Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность настоящей курсовой работы заключается в том, что сегодня российские СМИ не проводят мониторинга на предмет выявления отношения аудитории к самим себе. В результате формируется большой
2
разрыв между представлениями СМИ о самих себе и реальным отношением к СМИ аудитории. Особенно эта проблема актуальна для молодежи. СМИ крайне мало времени уделяют данной возрастной категории. Ресурсы современных СМИ практически ничего не рассказывают о жизни подростков или о программах для подростков. Складывается ощущение, что в России просто нет подростков, а соответственно у них нет и никаких проблем. В отношении студенчества ситуация немного лучше. По крайней мере, периодически СМИ публикуют информацию о государственных решениях, посвященных увеличению государственной поддержки талантливым и перспективным студентам. Увеличивается размер стипендии, вводятся стандарты общежитий, льготный проезд студентам в общественном транспорте и т.д. Это все важные части жизни студенчества, но это не все. Найти критические материалы, посвященные освещению жизни студенчества, отсутствуют. На страницах СМИ нет материалов, которые отражали бы проблемы или особенности социальной группы – студенчество. При этом нужно помнить, что студенты не работают по специальности, студенты очной формы обучения вынуждены работать во время учебной сессии и буквально выбирать оставаться в городе на работе или уезжать к себе на малую родину. Глава 1. Проблема освещения жизни студенчества в печатных СМИ 1.1 Студенчество как объект внимания печатных СМИ: традиции и современность
В больших городах предпочтение отдается сетевым СМИ. Дело в том, что в больших городах доступен бесплатный доступ в Интернет, однако следует признать, что жизнь людей все больше движется в виртуальную реальность, порождая все новые и новые «угрозы для ноосферы». Из
3
положительных или отрицательных примеров можно выбрать следующие ресурсы: «Lenta.ru», «РИА-НОВОСТИ», «Метро», «Комсомольская, правда», «ИА Regnum», «Деловой Петербург». Так же «Аргументы и факты», «Индекс. нет». Из телевизионных ресурсов упоминаются «Би-биси Россия», «ОРТ», «РТР», «НТВ», «РТ», «ТВ Центр», «5 канал», «Культура». Радио станции «Вести ФМ» и «ЭХО Москвы»[15]. Однако следует учитывать тот факт, что все больше молодых людей отказываются читать печатные издания, предпочитая Интернет, телевидение и радио. Итак, скажем, Т.В. Кузнецова, анализируя основные тенденции в представлении ценностей в печатных СМИ, называет газеты «Комсомольская правда», «Метро» и «Известия» как таковые, в которых «существовала тенденция к значительному преодолению позитивных концепций по сравнению с негативными концепциями» [4]. Если говорить о позитивных / негативных концепциях, то люди считают, что в СМИ распространяются в основном позитивные ценности. Это поддержка интересов государства, патриотизм, качественное образование, демократия, культура, семья, историческая память. Так же это свобода слова, национальная идентичность, честность, единство, независимость, достоинство, права человека и т. д. [1]. 1.2 Типологические характеристики исследованных печатных изданий Белгородчины
Молодежь Белгородской области - это интеллектуальный, репродуктивный, экономический, социальный и культурный заповедник региона, его стратегический ресурс и капитал. В регионе проживает около 400 000 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет около 37% населения трудоспособного возраста, более 22% электората и более 25% от общей численности населения региона. Практически все
4
белгородские СМИ, так или иначе, возглавляются этой активной и мобильной частью общественности региона [5]. Белгородская молодежь как средство массовой информации представлена во множестве статей. Ее количественные и качественные характеристики приняты во внимание авторами большого количества диссертаций. К ним относятся психологические, социокультурные, профессиональные и др. характеристики. Дифференциация молодежи необходима для определения того, в какой степени характеристики, присущие ее различным группам, учитываются при подготовке публикаций для региональных СМИ, в том числе предназначенных для молодежи. Несмотря на наличие ряда конкретных социологических работ, изучение выбранной темы следует охарактеризовать как недостаточное, поскольку исследователи не взялись за задачу специального углубленного изучения молодежи как конкретной аудитории региональных СМИ. Доступную литературу по изучаемой проблеме можно разделить на различные тематические области. Сами молодежные СМИ (пресса и телевидение) изучал советский писатель В.Н. Ганичев [5], современными исследователями Л.В. Цвик, М.Е. Аникина [6, 7] и др. Тема современной молодежной политики (молодежная), работы И.М. Ильинского [8], авторов из Белгорода, В.В. Овчинникова и др. [9].
Глава 2. Публикации печатных СМИ Белгородчины 2017-2018 гг. на тему студенчества 2.1. Проблемно-тематический анализ публикаций о жизни белгородского студенчества в печатной прессе Белгородчины
Большую часть материалов региональных СМИ составляют новости о различных фестивалях и молодежных мероприятиях, информационные сообщения о результатах деятельности региональных агентств по делам молодежи, сведения о работе научно-практических конференций по
5
духовно-нравственному воспитанию молодежи, молодежные правительственные мероприятия, молодежные выборы, советы и т.д. Большинство представленных информационных материалов имеют позитивную направленность [16]. Что касается проблемных статей и аналитических отчетов, то это негативные материалы, вышедшие более чем за двадцать месяцев, или статьи и предвыборные агитационные отчеты, опубликованные в октябре 2010 года накануне выборов депутатов областной Думы. Проблемные материалы посвящены несовершеннолетним, которые живут без регистрации гражданства, негативному отношению к празднованию Хэллоуина, плохой организации развлекательных мероприятий для молодых сельских жителей, судьбе подростков, покинувших дом и т. Д. В предвыборных кампаниях говорилось о различных молодежных акциях и экологических мероприятиях, защите прав потребителей, росте цен и т. Д. [24]. Следует отметить, что власти заказывают негативные материалы для формирования общественного мнения (статьи против празднования Хэллоуина) или инициируют в основном журналисты белгородских приложений к межрегиональным и федеральным изданиям («Life-Byt», «АиФ Белгород» и др.). Реже - региональные СМИ (Белгородские Известия, Смена, Белгородская телерадиокомпания, Белогорье Мир и др.). В случае негативного материала о законе, о СМИ Департамент образования, культуры и молодежной политики области готовит официальный ответ редакции. Большой общественный интерес, особенно среди молодежи, был вызван последствиями реализации программы, гарантирующей духовную безопасность населения региона. Поэтому информация о рекомендациях властей не организовывать музыкальные концерты в стиле «хэви-метал» и не организовывать торжества в честь Дня святого Валентина «просочилась» в федеральные СМИ. Они также представили его как
6
«жареный факт» под заголовками вроде «Губернатор Савченко запретил хэви-метал и День святого Валентина» [18]. 2.2. Жанрово-стилистический аспект выступлений региональной печатной прессы, посвященных жизни белгородского студенчества
В Белгородской области нет отдельных изданий и телевизионных программ для мальчиков и девочек, ориентированных на разные возрастные группы молодежи. Более того, молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет часто становятся лишь частью СМИ, заявляют о себе молодые. Например, региональная газета «Смена», которая позиционируется как молодой человек, не намерена терять «взрослого» читателя, который является его основным подписчиком, и регулярно публикует материалы на газоне. В то же время в регионе существует потребность в специализированных средствах массовой информации для молодежи, по крайней мере, общего характера (для всех возрастов, девочек и мальчиков) [28]. В настоящее время, помимо областной молодежной газеты «Смена» (с 1956 г.) и ее юнкоровского приложения «Вторая смена» (с 2003 г.), в регионе действует радиопрограмма для молодежи «Горизонт» (ГТРК Белгород, с 2006 г.). Кроме того, есть молодежные приложения к «взрослым» изданиям - «Входите в зону» в общественно-политической газете «Голос Белогорья» (с осени 2017 г.), онлайн в городской общественно-политической газете «Наш Белгород» (с марта 2018 г., с июня того же года идет под названием «Репортер»). Молодежные заявки, в выпуске которых активно участвуют студенты факультета журналистики Белгородского государственного университета, привлекают удачной версткой, обилием фотографий, интересными темами и презентацией материалов. Как долго они будут длиться, время покажет.
7
Заключение Современная молодежь предпочитает онлайн-версии печатных и вещательных СМИ. Большинство из них были выведены в традиционных ценностях для украинцев, которые хотят сохранить. Более того, в молодежной среде утверждаются личные ценности (саморазвитие, самосовершенствование, внимание к успеху, критическое восприятие информации), что, несомненно, станет надежной основой для развития гражданского общества. Молодежные заявки, в выпуске которых активно участвуют студенты факультета журналистики Белгородского государственного университета, привлекают удачной версткой, обилием фотографий, интересными темами и презентацией материалов. Как долго они будут длиться, время покажет. Эти проекты часто имеют короткую жизнь. Например, молодежное приложение «Наш Белгород» под названием «ProBel» выпускалось студентами факультета журналистики Белгородского государственного университета с 2016 по 2018 год.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Средства массовой информации . Вчера, Сегодня. Завтра. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с. 2. Власова А.О., Богданова Е.А. Средства массовой информации в России. Про и Контра. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с. 3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Региональные средства массовой информации. Правовые аспекты деятельности. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с. 4. Измайлова В.П. Характеристики средств массовой информации. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
8
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Студенческие средства массовой информации. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с. 6. Ильина В.О. Актуальные проблемы СИ для молодежи и студенчества // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123 7. Казанцев А.А., Сорокина А.Л. СМИ Белгородской области. Проблемы молодежи // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 20-25. 8. Калдор М. Стилистика региональных СМИ / пер. с англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с. 9. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. СМИ Белгородской области. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с. 10. Корецкий В.И. Белгородская молодежь. Проблемы освещения деятельности – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с. 11. Котов М.С., Егоров С.С. Причины и следствия популярности региональных СМИ. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с. 12. Курылев К.П., Мартыненко Е.В., Пархитько Н.П., Станис Д.В. СМИ Белгородчины. Перспективы и недостатки // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 4. С. 130-149 13. Лебедева М.М. Преимущества и недостатки журналистики в Белгородской области // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 94-103 14. Мартыненко Е.В., Сырхаев А.А. студенческая тематика в СМИ Белгородской области // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 78-93
9
15. Михайленко А.Н. Студенческие и молодежные СМИ в России: быть или не быть? // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 124-138 16. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Региональные СМИ. Опыт применения в мире. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с. 17. Назарова А.М. Возможности региональных СМИ влиять на молодежь. На примере Белгородской области / А.М. Назарова, Е.В. Тимофееева // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014 – С. 130-41 18. Назарова А.М. Феномен региональных СМИ и их инструменты воздействия на целевую аудиторию // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 116-129 19. Никитин В.М. Региональные СМИ. Основное средство воздействия и изучения студенчества. /// Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014 – С. 140-152 20. Никитин В.М. СМИ Белгородской области и их способы воздействия на студенчество // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 137-145 21. Семѐнов С.И. Журналистика в Белгородской области. Перспективы развития // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 152-167-93 22. Суворов В.А. Современные молодежные российские региональные СМИ. Достоинства и недостатки. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
10
23. Терентьева О.В., Логинова В.С. Современная российская журналистика. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с. 24. Титова Н.С. Тема студенчества в региональных СМИ. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с. 25. Федорова О.Д. Региональные СМИ в современной российской журналистике. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с. 26. Фененко А. Современная история международных отношений: 1991 – 2015. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с. 27. Щербакова А.А. Исследование белгородских СМИ и освещения ими проблем студенчества // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 386-397 28. Ярцев Е.Н. Проблемы студенчества в региональных и федеральных СМИ // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 412-425 Список источников
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Средства массовой информации . Вчера, Сегодня. Завтра. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с. 2. Власова А.О., Богданова Е.А. Средства массовой информации в России. Про и Контра. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с. 3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Региональные средства массовой информации. Правовые аспекты деятельности. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с. 4. Измайлова В.П. Характеристики средств массовой информации. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
11
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Студенческие средства массовой информации. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с. 6. Ильина В.О. Актуальные проблемы СИ для молодежи и студенчества // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123 7. Казанцев А.А., Сорокина А.Л. СМИ Белгородской области. Проблемы молодежи // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 20-25. 8. Калдор М. Стилистика региональных СМИ / пер. с англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с. 9. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. СМИ Белгородской области. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с. 10. Корецкий В.И. Белгородская молодежь. Проблемы освещения деятельности – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с. 11. Котов М.С., Егоров С.С. Причины и следствия популярности региональных СМИ. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с. 12. Курылев К.П., Мартыненко Е.В., Пархитько Н.П., Станис Д.В. СМИ Белгородщины. Перспективы и недостатки // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 4. С. 130-149 13. Лебедева М.М. Преимущества и недостатки журналистики в Белгородской области // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 94-103 14. Мартыненко Е.В., Сырхаев А.А. студенческая тематика в СМИ Белгородской области // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 78-93
12
15. Михайленко А.Н. Студенческие и молодежные СМИ в России: быть или не быть? // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 124-138 16. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Региональные СМИ. Опыт применения в мире. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с. 17. Назарова А.М. Возможности региональных СМИ влиять на молодежь. На примере Белгородской области / А.М. Назарова, Е.В. Тимофеева // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014 – С. 130-41 18. Назарова А.М. Феномен региональных СМИ и их инструменты воздействия на целевую аудиторию // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 116-129 19. Никитин В.М. Региональные СМИ. Основное средство воздействия и изучения студенчества. /// Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014 – С. 140-152 20. Никитин В.М. СМИ Белгородской области и их способы воздействия на студенчество // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 137-145 21. Семѐнов С.И. Журналистика в Белгородской области. Перспективы развития // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 152-167-93 22. Суворов В.А. Современные молодежные российские региональные СМИ. Достоинства и недостатки. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
13
23. Терентьева О.В., Логинова В.С. Современная российская журналистика. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с. 24. Титова Н.С. Тема студенчества в региональных СМИ. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с. 25. Федорова О.Д. Региональные СМИ в современной российской журналистике. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с. 26. Фененко А. Современная история международных отношений: 1991 – 2015. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с. 27. Щербакова А.А. Исследование белгородских СМИ и освещения ими проблем студенчества // Материалы международного научнопрактического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 386-397 28. Ярцев Е.Н. Проблемы студенчества в региональных и федеральных СМИ // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 412-425