Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Так сложилось, что в России слово «лоббизм» имеет некоторое негативное значение и предполагает скрытые и часто незаконные договоренности. Однако во многих зарубежных странах это привычная практика решения различных задач предприятий, органов государственной власти и общественных объединений.
Произошедшие за последние годы в России существенные изменения в политической системе и государственном управлении привели к трансформации понимания лоббизма, сделав его одним из инструментов решения многих общественно-политических вопросов. Помимо лоббизма интерес вызывают технологии лонгролинга и кикбэк, которые также используются в России. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть эти явления и особенности их использования коммерческим структурами.
Степень изученности данной темы недостаточно высокая, что обусловлено ее сложностью и неоднозначными подходами к анализу. В современных исследованиях нет единого понимания и определения понятия «лоббизм», в законодательстве также данное понятие не представлено. Большинство же людей, не имеющих отношения к политике, не представляют себе сущность лоббизма и его влияние на политическую деятельность.
Тем не менее в научной литературе лоббизм вызывает интерес, и многие авторы занимаются исследованием данного явления. Наибольший вклад в анализ лоббизма как вида профессиональной деятельности внесли А. Бентли, Д. Трумен, М. Олсон, Р. Сэлcбери. Именно, эта плеяда ученых в совокупности формирует теорию функционирования групп интересов.
На современном этапе многие исследователи предпринимают попытки представить свое определение лоббизма, а также лонгролинга и кикбэкинга (И.О. Агапов, Н.А.Глазкова, А.Д. Гареева, С.Н. Лешинская и другие). Однако, потенциал для развития данных исследований значителен, так как важно определить их значение и перспективы развития и влияния на экономические и политические процессы, что обуславливает актуальность заявленной темы.
Хронологические рамки исследования: 2000-2018 гг.
Цель работы – провести анализ способов оценки политического влияния фирмы на микроэкономические процессы с помощью лоббизма, логроллинга и кикбэка.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность лоббизма,
- рассмотреть понятие и сущность кикбэка,
- выявить проблемы лоббизма, логроллинга и кикбэка на современном этапе,
- определить перспективы развития лоббизма, логроллинга и кикбэка в России.
Предмет исследования – технологии лоббирования, логролинга и кикбэкинга.
Объект исследования – общественно-политические и экономические отношения определяющие влияния фирмы на микроэкономические процессы.
Методы исследования – анализа и синтеза, контент анализа научных статей, документационный и сравнительный анализ, системный и комплексный подход.
Информационную базу исследования представляют монографии и научные статьи, как опубликованные, так и представленные в Интернет-ресурсах.
Структура работы обусловлена сложностью и представлена двумя главами и пятью параграфами, заключением и списком использованных источников и литературы.
В первой главе исследования определены ключевые аспекты сущности и содержания понятий лоббизм, логролинг и кикбэкинг, обозначены их виды, рассмотрены особенности проявления в разных странах и сферах.
Во второй главе исследования представлены проблемы осуществления лоббизма, логролинга и кикбэкинга, а также перспективы их развития в России.
Работа представлена на 30 страницах, с использованием 19 источников литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОСОБОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ФИРМЫ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1.1. Понятие и сущность лоббизма
Понятие «лоббирование» достаточно активно используется на протяжении нескольких последних десятилетий, однако до сих пор имеет неоднозначную трактовку.
В переводе с английского «lobbie» - кулуар. В политическом значении - это стимулирование решения определенных вопросов в пользу заинтересованных лиц.
Сегодня институт лоббизма формируется нормальным стихийным и естественным путем – пишутся и обсуждаются варианты профессиональных стандартов, созревают новые лидеры отрасли, создаются просветительские проекты, пишутся тематические книги и сценарии, открываются кафедры с профильными специализациями, увеличивается общая численность лоббистов, GR-специалистов и представителей интересов .
Поверхностный взгляд определяет существующие процессы исключительно как формирование института лоббизма, не замечая, что лоббирование – это, в первую очередь, инструмент гражданского общества. К сожалению, пока в нашей стране не принято связывать институт лоббизма с институтами гражданского общества. Вернее, считать институт лоббизма составляющим элементом или инструментом института гражданского общества. Хотя как раз представление интересов предпринимательства на всех уровнях власти становится условием развития гражданского общества. И роль лоббистов и GR-специалистов первостепенна в этом деле, так как они действуют профессионально, опираясь на знания и накопленный опыт, и могут быть эффективны с опорой на специализацию на всех уровнях власти – на муниципальном, региональном и федеральном.
Различают прямой, косвенный и внутренний лоббизм. Прямой лоббизм — это непосредственное воздействие на представителей соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, удовлетворяющего конкретные интересы. Косвенный лоббизм — организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят за пределами государственных органов, часто без указания конкретного адресата. Например, путем формирования общественного мнения с помощью средств массовой информации, массовых акций или даже судебных процессов. Внутренний лоббизм — деятельность какой-либо группировки внутри какого-либо органа с целью добиться принятия определенного решения различными путями.
Сегодня очевидно, что успех в бизнесе не возможен без создания устойчивых и эффективных каналов взаимодействия с органами государственной власти. Их формирование и эффективное использование сводится к систематической работе по информированию и убеждению представителей власти и политики в принятии более выгодного для предпринимателя решения.
Не стоит так же забывать и о том, что государство и госаппарат сами являются одними из крупнейших потребителей товаров и услуг. В виду того, что решения государственных структур связаны с принятием общеправовых норм, распределением ресурсов и проведением тендеров, правильно сформированная связь между бизнесом и властью играет важную роль в достижении успеха, позиционировании и продвижении товара, а также завоевании на рынке лидирующих позиций.
Существенным преимуществом использовании лоббирования является возможность оперативного решения спорных ситуаций и проблем компании, пресечение возможных конфликтов в самом их зародыше .
На практике бизнесу постоянно приходится сталкиваться с последствиями лоббирования своих интересов со стороны компаний-конкурентов. При таких обстоятельствах, часто бывает, что органы власти неосознанно создают неблагоприятные условия и искусственные барьеры, которые становятся серьёзной преградой для других компаний, пытающихся выйти на рынок или наладить выпуск новой продукции.
Если бизнесмен делает ставку на успешное и долгосрочное развитие своего предприятия, завоевание новых рынков сбыта он вынужден поднять уровень лоббирования и продвижения своих интересов на профессиональный и системный уровень.
Помимо возможности применения традиционных способов и методов лоббирования, доступных широкому кругу профессионалов, существуют ключевые предпосылки, определяющие успех и эффективность продвижения интересов бизнеса. Эти предпосылки заключены прежде всего специфических качествах того, кто лоббирует и продвигает интересы.
Основные принципы лоббирования интересов коммерческих фирм:
• Независимость и самостоятельность. Власть, политики и общество ценят независимую точку зрения.
• Профессионализм и большой личный опыт работы с органами государственной власти. Своевременные факты, глубокое знание предмета и конкретные примеры — вот что бесценно.
• Внепартийность и независимость от политической конъюнктуры. Дела бизнеса лучше представлять на внепартийной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Опубликованные
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства. – 2008. - №4254. – Ст.234
Монографии, статьи
2. Абрамова А.И. Лоббизм в законотворческой деятельности // Журнал российского права. – 2014. — №6(210). – С.15-25.
3. Агапов И.О. Юридические особенности лоббирования в России // В сборнике: Право: история, теория, практика. – Материалы IV Международной научной конференции. – 2016. – С.1-4.
4. Агапов И.О. Историко-правовой анализ термина «лоббизм» // Казанская наука. – 2015. — №3. – С.112-119.
5. Алексанян А. Цивилизованный лоббизм в системе «власть-общество» // Юридическая техника. – 2014. — №8. – 527-531
6. Арутюнян А. С. Современный лоббизм: формы, методы, проявления // Социологические исследования. - 2014. - № 6. - С. 60-68
7. Балевская Я. Д., Федотов М. И. Лоббизм как общественно-политическое явление // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 243-245
8. Гареева А.Д. Политический лоббизм // NovaInfo. – 2016. – Т.2. — №48. – С.334-337.
9. Ешев М.А., Леонов Н.О. Некоторые аспекты проблемы правового регулирования лоббизма в Российской Федерации // В сб.: Фундаментальные и прикладные науки сегодня. Материалы VII международной научно-практической конференции. – 2016. – С.191-194.
10. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. - М.: ИСКРАН, 1994. - 42 с.
11. Кривец А.П. Коррупция как объект политологического исследования // Социально-политические науки. - 2015. - № 3. - С. 37-39
12. Лещинская С.Н. Лоббирование как теневой процесс в социальном управлении // Апробация. – 2015. — №8(35). – С.99.
13. Лукманова А.С. Лоббизм в России: анализ современной специфики // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. — №45. – С.153-158.
14. Муращенков С.В., Киняшева Ю.Б. Информационный лоббизм в системе представительства интересов гражданского общества в органах государственной власти современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С.35-37
Неопубликованные источники
15. Глазкова Л. Лоббизм: слово не русское, а явление знакомое // Российская Федерация сегодня [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.russia-today.ru/article.php?i=2210(дата обращения: 19.03.2019)
16. Жданов С.П., Кузнецова Н.В. К вопросу о лоббизме и лоббистской деятельности // Вестник КГУ. 2016. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-lobbizme-i-lobbistskoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.03.2019)
17. Лоббизм в США как высшая форма коррупции [Электронный ресурс] Режим доступа : URL:https://cont.ws/@dimmer/272309 (дата обращения: 19.03.2019)
18. Сучкова А.А. Лоббизм: основные подходы к пониманию // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbizm-osnovnye-podhody-k-ponimaniyu (дата обращения: 19.03.2019).
19. Толмачева И. Институт лоббизма в России и мире.6 современные тенденции [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.iarex.ru/articles/53974.html (дата обращения: 19.03.2019)