Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами. Масштабы экстремизма, его межгосударственный характер сделали необходимым совершенствование системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе. В современном мире экстремизм всё чаще и угрожающе заявляет о себе, нарушая естественные права человека на жизнь, свободу и безопасность. Информатизация подняла экстремистскую деятельность на более высокий уровень, упростив преступникам возможность распространения «крайних взглядов» и вербовки новых участников.
В связи с этим представляется важным исследовать нормативные основы по устранению экстремизма и выявить особенности проекта нового закона «О противодействии экстремизма в России».
Цель данной работы – анализ новой редакции закона «О противодействии экстремизму».
Задачи исследования:
- изучить особенности действующего законодательства о противодействии экстремизму,
- определить предпосылки изменения законодательства,
- провести анализ проекта новой редакции закона «О противодействии экстремизму».
Предмет исследования – нормативно-правовые основы, регламентирующие противодействие экстремизму в России.
Объект исследования – проект новой редакции закона «О противодействии экстремизму».
1.АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ
1.1.Предпосылки развития законодательства о противодействии экстремизму
Проблема противодействия экстремизму остается сегодня одной из наиболее актуальных не только в Российской Федерации, но и во всем мировом пространстве. Несмотря на принимаемые меры, продолжается активная деятельность международных объединений, целью которых является совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, дестабилизация общественно-политической ситуации в отдельных регионах государства.
Экстремизм угрожает национальной безопасности, усиливает тенденции развития преступности, формирует эффект вседозволенности.
Результатами проявлений экстремизма являются:
- увеличение угрозы террористических актов,
- рост вандализма,
- рост проявлений фашизма,
- рост проявлений антинациональных преследований, расизма, семинизма и т.п.
В каждом государстве действует свои политика противодействия экстремизма, основанная на приоритетах национальной безопасности и общемировых требованиях к сдерживанию экстремизма.
На протяжении нескольких десятилейтий в россии произошло много негативных явлений: рост терроризма, преступности, межнациональные войны и столкновения и т.п. Многие их вышеперечисленного было обусловлено деятельностью экстремистов. В связи с этим на государственном уровне принято решение сформировать целый комплекс мер и программ, а также нормативно-правовых актов, реализация которых позволит сниз
За последние годы развитие интернета и коммуникаций привело к формированию особого вида экстремизма – коммуникационного. Экстремисты пытаются разжечь межнациональную вражду, сформировать конфликтные ситуации, используя ресурсы интернета. В связи с этим появилась необходимость корректировки действующего законодательства и учета данных новых тенденций.
1.2. Действующее законодательство о противодействии экстремизму
В 1995 году был принят указ Президента под номером № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Целью, которого, было предупреждение и борьба с проявлениями фашистской идеологии в России. На основании данного указа была создана комиссия, при Президенте России, которая и дала определение фашизму, указала и перечислила все действия, которые на основании данного указа попадали под термин — фашизм.
Следующим этапом формирования правовых основ противодействия экстремистской деятельности стал доклад, который был составлен по просьбе администрации Президента общественным фондом, на тему: «Информатика для демократии». Именно данный доклад и служил основной федеральной программы, цель которой была сформулирована следующим образом: разработка мероприятий по противодействию политическому и религиозному экстремизму в России.
На основе данной Программы были разработаны и приняты следующие законы: «О запрещении нацистской символики» и «О противодействии политическому экстремизму», данные законы были направлены на рассмотрение в Государственную Думу. В законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дается следующее определение экстремизма:
экстремистская деятельность (экстремизм):
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность и т. д.
Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», закреплено, что на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер. Считать надзор за исполнением указанного законодательства одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753 .
Согласно статье 1 Закона под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения:
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;