Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Реализуя общие и специфические функции, физическая культура обеспечивает прогрессивное развитие личности и общества, повышение качества жизни населения. Осуществляется это посредством производства и реализации особого нематериального продукта – физкультурно-спортивных услуг оздоровительного, образовательного, рекреационного, зрелищного характера. Высокое качество и разнообразие произведенных услуг, с одной стороны, и активное потребление этих услуг населением, с другой, способствуют повышению уровня здоровья населения, эффективности профессионального труда во всех отраслях экономики, оздоровлению морального климата в обществе, повышению общей культуры граждан. С ассортиментом услуг, уровнем обслуживания, популяризацией физкультурно-спортивных услуг среди населения, привлечением потребителей в физкультурно-оздоровительные учреждения связаны сегодня серьезные проблемы, существенно сдерживающие развитие сферы физической культуры и спорта .
Одним из естественных следствий гуманизации общественных отношений является то, что сегодня граждане вольны самостоятельно выбирать и режим двигательной активности, и ее формы. В советский период развитие массовой физической культуры и спорта во многом детерминировалось извне, со стороны государства – путем введения норм ГТО, использования административного ресурса при формировании контингента занимающихся в организациях и на предприятиях. Общая политика страны, идеологические основы ее жизни подразумевали в том числе активное и целенаправленное вовлечение детей и юношества в спортивную деятельность, то есть учреждения дополнительного образования в области физической культуры и спорта (ДЮСШ, СДЮШОР). Следствием этой работы было хорошее физическое развитие и высокие показатели работоспособности населения.
Объектом исследования является процесс физического воспитания населения.
Предмет исследования составляют исторические аспекты ГТО.
Цель исследования. Целью работы было выявление исторических аспектов ГТО.
Задачи:
1. Раскрыть историко-теоретическое обоснование комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
2. Проанализировать внедрение комплекса ГТО в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы
Исследованиями в области системы физической подготовки населения СССР, обоснованием норм комплекса ГТО занимались видные ученые в области физической культуры и спорта, физиологии и медицины, такие как М.Я. Виленский, Ю.Ф. Курамшин, И. Т. Осипов, В. В. Гориневский, Е. Я. Безносиков, были написаны монографии и диссертационные работы.
Методы исследования: Анализ научных литературных источников.
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике психологов, так и в процессе преподавательской деятельности.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Историко-теоретическое обоснование комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
1.1. История формирования комплекса ГТО в СССР
История формирования комплексов физической подготовки уходит в глубокую древность. В древности развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению физического воспитания человека. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания .
При возникновении новой формы управления (государство), зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы в том или ином государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. К примеру, в Древней Греции содержание и характер физического воспитания определялись постоянными войнами. Большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры. Упражнения и игры сопровождались патриотической риторикой. Так зарождались программы физической подготовки и патриотического воспитания .
По мере развития человеческого общества физическая культура становилась частью общей культуры человека. Физическая культура представляла собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. В этой связи меняются и программы физического воспитания. Но патриотическое воспитание и военно-прикладные составляющие этих программ остаются неизменными .
В годы между первой и второй мировыми войнами развитие физической культуры и спорта в мире происходило в нескольких направлениях. В результате победы социалистической революции в октябре 1917 года, одно из них представляло советское физкультурное движение, возникшее в СССР.
Предыстория возникновения комплекса норм ГТО в СССР заключается в следующем. В 1918 г. был принят декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан мужского пола, не эксплуатирующих чужого труда. В молодой советской республике были созданы органы Всевобуча (всеобщее военное обучение), на которые возлагались функции военного обучения трудящихся, допризывной подготовки молодёжи и организации физкультурной и спортивной работы среди населения. Началась огромная организационно - методическая и идейная перестройка всей работы по физической культуре и спорту.
После окончания гражданской войны началось восстановление промышленности и сельского хозяйства. В решениях советского правительства, принятых в 1921 г., подчёркивалась необходимость применения в режиме отдыха взрослых и детей средств физической культуры. В эти годы физическая культура и спорт стали широко использоваться в культурно-воспитательной работе.
Созданный в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик, окруженный не всегда благожелательно настроенными к нему государствами, особое внимание уделял военно-спортивной подготовке населения.
В СССР для решения задач военно-физической подготовки, а также других направлений в системе военно-патриотического воспитания был создан Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», который являлся нормативной основой советского физкультурного движения.
С переходом на новые формы организации физического воспитания и управления физкультурным движением постепенно менялись содержание и методика всей физкультурной и спортивной работы .
После длительной подготовки Всесоюзный совет физической культуры утвердил Положение о первом комплексе ГТО 11 марта 1931г. Этот комплекс состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям и три основных требования (знать основы советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями). Уже в 1932 году были внесены коррективы: была добавлена II ступень, в которую входило 3 теоретических требования и 22 норматива, сдать которые можно было только при условии систематических тренировок.
Тысяча девятьсот тридцать четвертый год внес коррективы в подготовку школьников. Был внедрен новый комплекс под названием «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) – комплекс, состоящий из 13 норм и трех требований, включавших проведение занятия по одному из видов спорта, знание правил и умение судить спортивные игры (волейбол, футбол и др.).
В 30-е годы комплекс ГТО сыграл огромную роль в развитии физкультурного движения в стране, стал основой деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Указ № 172 Президента РФ В.В. Путина «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне «(ГТО)» от 23.03.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/20636. Дата доступа: 20.03.2019.
2. Постановление Всесоюзного совета физической культуры и спорта при ЦИК СССР «О физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» от 11 марта 1931 г. (утратил силу). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1959 г. №56 «О руководстве физической культурой и спортом в стране» (СП СССР, 1959, №1, СТ. 1) (утратил силу).
3. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006г. №7 об утверждении Федеральной целевой программы «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
4. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 25.07.2018) "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/t/cons_doc_LAW_174530/. Дата доступа: 21.03.2019.
5. Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014г. №2-р. Статья II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
6. Проект положения "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) Приложение № 1 к приказу Минспорта России от 14.04.2014г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/fiz-ra-papk/4384/. Дата доступа: 20.03.2019.
Научная литература
7. Алимов, Г. М. Генезис теории обучения двигательным действиям в системе физического воспитания России второй половины XIX – начала XX вв. [Текст] / Г. М. Алимов // Ярославский педагогический вестник. – 2012 – № 4. – С. 150-154.
8. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2013. - 239 с. э
9. Ваганова, И.Ю. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему образования: к вопросу об изменении государственных образовательных стандартов/ И.Ю. Ваганова, А.Е. Терентьев // Педагогическое образование в России.- 2015.-С.19.
10. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст] / Б. Р. Голощапов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
11. Григорович, Е.С., Физическая культура: учеб.пособие/ Е.С. Григорович [и др.]; под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. – 3-е изд.,доп.и перераб. – Минск:Выш.шк., 2011-350с.:ил.
12. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка : знать и уметь : 3-е издание / Ю.И.Гришина. – М. : Феникс, 2012. – 248 с.
13. Зуева, М.В. «Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом» /М.В. Зуева// ИЗВЕСТИЯ ТРТУ № 1 (19) // Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2001.- 226с.
14. История физической культуры и спора / Под ред. Проф. Столбова В.В. М.: Физкультура и спорт, 2001.-389 с.
15. Карпушин, Б. А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» .- М.: Советский спорт, 2013.- 299 с.
16. Кулешова, А.В. Исследование информационных потребностей студенток гуманитарного вуза, необходимых для обеспечения физкультурной деятельности / А.В. Кулешова, В.П. Каргаполов, С.А. Никитин // Дальневосточная акад. физ. культ. Ученые записки / ДальневостГАФК. – Хабаровск, 2009. – Вып.5. – С.5–13.
17. Лисицкая, Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе / Т.С.Лисицкая // Спорт в школе. – 2009. – №19 (1-15 окт.). – С.37–48.
18. Муллер, А.Б., Физическая культура: учебник для вузов/ А.Б. Муллер, Н.С. Дядечкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский, С.К. Рябинина. –М.: Издательство Юрайт, 2013.-424с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
19. Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта. Витебск, ВГУ им. П.М. Машерова, 2019.-36 с.
20. Никифоров, Ю.Б. Учитесь наслаждаться движениями / Ю.Б.Никифоров. – М.: Советский спорт, 2009. – 174 с.
21. Павлов, И.П., Рефлекс свободы. Золотая библиотека российской медицины./ И.П. Павлов.- М.: Изд-во Терра -2011.
22. Пашин, А.А. Обоснование необходимости совершенствования здоровьесбережения в образовательной среде / А.А.Пашин // Естественнонаучное образование : научные подходы, опыт проблемы перспективы : материалы Международной научно-практической конференции. – Пенза : ПНУЦ, 2010. – С. 91-94.
23. Пояснительная записка к постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=12&doc_id=35194.
24. Попов, С.Н. Лечебная физическая физкультура / С.Н.Попов. – М. : Физкультура и спорт, 2008. – 231с.Сергеев, Г.И. Интегральная медицина XXI века. Теория и практика / Г.И. Сергеев. – М. : Академия, 2009. – 142 с.
25. Рипа, М. Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие для студентов вузов по специальностям "Физическая культура" и "Физическая культура для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья (АФК)" / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - Москва : КноРус, 2013. - 370 с.
26. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : монография /В.И. Столяров.- Саратов: Наука, 2013.- 312с.
27. Селиванов, Н.С. Комплекс ГТО в современном формате физической культуры в образовательных организациях / В сборнике: EurasiaScience Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». -2015. -С. 84-85.
28. Туманян, Г.С., Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009-336с.
29. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
30. Физическая культура - основа здорового образа жизни : учеб. пособие / [авт.: А. Е. Данюшевский, С. А. Жигунова, И. А. Криволапчук, Е. Г. Сайганова] ; под общ. ред. В. А. Дудова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва : Изд-во РАГС, 2010. - 142 с.
31. Физическая культура [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова и др. - Электрон. дан. – Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 344 с. - Доступ из Унив. б-ки ONLINE. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90775, требуется авторизация (дата обращения : 20.03.2019). – Загл. с экрана.
32. Федосеев, А.М. Функциональное состояние современных школьников, сдающих нормы комплекса ГТО /А.М. Федосеев // Наука и образование: новое время. 2015. № 3 (8). С. 219-221.
33. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 479 с.
34. Шлюбуль Е.Ю., Синельникова Н.А Современный комплекс ГТО: преимущества и недостатки / В сборнике: Альтернативы развития и инновации в педагогике, экономике, праве, культурологии и социологии Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.Е. Бельских. Волгоград.- 2015. -С. 156-160.
35. Щетинина, С.Ю. Мотивация посещений уроков физической культуры и физкультурно-спортивной активности школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания / С.Ю. Щетинина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – №6. – С.6–13.