Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы повышения качества школьного физического воспитания ставиться на самом высоком уровне с участием первых лиц государства. По оценке большинства специалистов, выступающих на форумах, уровень подготовки на уроках по физической культуре не соответствует требованиям времени. Этот факт тиражировался многими изданиями и средствами массовой информации, вызвав тем самым целый ряд шагов в области модернизации школьной методики преподавания физической культуры [19]. Усиливающиеся противоречия между возрастающими потребностями общества в гармонически развитом молодом поколении, готовом в дальнейшем решать задачи повышения благосостояния России, и снижением в последние годы его физических кондиций, заставляет педагогов искать резервы повышения эффективности физического воспитания учащихся, а именно нетрадиционных методик. Многочисленные исследования в области детского и юношеского спорта (Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевич, Р.Г. Науменко и др.), в том числе и волейбола (А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, Ю. М. Портнов), в большинстве случаев рассматриваются отдельные вопросы совершенствования и подготовки спортивных резервов, а обучению волейболу в школе не уделяется достаточного внимания.
При этом проведение уроков осуществляется с максимальной плотностью и оптимизировано с точки зрения методики учебной программы. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Цель работы- раскрыть воспитание ловкости у детей 5-6 классов на уроках физической культуры.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
1.Рассмотреть научно-методические основы ловкости у детей 5-6 классов.
2. Выявить развитие ловкости в волейболе, и ее реализация в учебном процессе по физической культуре в школе.
3. Проанализировать динамику развития физических качеств, обучающихся 5-6 классов.
Теоретико-методологической основой исследования являлись работы В.А. Головомазова, Ю.Д. Железняка, В.А. Кунянского, А.В. Чачина, Ю.М. Портного, В.П. Савина, А.В. Ивойлова и др. по проблеме обучения игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры у учащихся 5- 9-х классов. В данных работах подчеркивается, что важную роль в решении этого вопроса должна играть школа. Используя теоретическую базу этого материала, разработана методика одновременного разностороннего обучения и проработки новых технических приемов и тактических умений игры в комплексе с ОФП и СФП.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Научно-методические основы ловкости у детей 5-6 классов
1.1 Преподавание волейбола в системе физического воспитания общеобразовательной школы
В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включен как самостоятельный раздел в программу по физической культуре для восьмилетних школ и средних общеобразовательных учреждений [3]. Повышение уровня мастерства российских волейболистов находится в прямой зависимости от планомерного и квалифицированного массового обучения волейболу детей, начиная с 10-11 лет. Спортивная подготовка школьников имеет свои специфические черты, которые необходимо учитывать для того, чтобы правильно построить учебно-тренировочную работу по обучению на уроках физкультуры. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие, но, чтобы стать профессиональным волейболистом, необходимо овладеть соответствующими навыками. В свете учения Сеченова-Павлова все произвольные двигательные акты человека обусловлены деятельностью коры больших полушарий головного мозга и по своей природе являются условно-рефлекторными [8;12]. Для обучения школьников более благоприятное воздействие оказывает такая разносторонняя физическая деятельность, которая построена с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основным двигательным навыком. Задача применяемых упражнений заключается не просто в развитии силы, быстроты, выносливости и гибкости, а в образовании такой формы взаимосвязи качеств двигательной деятельности, которая необходима для успешного осуществления данного вида спортивного упражнения. В этой связи особенно велика роль специальной технической, координационной подготовки. Соблюдение принципа всесторонности в подростковом и юношеском возрасте весьма важно, поскольку организм юных спортсменов находится еще в периоде своего незаконченного формирования и физического развития. Следует заметить, что воздействия физических упражнений, как положительные, так и отрицательные, могут проявляться особенно сильно. В обучении детей 14-15 лет большое значение придается специальным упражнениям [24]. Исходя из 10 закономерностей формирования двигательных навыков, роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих) заключается в том, что занимающиеся при изучении технического приема поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении неправильного движения. Необходимость направить движения занимающегося в начале обучения по правильному руслу, согласно требованиям рациональной техники, вытекает из того, что первой фазой становления навыка соответствует процесс иррадиации возбуждения в коре головного мозга, а как известно, разлитое возбуждение в коре охватывает не только центры мышечных групп, выполняющих движение, но и другие, не имеющие отношения к нему [25]. Поэтому на начальной стадии становления навыка, необходимо в процессе повторения движения создать постоянно одинаковые условия его выполнения – это ускорит образование стереотипа и его закрепления в коре головного мозга. Уровень физического развития детей зависит от степени развития костномышечной системы, гармонического развития органов и систем организма и их функциональных возможностей. В разные периоды школьного возраста процессы роста и развития происходят неодинаково равномерно. Периоды усиленного роста в длину сменяются периодами замедленного роста. Так же закономерно изменяется масса тела. Специальные упражнения, если их систематически применять являются хорошим средством разносторонней технической подготовки и воспитания тактических, умений уже начиная с 11-12 лет [27]. Посредством специальных упражнений учащиеся более правильно и быстрее овладевают рациональной техникой волейбола. Дальнейшая разработка и систематическое применение специальных упражнений необходимое условие успешной спортивной подготовки детей по волейболу. Одна из сложностей занятий спортом с детьми состоит в том, что надо разносторонне подойти к условиям обучения, особенно при шлифовке одних и тех же технических приемов проводить все время меняя обстановку, инвентарь, максимально разнообразив ситуационные упражнения так, как дети быстро устают от единообразной работы [4]. В ходе урока дети должны испытывать чувства удовольствия и радости; скучно проводимые занятия служат причиной некачественного обучения навыкам. Большое место в технико-спортивной подготовке детей занимает подвижные игры. Игры в движении помогают тому, что бы при обучении более качественно усваивались технические приемы, приучаются экономно и координировано использовать приобретенные двигательные навыки в той или иной игровой обстановке. Особенное значение имеют игры, приспособленные для дальнейшего обучения волейболу. Подготовительные игры могут служить переходной ступенью к овладению спортивными элементами игры. Обучаясь жизненно важным двигательным умениям и навыкам в процессе учебных занятий по волейболу, учащиеся постоянно совершенствуют навыки в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, т. е. в основных видах естественных движений человека. Детей надо также научить правильно, перемещаться по спортивной площадке, так как это имеет большое прикладное значение. В процессе спортивной подготовки следует постоянно расширять двигательный опыт занимающихся [5]. Занимающихся детей обязательно знакомят с основами техники других видов спорта. Это позволит, кроме всего прочего, определить склонность каждого к какому-либо виду спорта и помочь избрать в дальнейшем спортивную специальность. Развитие основных двигательных качеств быстроты, силы, ловкости и выносливости. Развитие двигательных качеств имеет огромное
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анализ проведения урока физкультуры / Под ред. В.А. Муравьев, И.П. Залетаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 92 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
3. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – М.: ФИС, 2005. – 144 с.
4. Бергер Г.И. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 – 6 кл.: пособие для учителя. – М.: Владос, 2004. – (Конспекты уроков). – 110 с. : ил
5. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 – 9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Владос, 2002. – 144 с.: ил.
6. Боковец В.С. Специальные упражнения волейболиста. – Брест: Аккаде мия, 2005.- 176 с.
7. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры / Под ред. Беляева А.В., Савина М.В.- М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.: ил.
8. Эффективность использования интегральных упражнений на занятиях по волейболу / Гринченко А.Е, Шалар О.Г, Шалар А.П // Физическая культура в школе .– 2003. - № 1. – С. 23-27.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 228 с.
10. Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом. / /Физкультура в школе. – 1989. - № 2. – С. 34-41.
11. Спортивные игры / Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М, Савин В.П, Лексаков А.В. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 520 с.
12. 1Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов // Физкультура и спорт. - 1992. – №5. - С. 35-36.
13. Иванков Ч.М. Методические основы теории физической культуры и спорта. М.: Инсан, 2005. – 368 с.
14. Ивойлова А.В. Волейбол для всех.- М.: Физкультура и спорт, 2005. – 212 с.
15. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 192 с.
16. Козлов И.М., Правдов М.А.Двигательная активность и здоровье детей: Тезисы международной конференции. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1993. – С. 68-69.
17. Физическая активность детей / Кондо М, Мацуда И, Сугиара Ф // Специалист. – 2002. – № 7. – С. 38.
18. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: учеб. М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.
19. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VII класс // Физическая культура в школе. -- 1994. - №2. – С. 23-25.
20. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VIII класс // Физическая культура в школе. - 1995. - №1. – C. 28-32.
21. Кузнецов В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Владос, 2004. – (Библиотека учителя физической культуры). – 175 с.: ил.
22. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
23. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999 - 318 с. 76
24. Методика обучения игре в волейбол : метод. пособие для студентов фак. физ. культуры / Под ред. В.Ю. Шнейдером: Всерос. федерация волейбола. - М.: Олимпия: Человек, 2008. - 55 с.: табл.
25. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: метод. пособие / Под ред. А.В. Беляев: Всерос. федерация волейбола. – М.: Олимпия: Человек, 2008. – 54 с.
26. Осколкова В.А., М.С. Сунгуров. Техника и тактика игры в волейбол. –М.: Физкультура и спорт,2005. – 253 с.
27. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. — Минск, 1994. -238 с.
28. Рубина Е. Педагогические основы воспитания школьников // Начальная школа. – 2005. – № 7. – С. 57-61.
29. Сапин Н.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Академия, 2000.-271с.
30. Саранцев Г.И. Понятие упражнения в дидактике // Советская педагогика. - 1996. - № 4. - С. 46-48.
31. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Логос, 2000. - 408 с: ил.
32. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, педагогов, воспитателей. - М.: Покров, 2004. - 144 с.
33. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учебник. — М, 2000. -232 с.
34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. 2015. - 400