизированной, йодированной и т.д.).
Большинство предприятий с целью привлечь покупателей практикует выдвижение на рынок мороженого все новых и новых видов продукции. Данный подход приносит кратковременный эффект, но сдерживает появление широко известных брендов. Несмотря на сложности реализации и другие проблемы, производство мороженого в России увеличивается.
Исходя из вышеописанных проблем на рынке мороженого России, производители вынуждены постоянно расширять ассортимент для того, чтобы иметь прибыль. Поэтому необходимо проведение маркетингового исследования с целью выявления предпочтений потребителей мороженого, их пожеланий в разработке новых видов мороженого.
По теме работы были изучены и систематизированы теоретические работы, рассмотрены результаты различных исследований по выбранной проблеме.
Исходя из актуальности темы, целью работы является проведение маркетингового исследования российского рынка мороженого.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть сущность маркетинговых исследований рынка;
2. изучить методы маркетинговых исследований;
3. исследовать российский рынок мороженого;
4. проанализировать уровень конкурентоспособности товаров, представленных на рынке мороженого.
Объект исследования: российский рынок мороженого.
Предмет исследования: новый товар на рынке мороженного.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по теме рекламы. В работах Багиева Г.Л., Тарасевич В.М., Панкрухин А. П., Беляевского И.К. рассмотрены основы маркетинга и маркетинговых исследований. Большим подспорьем в проведении исследования является статьи, в которых были рассмотрены особенности маркетинговых исследований, их роль и значение на рынке. Также различные Интернет-сайты по тематике работы.
В исследовании были использованы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, а также методы – анкетирование, сравнение, статистическая обработка и анализ полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы как способ повышения эффективности деятельности производителей мороженого.
Курсовая работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Во введении обосновывается актуальность работы, сформулирована цель, определены задачи её реализации, выбор методов и приёмов исследования, указана научная и практическая ценность работы.
В первой главе определяется сущность маркетинговых исследований рынка, рассматриваются основные методы.
Во второй главе проводится исследование российского рынка мороженого.
В третьей главе проводится анализ уровня конкурентоспособности товаров, представленных на рынке мороженого.
Заключение содержит основные выводы, соотносимые с целью и задачами работы.
1 Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований
1.1 Маркетинговое исследование рынка
Под маркетинговыми исследованиями понимается процесс систематического сбора и объективного анализа информации о поведении, потребностей, отношений, мотивов и т. д. отдельных участников рынка в процессе их деятельности в конкретной бизнес-среде[4, С. 37]. Исследование рынка проводится с целью поиска новых возможностей для предприятия, и направлено на разработку конкретных рекомендаций по эффективной маркетинговой стратегии.
Исследование рынка является одним из видов исследования рынка, изучает все аспекты бизнес-среды организации [7, С. 11].
Целью маркетинговых исследований является создание информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и тем самым снижение уровня неопределенности, связанной с ними.
Результатом маркетинговых исследований рынка является понимание деятельности конкурентов, структуры рынка, государственных решений в области регулирования и стимулирования рынка, экономических тенденций на рынке, исследования технических достижений и многих других факторов, составляющих бизнес-среду, что позволяет быть ближе к потребителю, понимать и чувствовать его потребности и настроение.
Задачами маркетингового исследования рынка являются:
– определить способность рынка. Изучение рыночной способности поможет правильно оценить ваши шансы на этом рынке и избежать неоправданных рисков и потерь.
– определить свою долю рынка. Доля уже конкретная, и ее можно легко оттеснить, образуя будущие планы, а затем увеличить ее в будущем. Доля рынка является показателем успеха бизнеса компании.
– анализ поведения потребителей (анализ спроса).Данный анализ даст оценку степени лояльности потребителя к продукту и компании, ответит на вопрос: "Кто покупает и почему?" А, следовательно, поможет установить конкурентоспособные цены на продукцию, внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, то есть скорректировать все компоненты комплекса маркетинга.
– проведение анализа конкурентов (анализ предложения). Знания о продуктах и маркетинговой политике конкурентов необходимы для лучшей ориентации на рынке и корректировки индивидуальной политики ценообразования и продвижения организации, что обеспечит компании успех на рынке среди конкурентов.
– анализ каналов продаж, что позволит определить наиболее эффективные из них и сформировать готовый канал для оптимального движения продукта до конечного потребителя [7, с. 52].
Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться.
Маркетинговое исследование рынка осуществляется в двух разрезах:
– оценка данного момента времени с целью подстройки тех или иных рыночных параметров;
– получение значений для построения прогноза.
Рынок маркетинговых исследований в России начал свое формирование в конце 80-х годов прошлого столетия с появлением ВЦИОМ и пережил в своем развитии условно три серьезных этапа: зарождение, период бурного роста (появление основных игроков, методик, формирование спроса на маркетинговые и социологические исследования), период
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ.; Под общ.ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.;
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг / Г.Л.Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг : учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 233 с.
4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. / И.К. Белявский. – М.: Юрайт, 2015. – 311 с.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с англ. В.Б.Боброва; Общ.ред. и выступ. ст. Е.М.Пеньковой. – М.: Прогресс, 2012. – 733 с.
6. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник.– М.: ИКФ Омега–Л, 2012. – 656 с.
7. Куликова А.В. Маркетинговые исследования. Учебно-методическое пособие./ А.В. Куликова. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2017. – 70 с.
8. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. –М. : Издательство Юрайт, 2016. — 342 с.
9. Маркетинговое исследование рынка: методы и анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/304009/marketingovoe-issledovanie-ryinka-metodyi-i-analiz. – Загл. с экрана.
10. Продажи импульсного мороженого в России за год выросли на 15% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/07/14/n_8879837.shtml. – Загл. с экрана.
11. Производство мороженого в России за январь-июль 2018г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.puhanet.com/2018/10/01/производство-мороженого-в-России-за-январь-июль-2018г./ . – Загл. с экрана.
12. Российский рынок мороженого-2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.holodinfo.ru/rubrics/morozhenoe/rossijskij-rynok-morozhenogo-2018/ . – Загл. с экрана.
13. Тренды российского рынка мороженого-2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.holodinfo.ru/rubrics/morozhenoe/trendy-rossijskogo-rynka-morozhenogo-2019/ . – Загл. с экрана.
14. Экспорт и импорт мороженого за январь-июнь 2018г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.puhanet.com/2018/09/28/экспорт-и-импорт-мороженого-за-январь-июль-2018г/ . – Загл. с экрана.