Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения своей главной цели – извлечения прибыли – компания осуществляет деятельность по продаже товаров или услуг, на которые должны быть установлены соответствующие цены.
В малом бизнесе важность установления правильной цены на товар подчеркнута тем, что предприниматель имеет непосредственный доступ прямого общения со своими клиентами. Назначение высокой цены приводит к потере интереса со стороны потребителей продукции компании. Низкие цены также могут указать клиенту на возможное низкое качество приобретаемого продукта. Таким образом, успех малого бизнеса состоит в том, что назначить своему товару оптимальную для рынка цену.
Определение правильной цены является одной из трудных задач, которую необходимо решать предпринимателю.
Актуальность данной темы заключается в том, что ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко недостаточно квалифицирована. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Таким образом, ценообразование на предприятиях используется для определения эффек¬тивности производства, служит ориентиром принятия хозяй¬ственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен¬ного планирования. В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли¬яющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рас¬считывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Цель данного исследования заключается в определении основных направлений ценообразования на предприятии. Правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния и устойчивости предприятия, успешной реализации тактического и стратегического планирования, к тому же ценовая деятельность динамична, поэтому требует теоретического изучения и рационального применения полученных знаний.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Определить понятие, сущность и функции ценообразования на предприятии малого бизнеса
Описать основные этапы ценообразования
Рассмотреть основные модели и стратегии ценообразования, применяемые в малом предпринимательстве
Оценить особенности ценообразования малого бизнеса
Выявить ценообразующие факторы
Исследовать систему ценообразования на предприятии ООО «М.Видео»
Разработать мероприятия по совершенствованию ценообразования на данном предприятии.
Для раскрытия данной темы были использованы современные исследования в области ценообразования на малых предприятиях, статьи по ценообразованию на экономических порталах Интернета.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения ценовой политики
1.1.Сущность ценовой политики и ее виды
Для достижения своей главной цели – извлечения прибыли – компания осуществляет деятельность по продаже товаров или услуг, на которые должны быть установлены соответствующие цены.
В малом бизнесе важность установления правильной цены на товар подчеркнута тем, что предприниматель имеет непосредственный доступ прямого общения со своими клиентами. Назначение высокой цены приводит к потере интереса со стороны потребителей продукции компании. Низкие цены также могут указать клиенту на возможное низкое качество приобретаемого продукта. Таким образом, успех малого бизнеса состоит в том, что назначить своему товару оптимальную для рынка цену. В этом состоит сущность ценовой политики фирмы.
Определение правильной цены является одной из трудных задач, которую необходимо решать предпринимателю.
Ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко недостаточно квалифицирована. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Таким образом, ценообразование на предприятиях используется для определения эффек¬тивности производства, служит ориентиром принятия хозяй¬ственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен¬ного планирования. В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли¬яющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рас¬считывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продук¬цию во многом определяется тем, какие цели ставит пред¬приятие на ближайшее время и перспективу.
Как показывает практика, в условиях рыночной экономики наиболее распро¬страненными являются следующие цели и задачи ценовой политики [28]:
сохранение стабильного положения на рынке при умерен¬ной рентабельности;
получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
вытеснение конкурентов;
обеспечение выживаемости в условиях рынка и предот¬вращение банкротства;
внедрение на рынке новой продукции;
завоевание лидерства по показателям качества и др.
Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную ме¬тодику установления исходной цены на свою продукцию. От¬сутствие четко определенной ценовой политики вызывает не¬определенность в принятии решений в этой области различ¬ными службами предприятия, может привести к несогласован¬ности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.
Процессы ценообразования в предприятиях малого бизнеса имеют некоторые особенности, которые связаны со следующими факторами:
1. Небольшое количество сотрудников, поэтому отсутствие отдельного отдела экономического анализа или ценообразования
2. Цены приходится устанавливать руководителю компании, поэтому существуют дополнительные издержки времени на их установление
3. Небольшая номенклатура готовой продукции малых компаний.
Можно выявить следующие преимущества и недостатки в ценовой политике в малом предпринимательстве (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Преимущества и недостатки малого предпринимательства в вопросах ценовой политики [2, c.21]
Цели ценообразования и ценовой политики для всех предприятий заключаются в максимизации доли компании на рынке, получении максимальной прибыли или нейтрализации действий конкурентов ради стабильности на рынке.
Цели ценообразования представлены на Рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Цели ценообразования компании [1, c.7]
Таким образом, ценообразование – это процесс определения и установления цены на товары компании в целях захвата доли рынка, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции по ценовой категории и получения соответствующей прибыли. Малый бизнес может быстро изменить цену и адаптировать ее к требованиям рынка. Однако при этом они испытывают некоторые риски, неустойчивость их цен на рынке, сильную зависимость от больших конкурентов на рынке.
Еще одна закономерность заключается в том, что предприятия малого бизнеса предпочитают использовать методы ценообразования в зависимости от издержек, поскольку эта практика носит наименее затратный для таких компаний характер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобер А.А. Ценообразование. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2014. – 145 с.
2. Бутакова М.М. Ценообразование в условиях рынка// Алтайский государственный университет, 2013. – 28 с.
3. Васюхин О.В. Основы ценообразования. – Спб.: СПбГУ ИТМО, 2015. Доступ через http://www.aup.ru/books/m925/
4. Горина Г.А. Ценообразование. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 316 с.
5. Гриценко Г.М. Ценообразование: учебно-методическое пособие. – Барнаул: АГАУ, 2018. – 146 с.
6. Ефимова С.А. Цены и ценообразование. – М.: Омега-Л, 2015. – 354 с.
7. Жарикова Т.В. Ценообразование. – Барнаул: АГАУ, 2014. – 119 с.
8. Лев М.Ю. Цены и ценообразование. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 462 с.
9. Леванова Л.Н. Ценообразование. – Саратов: ПМУЦ, 2013. – 155 с.
10. Липсиц И.В. Ценообразование. – М.: Юрайт, 2014. Доступ через http://static.my-shop.ru/product/pdf/181/1801889.pdf
11. Мушкетова Н.С. Ценообразование// методическое пособие. – Волгоград: ВОЛГУ, 2014. – 36 с.
12. Салимжанова И.К. Ценообразование. – М.: Кнорус, 2013. – 304 с. Доступ через http://5fan.ru/wievjob.php?id=18016
13. Санжина О.Л. Цены и ценообразование. – М.: Юнити-дана, 2014. – 422 с.
14. Шевчук Д.А. Ценообразование// учебное пособие. – М.: ГроссМедиа, 2015. – 240 с.
15. Шеховцева Л.С. Основы рыночного ценообразования. – Калининград: КГУ, 2017. – 441 с.
16. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. – СПб.: Питер, 2014 . - 560 с.
17. http://institutiones.com – экономический портал
18. http://fd.ru/ - журнал «Финансовый директор»
19. http://www.fin-izdat.ru – финансы и кредит
20. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
21. http://www.cfin.ru/press/practical/1999-01/01.shtml - обзор методов исследования цены
22. http://www.inventech.ru/lib/pricing/ - центр креативных технологий
23. http://center-yf.ru/data/economy/Cenoobrazovanie.php - центр управления финансами
24. http://www.kccs.ru/cgi-bin/main.pl?type=shop&subtype=new – ценообразование
25. http://pricinginfo.ru/ - теория и практика ценообразования