Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема форм государственного управления (форм управления) относится к числу «вечных» в науке административного права, так как управление является универсальным, неотъемлемым свойством любого государства, необходимым для обеспечения и защиты государственных интересов, публичных интересов общества и частных интересов граждан.
Актуальность, теоретическое и практическое значение этой проблемы значительно возрастают в условиях глобализации, нестабильной международной обстановки, сложной кризисной ситуации в экономике нашей страны.
Государственное управление предстает в качестве одного из видов общего управления как категория, которая является необходимой для общества. Суть данного вида управления состоит в том, что посредством него осуществляются управленческие функции от имени и в масштабе всего государства.
Содержание государственного управления – это совокупность механизмов, целей, задач, функций, принципов, методов государственного управления, которые в своей совокупности образуют данное явление. Содержание государственного управления достаточно многообразно. Оно включает в себя все черты, которые присущи государственному управлению, характеризует его с абстрактной точки зрения и, в то же время, содержит сведения о целях и задачах, функциях, особенностях.
Формы государственного управления – это выраженная вовне деятельность органов государственного управления, а также их должностных лиц, которая осуществляется в пределах предусмотренной для них компетенции с целью решения стоящих перед государством задач.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе проведения исследования изучены работы по проблемам государственного управления, прежде всего, таких ученых как: Г.В. Атаманчук, В.Э. Багдасарян, Н.И. Глазунова, A.B. Клименко, А.И. Кравченко, Б.И. Краснов, Л.И. Якобсон, В.В. Яковлев и ряда других.
Среди работ, непосредственно посвященных государственному управлению, выделяются работы следующих авторов: Радченко А.И., Игнатова В.Т., Глазуновой Н.И. и др.
Объект исследования - теория государственного управления.
Предмет исследования - основные характерные признаки государственного управления.
Цель курсовой работы – рассмотреть формы государственного управления.
Задачи:
- определить понятия, особенности форм государственного управления.
- рассмотреть классификацию форм государственного управления.
- проанализировать основные черты правового акта государственного управления.
- выявить основные требования, предъявляемые к правовому акту государственного управления.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере административного права.
Методы исследования - теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика форм государственного управления
1.1. Понятия и особенности форм государственного управления
В качестве управления принято рассматривать функцию, которую выполняют организованные системы разного характера. Она направлена на то, чтобы обеспечивать сохранность, поддерживать рабочий режим, и реализовывать программные цели, которые входят в состав тех самых систем. Под объектами деятельности, связанной с управлением, понимают людей, процессы и явления. Субъектами могут выступать коллективные формирования или отдельно взятый человек.
А.Б. Агапов подчеркивает, что деятельность, которая направлена на организацию, а также на регулирование множества разнообразных процессов в социуме, имеет название социального управления . При этом власть выступает как движущая сила. Именно с ее помощью происходит образование социальной сферы, а также регулируются взаимоотношения внутри описанной структуры.
Государственное управление (в широком смысле) – это процесс, связанный с регулированием государственных дел, реализуемый органами власти, которые уполномочены на это законом.
Государственное управление (в узком смысле) – это деятельность, осуществляемая определенной группой органов (субъектов и должностных лиц), которая характеризуется в качестве организующей, подзаконной и юридически властной .
Во втором понятии речь идет о такой деятельности, которая связана с практическим исполнением различных задач и функций государства в процессе руководства административной, политической, культурной, социальной и экономической сферой. Государственное управление выступает конкретным и самостоятельным видом деятельности, который имеет свою собственную специфику (функциональную и компетентную), что позволяет отличать его от других реализационных форм власти.
Н. М. Конин, Е. И. Маторина характеризуя государственное управление, подчеркивают, что существует такое понятие, как «отрасль государственного управления», которое означает отдельную сферу общественных отношений, объединенных общим объектом правового регулирования, например, транспортная сфера, промышленность, лесное хозяйство, строительство .
Таким образом, государственное управление призвано охватить все стороны жизни общества, которые имеют значение для развития государства.
Формы государственного управления принято рассматривать в качестве практических способов по выражению власти органов государства. Часть экспертов отмечают, что формы государственного управления можно определить с помощью анализа функций определенных структур власти, их должностных лиц, и с помощью специфики задач, которые решаются определенными институтами. Как правило, их реализация осуществляется в соответствии с актуальными юридическими нормами, а также сопровождается определенными правовыми последствиями.
По мнению А.Н. Миронова, формы государственного управления – это выраженная вовне деятельность органов государственного управления, а также их должностных лиц, которая осуществляется в пределах предусмотренной для них компетенции с целью решения стоящих перед государством задач .
Особенности форм государственного управления:
-означают внешнее выражение деятельности государственных органов и должностных лиц;
-имеют зависимость от того, каким содержанием обладают органы государственного управления и должностные лица;
-влияют на содержание деятельности государственных органов управления и должностных лиц;
-непосредственно связаны с тем, чтобы реализовывались задачи и функции, которые присущи субъектам управления в пределах их компетенции;
-в подавляющем количестве случаев нуждаются в правовой регламентации;
-выбор, касающийся форм государственного управления, связан со спецификой той цели, которая стоит перед государством, и служит основой для определения более эффективного варианта деятельности;
-за ними следуют определенные правовые последствия.
Итак, форма государственного управления есть объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством форм практически реализуются задачи и функции управления, то в зависимости от того, какие формы использованы, в значительной мере зависит успех управленческой деятельности.
Выбор формы управления предопределяет целесообразное выполнение функции управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.
Система форм государственного управления заключается в совокупности целей и принципов воздействия государственных органов на общество. Система этого воздействия объединяет в себе не только совокупность органов государственной власти и государственного управления вместе с их персоналом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.2010. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№30
3. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета 27 июля 2010 г.
4. Агапов, А.Б. Административное право в 2 т. Том 1. Общая часть. Учебник / А.Б. Агапов. - Москва: РГГУ, 2016. - 429 c.
5. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 341 с.
6. Алехин, А. П. Административное право России. Часть 1 / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2017. - 500 c.
7. Бачило И.Л. Методы и формы административно-правового регулирования в государственном управлении // Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2015. - 102 с.
8. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
9. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2016. - 616 c.
10. Государственное и муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 416 c.
11. Гранкин, И. В. Муниципальное право Российской Федерации / И.В. Гранкин. - М.: Проспект, 2015. - 320 c.
12. Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие / Л.А. Гречина. - М.: Проспект, 2017. - 112 c.
13. Кашанина Т. В. Основы российского права. - М.: Норма-ИнфраМ, 2000. - 64 с.
14. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 574 с.
15. Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 648 с.
16. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. Том 2. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 816 c.
17. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: 2008. - 141 с.
18. Миронов, А. Н. Административное право / А.Н. Миронов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
19. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
20. Пучкова М.В. Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти // Административное право России: Учебник / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2010. - 92 с.
21. Сурин, А.В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управление персоналом, менеджмент / А.В. Сурин. - М.: КДУ, 2008. - 368 c.
22. Хаманева Н.Ю. Административное право РФ. Учебник. - М., 2004. - 75 с.