Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Характерной чертой последнего десятилетия является устойчивое ухудшение состояния здоровья детей. Так, отмечается большое распространение патологий опорно-двигательного аппарата (ОДА). При этом ведущее место в структуре заболеваемости занимает плоскостопие. Так, на данную патологию приходится от 30% до 70% всех патологий и деформаций стопы. Плоскостопие влечет за собой и другие патологии, в частности, становится причиной нарушения осанки.
Это влечет за собой неправильное распределение нагрузки, в результате чего увеличивается давление на стопу, изменяется положение стопы, а также фигура в целом. Плоскостопие влечет за собой нарушение не только походки, но и осанки в целом. В результате меняется положение тела, возникает давление на внутренние органы, наблюдается их смещение. При ходьбе дети с плоскостопием испытывают боль, если плоскостопие не лечить, интенсивность боли нарастает. Дети не могут долго ходить, утомление наступает довольно быстро. Обращает на себя внимание тот факт, что стопа ребенка практически не приспособлена к статическим нагрузкам. Дети не могут прыгать, соскакивать с высоких снарядов так, как это делают взрослые. Их стопы быстро устают, тем не менее, после завершения упражнений усталость уходит крайне быстро. Это связано с тем, что мышцы стопы быстро возвращают ногу в исходное, привычное положение, снимая тем самым усталость. Такую подвижность стопы можно использовать при коррекции плоскостопия [5].
Степень разработанности тематики. Недостаточно изученной остается этиология плоскостопия. Причины возникновения и механизмы развития (этиопатогенез) плоскостопия стопы у детей изучен недостаточно. Существует множество теорий относительно возникновения данной патологии, однако единая теоретическая база, характеризующая данные стато-динамические нарушения, пока еще не сформирована. Этиопатогенез деформации стоп у детей на сегодняшний день объясняется снижением тонуса мышц стопы, задней группы мышц голени и повышенным тонусом латеральной группы мышц голени [6].
Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. Все это позволяет выделить проблему исследования: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста. Все это и определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс профилактики и физической реабилитации детей дошкольного возраста при заболевании плоскостопием.
Предмет исследования - влияние различных комплексов и методик на динамику заболеваемости.
Цель исследования - обосновать комплекс физической реабилитации детей дошкольного возраста при плоскостопии.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования;
2. Выбрать методики и программы реабилитации для детей дошкольного возраста при плоскостопии;
3. Провести теоретическое сравнение существующих методик и программ;
4. Выявить наиболее эффективные методы лечения.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для составления программ и методик реабилитации плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для профилактики, реабилитации и лечения плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина плоскостопия у детей дошкольного возраста
Анатомически стопа состоит их трех сводов. Внутренний (медиальный) продольный свод располагается от подошвенной поверхности пяточной кости, проходит через кости предплюсны, плюсны и заканчивается на подошвенной поверхности головки первой плюсневой кости. Образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Наружный (латеральный) продольный свод проходит от наружной поверхности пяточной кости до головки пятой плюсневой кости. Образован пяточной, кубовидной и двумя наружными плюсневыми костями. Поперечный свод расположен в передней части стопы от головки первой до головки пятой плюсневых костей. Образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании свода стопы, его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая книзу [2].
Внутренний и поперечный своды обеспечивают, в основном, рессорную функцию стопы, а наружный — опорную.
В образовании и поддержании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени [3].
Мышцы стопы, довольно многочисленные, делятся по своему расположению на две группы: мышцы тыльной и подошвенной поверхности стопы. Мышцы тыла стопы участвуют в разгибании пальцев, подошвы — в сгибании, сведении и разведении пальцев. Из мышц голени особенно важную роль в формировании сводов стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинный сгибатель пальцев.
Все дети рождаются плоскостопные и в норме у всех детей до 2-3 лет свод стопы отсутствует, то есть имеется физиологическое плоскостопие. Это связано с тем, что костная ткань у малышей еще недостаточно сформирована, содержит недостаточно минеральных веществ. Слабо развиты также связки и мышцы. На подошвенной поверхности стопы на месте свода у ребенка в этом возрасте имеется жировая «подушечка». Она-то и выполняет функцию амортизатора (вместо свода стопы), когда ребёнок начинает ходить [1].
После достижения ребенком 3 лет кости, мышцы и связки становятся более прочными, и с этого возраста примерно до 6 лет длится процесс формирования правильной формы стопы. Поэтому только к 6 годам можно определить, имеется ли плоскостопие у ребенка [7].
Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности [11].
Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы.
Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки.
Под плоскостопием принято подразумевать деформацию стопы, характерной чертой которой является уплощение сводов. Если в норме стопа должна опираться на первую и пятую плюсневую кости, то при плоскостопии она опирается на все плюсневые кости (при поперечном плоскостопии). При продольном плоскостопии происходит уплощение продольного свода.
Плоскостопие часто сопровождается уплотнением свода стоп. Она существенно ограничивает движения, становится причиной многочисленных осложнений. Ведущей чертой патогенеза является снижение опорной функции ног, изменение положения таза. Ребенку с плоскостопием обычно трудно ходить, он испытывает боль и дискомфорт при ходьбе. В связи с тем, что у ребенка развивается плоская стопа, наблюдается уплотнение и опускание продольного и поперечного свода.
Единого мнения относительно причин развития патологии нет. Принято считать, что основной причиной развития плоскостопия является ношение неправильно подобранной обуви, а также длительное пребывание в стоячем положении, либо длительное хождение. При этом, как правило, существенно нарушается кровообращение. Это негативно отражается, в первую очередь, на мышечной системе, а также на связочном аппарате стопы. Происходит отек стопы, после чего она расплющивается. Характерной чертой плоскостопия является разворот пятки в стороны. Большие пятки при этом разворачиваются в сторону мизинца, происходит деформация остальных пальцев.
Основными симптомами патологии является боль в стопах ноющего характера, которая постепенно распространяется на голени, поясницу. Отмечается нарушение походки [7].
Также во многом причины развития плоскостопия зависят от его типа. Например, паралитическое плоскостопие может развиваться на фоне полиомиелита, других инфекционных и токсических заболеваний, параличей. Паралитическое плоскостопие наблюдается у многих детей с ДЦП, поражением нервной системы, эпилепсией. Причиной развития плоскостопия является травма конечности. Основным фактором риска является повреждение свода стопы или лодыжки. Но чаще всего причиной развития плоскостопия является перегрузка конечности статическими нагрузками, что приводит к развитию
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аленькин П.Ф. Массаж и движения. – Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1992.
2. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.
3. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений. - М.: Медицина, 1974
4. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
5. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: 1994
6. Егорова С,А., Петрякова В.Г. Новый взгляд на причины плоскостопия- Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1997. - 120 с
7. Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. Физическое воспитание дошкольников. – Калининград, 1997.
8. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1963. - 64 с.: ил.
9. Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991.
10. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. - М.: 1993.
11. Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. - М.: 2002.
12. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
13. Лечебная физкультура при заболевания в детском возрасте. / По д ред. С.М. Иванова. – М.: Медицина. 1975
14. Лечебная физкультура: справочник / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1988.
15. Лосева В.С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: «Сфера», 2004.
16. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика. – Минск: Наука и механика, 1978.
17. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия. - М.: 1992
18. Обижесвет В.П. Настольная книга медицинской сестры детского сада. – М.: 1998
19. Пешкова А.П. Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни / Пешкова А.П. - Омск: б. и., 1977. - 74 с.
20. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: 2003.
21. Спешнев Ф.Ф. Спортивно-вспомогательная гимнастика. – М.: ФиС. 1957
22. Справочник по детской лечебной физкультур» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина, 1983.
23. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. – М.: 1999.
24. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. – М.: Просвещение, 2000.
25. Юмашев Г.С., Репкер К. Основы реабилитации. - М.: Медина, 1973.