Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Широко известно, что в общий процесс спортивной тренировки волейболистов включаются шесть органически связанных друг с другом видов подготовки: физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и игровая. В существующей системе спортивных тренировок физическая подготовка волейболистов осуществляет важную роль – она дает
2
возможность создания благоприятных предпосылок для решения задач техникотактической, психологической и игровой подготовки.
В понятие физической подготовки входит воспитание двигательных (физических) качеств и способностей, которые необходимы волейболисту во время его игровой деятельности [4, 9].
Вопросы методики воспитания таких качеств у юных спортсменовволейболистов имеют тесную взаимосвязь с проблемами физиологических особенностей возраста, которые обусловливают строение и функции детского организма. По причине того, что в подростковом и юношеском возрасте человеческий организм находится в стадии неоконченного формирования, воздействие физических упражнений как позитивное, так и негативное проявляется особенно заметно.
3
Глава 1. Развитие физических способностей волейболистов
1.1 Волейбол как игровой вид спорта
Волейбол это неконтактный, комбинационный вид спорта, в котором каждый игрок имеет определенную специализацию на площадке. Основные качества для игроков в волейбол – это прыгучесть, дающая возможность высоко подниматься над сеткой, координация, реакция, физическая сила для эффективного проведения атакующих ударов [5].
Для любителей волейбол является представляет собой распространённое развлечение и способ отдыха, что определяется простотой правил и высокой доступностью инвентаря.
В настоящее время имеются многочисленные варианты волейбола, ставшие ответвлениями от основного вида. К ним относятся: пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), пионербол, мини-волейбол, парковый волейбол (утверждён конгрессом FIVB в ноябре 1998 года в Токио).
Занятия волейболом являются очень эффективным средством укрепления здоровья и физического развития. Правильная организация занятий волейболом способствует укреплению костно-мышечного аппарата и комплексному совершенствованию всех функций организма.
1.2 Физиологические особенности волейболистов 11- 14 лет
В основе развития координационных способностей являются анатомофизиологические задатки: природные свойства анализаторов, уровень развития и соотношения сигнальных систем, свойства нервной системы (уравновешенность и подвижность, сила, лабильность), отдельные уровни центральной нервной системы.
У подростков 13-14 лет еще часто проявляется недостаточность способности сохранять равновесие на подвижной опоре [1,2].
В возрастном период от 10-14 лет отмечается достижение максимального развития значительной части физических качеств. Этот период является весьма благоприятным для развития ловкости, координационных качеств. В условиях растущей тенденции в современном волейболе к росту конкурентоспособности команд для достижения победы над соперником роль психологической подготовки становится приоритетной.
4
Сенситивным периодом развития различных проявлений качества ловкости является возраст с 7-10 до 13-15 лет. Именно в это время применяемые в физическом воспитании средства и методы определяют наилучший тренирующий эффект [15].
Характеристику работы сердечно-сосудистой системы чаще всего определяют показатели пульса и артериального давления. Частота сердечных сокращений в возрасте 11 -14 лет составляет 80 ударов в минуту в спокойном состоянии. В подростковом возрасте минутный объем крови (МОК) достигает 2,6 л/мин и более.
1.3. Средства и методы развития координационных способностей
В практике физического воспитания и спорта имеется огромное количество средств для влияния на координационные способности волейболистов.
В качестве основного средства воспитания координационных способностей признаются физические упражнения, содержащие элементы новизны, упражнения повышенной координационной сложности [12].
Усложнить физические упражнения можно в результате изменения пространственных, динамических, временных параметров. Процесс усложнения может также осуществляться за счет внешних условий, изменения порядка расположения снарядов, их веса, высоты; изменения площади опоры или увеличения ее подвижности в упражнениях на равновесие и т.п. Можно также комбинировать двигательные навыки; сочетать ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполнять упражнения за ограниченный промежуток времени или по сигналу.
На развитие координационных способностей большое влияние оказывает освоение правильной техники естественных движений: различных прыжков, метания, бега, лазанья.
Для воспитания координационных способностей быстрого и целесообразного перестраивания двигательной деятельности в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами являются подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, единоборства, горнолыжный спорт, передвижения на лыжах по пересеченной местности, акробатические упражнения.
Особая группа средств представлена упражнениями с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, которые определяют управление и регуляцию двигательных действий. К таким
5
упражнениям относятся упражнения по выработке чувства времени, пространства, степени развиваемых мышечных усилий [17, 18].
Разработка специальных упражнений для совершенствования координационных движений происходит с учетом специфики избранного вида спорта и предполагает использование упражнений, координационно сходных с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
1.4. Акробатическая подготовка волейболиста
Основным направлением совершенствования двигательных действий спортсмена является совершенствование большого «набора» движений, которые формируются в ходе приближенных к условиям соревнований различных детерминированно-вероятностных вариативных ситуаций.
В связи с этим определяются следующие направления совершенствования спортивной техники. Первое определяется уточнением и улучшением координационной структуры движений. Второе направление предполагает совершенствование спортивной техники в результате расширения двигательного потенциала спортсмена и, наконец, третье направление связывает совершенствование спортивной техники с повышением ее надежности и помехоустойчивости к воздействию сбивающих факторов. Акробатическую подготовку можно отнести к такому виду подготовки, который включает все три направления освоения и совершенствования двигательных действий в волейболе [21].
Применение в волейболе акробатических упражнений, имеющих сходство, основанное на биомеханических характеристиках, с техническими действиями спортсмена позволяет повышать эффективность игровой и соревновательной деятельности, сокращать сроки обучения техническим действиям и создавать предпосылки к дальнейшему повышению спортивного мастерства.
Исследования Н.С. Северцева и В.В. Рыцарева (2007), рассматривающие организм как динамически открытую систему, стали основой использования в тренировочном процессе волейболистов акробатической подготовки. Открытая система преобразует поток энергии в кинематическую и энергетическую [21].
Глава 2. Акробатические упражнения в тренировочном процессе волейболистов
2.1. Подготовительные и подводящие упражнения
6
Подготовительные и подводящие акробатические упражнения помогают иным спортсменам овладевать наиболее простыми видами движений, учат занимающихся элементам самостраховки, помогают освоить технику наиболее рациональных и быстрых способов вставания. Выполнение этих упражнений способствует развитию у юных волейболистов основных физических качеств, таких как сила, ловкость, подвижность и гибкость в суставах, способность ориентироваться в пространстве, координация собственных движений [3, 21].
При прочном усвоении подводящих и подготовительных упражнений занимающиеся в дальнейшем быстро и правильно овладевают техникой более сложных движений.
К подводящим или подготовительным акробатическим упражнениям, используемым в подготовке юных волейболистов, относятся перекаты, кувырки, стойки, мосты [7, 9].
Перекат представляет собой неполное вращение тела без выполнения переворота через голову. Тело спортсмена при выполнении переката последовательно касается пола тазом, спиной, лопатками или грудью, животом, бедрами и т. д.
Перекат модно выполнять различным образом. После того, как обучающийся освоит группировку и перекат, это упражнение можно выполнять из исходного положения присед в группировке, присед на одной ноге, сед согнувшись.
В дальнейшем можно проводить обучение перекатам без группировки, выполняя их из того же исходного положения: сед, приседа на двух или на одной ноге.
2.2. Специальные акробатические упражнения
Специальные акробатические упражнения, используемые в подготовке юных волейболистов, являются подводящими упражнениями для обучения спортсменов технике приема мяча с падением в защите и при страховке.
Падения и броски представляют собой различные способы мгновенно перемещаться. С точки зрения акробатики падения и броски рассматриваются в качестве способов при вынужденной потере равновесия самостраховки, то есть способности мягко приземляться [21].
7
Способность владения различными приемами падений и бросков в волейболе практически значимой, поскольку мягкое приземление в волейболе из любых положений тела страхует игроков от ушибов и травм.
Овладение умением падать и выполнять броски развивает у юных спортсменов смелость и уверенность в своих силах, приучает их к свободному и быстрому перемещению. Использование падений и бросков в спортивной практике юных волейболистов позволяет значительно расширить возможности игры в защите и на страховке, определяет активные действия не только при игре в своей зоне, но и обусловливает в нужный момент возможность оказания помощи партнерам.
Анализ игры ведущих волейбольных команд страны в защите наглядно демонстрирует, что в технике современного волейбола можно эффективно использовать не только описанные в литературе перекаты и скольжения, но также применять другие способы приземления, в частности, приземления с амортизацией руками и туловищем [5].
Применение в технике игры волейболистов в защите падений и бросков с амортизацией обусловлено несомненно необходимостью защитника играть в низкой стойке.
Хотя в настоящее время чаще используются те приемы с амортизацией, которые требуют меньше времени и затрат на подготовку и выполнение, необходимо обучить волейболистов технике всех разновидностей самостраховки, потому что только игровая ситуация и практический опыт смогут подсказать спортсмену, какие следует предпочесть падения и броски.
Изучение специальных акробатических упражнений в тренировках юных волейболистов следует начинать только после того, как материал предыдущего раздела будет прочно усвоен. В обучении специальным акробатическим упражнениям необходимо строго учитывать для каждого занимающегося его индивидуальную физическую подготовленность.
Основной задачей начального обучения этим упражнениям является достижение мягкого приземления. Этого возможно добиться при максимальном снижении общего центра тяжести спортсмена: наклоном, седом на пятку, плотной группировкой и т. д.
В процессе совершенствования падений и бросков после предшествующего перемещения использование поступательного движения, которое погашается при помощи переката, кувырка или скольжения, обеспечивается мягкость приземления. Поэтому начинать разучивать специальные акробатические упражнения рекомендуется из статического исходного положения, затем
8
переходить к совершенствованию их с разбега с постепенным увеличением его длины и скорости [19, 21].
2.3. Акробатические упражнения для совершенствования ориентировки и ловкости
В целях улучшения двигательных возможностей юных спортсменов, совершенствования ориентировки в пространстве и развития ловкости могут быть использованы прыжки с трамплина или простейшие прыжки на батуте [21].
Прыжки с трамплина могут быть использованы при освоении юными волейболистами движения в воздухе и мягкого приземления, которые подготавливают спортсменов к последующей игровой деятельности.
Отдельные виды акробатических прыжков можно использовать в качестве дополнительного материала на занятиях с использованием акробатики. Так, после того, как занимающиеся успешно овладели техникой выполнения перекатов и кувырков, можно изучить технику подъема разгибом, после отработки техники стоек изучить переворот в сторону, курбет, после моста – отработать перекидки, переворот и др.
У спортсменов и тренеров все более популярными становятся упражнения на батуте, которые отличным средством для тренировки вестибулярного аппарата. Их можно выполнять спортсменам в любом возрасте, с различным уровнем физической подготовленности. Формы использования прыжков на батуте в тренировочном процессе могут быть самыми разнообразными. Прыжки на батуте могут предварять обучение многим движениям с вращением тела или способствовать их совершенствованию [11, 17].
Заключение
Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.
Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных
9
технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.
Акробатическая подготовка делает волейболиста подвижным и ловким, учит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Занятия акробатикой позволяют быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать. Акробатические упражнения помогают занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – М.: Кронус, 2011. – 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки. / А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. – 105 с.
4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. / А.А. Васильков. – Ростов н/д : Феникс, 2008. – 381 с.
5. Гаврилов М.А. Волейбол/ М.А. Гаврилов – М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. – 294с.
6. Голунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие – М.:2000. – 168с.
7. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова – М.: «Издательство Владос-пресс», 2002. – 666с.
8. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт Москва, 2003. – 294с.
9. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 294с.
10. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. – М.: Олимпийский спорт, 2008. – 421с.
10
11. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. – Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003. – 308 с.
12. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
14. Лях В.И. Координационные способности/ В.И. Лях. – М.: ТВТ, 2006. – 302 с.
15. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях. – М.: Пособие для учителя, 2001. – 230 с.
16. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни. – М.: Психология спорта 2000. – 96 с.
17. Сологуб Е.Б. Физиология человека / Е.Б.Сологуб, А.С. Солодков. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
18. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов. – Минск: Современный школьник, 2009. – 240 с.
19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
20. Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С. Чехов. – М.: Физкультура и спорт Москва, 2003. – 294 с.
21. Шалаев А.Н. Акробатическая подготовка волейболистов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7. – С. 104-105