Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Баскетбол находится на одном из самых первых мест по своей массовости, зрелищности и доступности средств и методов тренировки. В данный момент времени в этом виде спорта имеет множество учебных программ и методик, но в основном все они используются только для развития двигательной подготовленности спортсменов. Вместе с тем, на сегодняшний день, научные работы рассматривают, как правило, вопрос истории развития баскетбола, физическую, тактическую, техническую и другие виды подготовленности школьников. В то же время недостаточно публикаций о проведении учебных занятий по баскетболу с детьми младшего школьного возраста.
Занятия баскетболом способствуют развитию многих физических качеств. Различные прыжки, выполнение приемов техники нападения и защиты, развивают силу мышц туловища, ног и рук. Это в свою очередь ведет к развитию скорости, которая помогает овладению техникой и тактикой игры в баскетбол.
Баскетбол является одним из самых популярных игр детей и молодежи. Причины такой популярности, по мнению многих авторов, разнообразны. Ряд других авторов считают, что подобный факт обусловлен высокой воспитательной и оздоровительной ценности игры. Многие специалисты утверждают, что разнообразие движений в баскетболе способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма тех, кто занимается.
Баскетбол является одним из основных и неотъемлемых частей содержания занятий физической культуры и факультативных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных развлечений.
ФГОС для учащихся младших классов заключает материал по спортивным играм, но на изучение технических элементов и приемов игры в баскетбол отведено небольшое количество часов;
- со стороны школы мало внимания уделено формированию интереса к двигательным действам на основе игровой и соревновательной деятельности игры в баскетбол .
Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске путей реализации развивающего обучения двигательным умениям и навыкам в игровой деятельности, а, следовательно, повышении эффективности физического воспитания в начальной школе, и определили тему нашего исследования.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс занятий баскетболом с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования –методика обучения младших школьников элементам игры в баскетбол
Цель исследования – проанализировать методику обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретический аспект игры.
2. Проанализировать методические особенности обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
Методы исследования:
1.Анализ научных литературных источников.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования.
Основная часть представлена двумя главами.
Первая глава – обзор научной литературы по теме работы – носит теоретический характер, где раскрывается вопрос роли баскетбола в физическом воспитании детей.
Вторая глава раскрывает методические особенности обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Роль баскетбола в физическом воспитании детей
1.1.Характеристика спортивной игры баскетбол
Баскетбол – это командная игра, где действие каждого члена команды нацелено на максимально эффективный результат игры. Результат игры обладает определенными особенностями:
1. Матч баскетбола всегда сопровождается большим количеством очков за игру (в среднем 75-85);
2. В процессе игры, счет меняется практически каждые 30 секунд;
3. В баскетболе ничья невозможна.
Игроки в баскетбол в команде разделяются по функциям. Помимо физических качеств, игроки должны обладать хорошим восприятием времени, потому что в зависимости от распределения на площадке, они должны ориентироваться в разных временных интервалах.
Существует 5 главных составляющих баскетбола:
1. Бросок в корзину. Тренировка броска заключается в бросках с разных позиций, положений тела и т.д.
2. Ведение мяча. Игроки перемещаться по площадке могут только, периодическим ударяя мяч об пол. Запрещено вести мяч двумя руками и совершать пронос.
3. Передача мяча.
4. Подбор мяча. Мяч должен оставаться во владении команды даже после того как был совершен неудачный бросок.
5. Перемещение без мяча. В процессе игры только один баскетболист находится с мячом.
6. Действия остальных игроков нацелены на завершение атаки в свою пользу.
Техника нападения в баскетболе.
Перемещение баскетболиста на площадке. Стойка баскетболиста. Остановка: прыжком и двумя шагами. Повороты на месте. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение мяча. Штрафные броски. Перевод мяча за спиной. Обучение финтам. Броски со средней дистанции.
Техника нападения подразделяется на технику передвижения и владения мячом. В процессе передвижения по площадке игрок перемещается с помощью прыжков, ходьбы, бега, поворотов и остановки. Передвижения выступают основой техники баскетбола .
Ходьба – использование ходьбы в процессе игры способствует смене позиций, снижению интенсивности игровых действия, смене скорости движения. Бег – основное средство передвижения в баскетболе. Прыжки – в процессе игры, баскетболист совершает до 150 прыжков. В баскетболе используется два вида прыжков. Остановка – используется спортсменом для освобождения от натиска противника и выхода на свободное место. Повороты – используются от ухода от защитника и укрывания мяча.
Техника владения мячом включает в себя ловлю мяча, передачу, ведение и броски мяча.
Техника защиты в баскетболе.
Стойка баскетболиста. Передвижение приставным шагом. «Золотое правило баскетбола». Выбивание, перехват, вырывание мяча. Борьба за мяч на щите.
Техника защиты подразделяется на технику передвижений и отбора мяча. Все приемы защиты направлены на прерывание акта атаки противоборствующей команды и, тем самым, помешать броску мяча в корзину своей команды. Все действия защитника способствуют тому, чтобы защитник занял удобную позицию для выполнения приемов защиты.
Техника игры в защите должна изучаться совместно с техникой игры в нападении. Обучение технике защитной стойки и передвижений начинается параллельно с изучением техники игры в нападении. Основным приемам противодействия и овладения мячом обучают в контексте усвоения учениками конкретных приемов нападения. Технический арсенал нападающего больше, нежели у защитника, но, в то же время, приемы защиты более универсальны и обладают высокой эффективностью в игровых ситуациях.
Игрок, усваивая приемы нападения, без труда усвоит и приемы защиты. Ведь чтобы уметь противоборствовать нападению, необходимо знать его приемы и хитрости.
Тактика нападения и защиты.
Тактика нападения: индивидуальные и групповые действия. Взаимодействие в двойках и тройках. Групповые и командные взаимодействия. Комбинационное нападение. Тактика защиты: индивидуальные действия, групповые взаимодействия, командные действия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бондарь А.А. Анализ эффективности методов тренировки баскетболистов проверка средств и методов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в баскетболе /А.А. Бондарь //Развитие научного и художественного мышления как фактор воспитания личтосни.-2017.-С.304-309.
2. Борисов А.А. Совершенствование методики обучения баскетболу учащихся младших классов /А.А. Борисов //Начальная школа плюс до и после.-2012.-№9.-С.86-89.
3. Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР», 2007.-224с.
4. Григорьева И. В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. В. Григорьева, Е. Г. Волкова, Ю. С. Водолазов ; ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». – Электрон. дан. — Воронеж, 2012. – 87 с.
5. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» .- М.: Советский спорт, 2013.- 299 с.
6. Кириллова Е. С. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-272
7. Кокоулина О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта. Учебно-практическое пособие /О.П. Кокоулина.- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 426 с.
8. Лях А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич, -М.: Просвещение, 2011
9. Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций/Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2019. - 77 с.
10. Современное состояние и перспективы развития баскетбола /Под ред. С.В. Чернова [и др.].-М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образование, 2017.-С.149.
11. Степанова М.М. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников /М.М. Степанова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2016.-№8.-С.93-99.
12. Столяров В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : монография // Саратов: Наука, 2013, 312с.
13. Теория и методика физической культуры. /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.
14. Тычинин Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
15. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2013. - 424 с.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия,2014.- 465 с.
17. Червякова Е.Э. Обучение элементам баскетбола в начальной школе /Е.Э. Червякова //XXII Царскосельские чтения.-2018.-С.169-173.