Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Современные теории мотивации в педагогической деятельности 5
1.1. Сущность мотивации в педагогическом процессе 5
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников 10
1.3. Классификация теорий мотивации в современной педагогике 20
2. Возможности использования различных теорий мотивации в профессиональной деятельности учителя 24
2.1. Анализ интересов учащихся при организации педагогического процесса 24
2.2. Выбор эффективных способов мотивации в рамках деятельности учителя на основе теоретических знаний о теориях мотивации и проведённого анализа 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время мотивация учащихся к образовательной деятельности является необходимым условием педагогического процесса. Движущие силы, благодаря которым ставятся цели и решаются задачи обучения, воспитания и развития, определяются интересами и потребностями учащихся. На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей меняются с большой скоростью, что не может не отразиться на развитии подрастающего поколения. Мотивация учащихся к образовательной деятельности во многом зависит, удовлетворяет ли эта деятельность их современным потребностям. Получение определённых знаний, развитие личностных качеств, принятие ценностей общества должно отвечать целям обучения.
Низкие результаты, показанные школьниками в определённой области, нежелание выполнять задачи, поставленные педагогом, часто являются следствием отсутствия мотивации к образовательной деятельности. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, педагог должен понимать, какие мотивы движут школьниками, уметь регулировать их.
В современной педагогике существует множество методов и приёмов, позволяющих совершенствовать качество образования посредством повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы, педагогу необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения с учащимися, а также регулярно повышать собственный профессионализм в выбранной области педагогики.
Многие педагоги и психологи успешно использует различные теории мотивации, первые из которых появились ещё в античности. Современная психология также разрабатывает актуальные мотивационные концепции.
Использование теорий мотиваций в деятельности учителя технологии является важным фактором его успешной работы. Однако к настоящему времени работ в данной области недостаточно. Вот почему тема данного исследования является перспективной и актуальной.
Цель и задачи исследований. Основной целью данного исследования стала оптимизация использования различных теорий мотивации в деятельности педагога. Исследования проводились в 2017 – 2019 гг.
В задачи исследований входило:
1. Провести сравнительный анализ существующих теорий мотивации.
2. Выявить зависимость использования теорий мотивации от фактической профессиональной деятельности педагога.
3. Оптимизировать условия педагогического процесса для успешного внедрения в него теорий мотивации.
4. Разработать наиболее благоприятные педагогические приёмы использования теорий мотивации в деятельности учителя (на примере учителя технологии).
Объект и предмет исследования.
Объект исследования – различные теории мотивации
Предмет исследования – применение теорий мотивации в деятельности учителя.
Научная новизна работы.
Впервые получены данные об использовании теорий мотивации в разработке бизнес-проектов учащихся под руководством учителя. Определена связь применения теорий мотивации учителем с профориентацией школьников.
1. Современные теории мотивации в педагогической деятельности
1.1. Сущность мотивации в педагогическом процессе
Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели. В педагогическом процессе данные факторы определяют эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей.
Философы, педагоги и психологи в разные времена занимались изучением мотивации. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих к различным действиям:
1. Материальные причины – причины, связанные с существованием материи, благодаря которой возникают все вещи.
2. Причины «начала движения» - эти причины определяются качествами, заложенными в человеке (например, ум Анаксагора).
3. Причины «окончания движения» - это причины, определяющие , ради чего совершаются все действия (например, благо Платона – конечная цель всякого движения).
4. «Сущность» по Аристотелю – нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и являющееся предметом науки [6, 16, 17].
Одна из наиболее популярных концепций мотивации – это концепция американского психолога Абрахама Маслоу, разработанная в середине прошлого столетия.
Абрахам Маслоу считал, что мотивация есть внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сформулировал основные постулаты, которые определяют человеческое поведение:
1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него возникают другие.
2. Удовлетворённые потребности теряют движущую силу мотивации.
3. Неудовлетворённые потребности побуждают к действию.
4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости [18].
А. Маслоу принадлежит закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека становится актуальной более высокая потребность. Если потребности более низкого уровня не удовлетворяются, человек не в состоянии полноценно удовлетворить потребности и более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 ступеней. При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой [18, 43].
Отечественные исследователи также являются авторами многочисленных работ, посвящённым мотивации. Так, доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин определил структуру мотивации и выделил в ней три основных блока:
1. Блок потребностей, который включает в себя биологические потребности, социальные потребности и «долженствование».
2. Блок внутреннего фильтра, в который вошли предпочтения по внешним признакам, внутренние предпочтения (склонности и интересы), существующие в обществе нравственные ценности (идеалы, убеждения, установки), условия достижения целей, состояние человека в данный момент времени, прогнозирование результатов деятельности.
3. Целевой блок, состоящий из цели, определённой потребностями, целенаправленного действия и самого процесса удовлетворения потребностей [14, 15].
Важнейшими характеристиками мотивации являются сила и устойчивость мотивов. Сила мотивов – это показатель непреодолимого стремления личности к достижению поставленной цели. Как правило, сила мотива обусловлена действием как физиологических (сила мотивационного возбуждения), так психологических и социальных факторов (анализ результатов деятельности, понимание смысла действий и др.). Её критериями служат степень и глубина самого мотива [19, 27. 39].
Устойчивость мотива оценивается по его присутствию в различных видах деятельности человека, по сохранению его значимости во времени. В целом, это ригидность установок, ценностных ориентаций, намерений личности [44].
Основными функциями мотивации являются:
1. Побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива, обусловливающую активность личности при совершении действий, ведущих к достижению планируемых результатов.
2. Направляющая функция, отражающая направленность энергии на определённый объект, т.е. выбор и осуществление планируемой линии поведения, связанной с достижением целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
3. Регулирующая функция, сущность в которой сводится к тому, что мотив определяет характер деятельности и поведения, от которых зависит реализация в поведении и деятельности человека определённых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в данный момент времени, и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности [7, 20, 42].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rkomitet.ru/zakon/zak-002.html.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗ
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223 – ФЗ
Основная литература:
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
6. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
7. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
8. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
15. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
16. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
18. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. —96 с.
19. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
20. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
21. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
22. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
23. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
24. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
25. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
26. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
27. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
28. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
29. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
30. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
31. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
32. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
33. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
34. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
35. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
36. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
37. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.
Дополнительная литература:
38. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
39. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
40. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7
41. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.
42. Соколова, А. К. К взрослой жизни через творчество / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2001. №5
43. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
44. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481 c.
45. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.