Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что теневой финансовый оборот в мире обрел за последнее время угрожающие масштабы. Если раньше в него были вовлечены преимущественно криминальные структуры, получающие доходы от торговли оружием, наркотиками и людьми, то современная действительность дает нам многочисленные примеры того, что в нем задействованы вполне легальные организации, уклоняющиеся от уплаты налогов и незаконно выводящие деньги за рубеж. Более того, отмечается участие в таком обороте отдельных государственных институтов и даже целых государств (Афганистан, Сомали), которые прикрывают криминальный бизнес, что. Приходится констатировать, что на долю теневой экономики приходится порядка 40% ВВП России.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с теневой экономикой.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, криминализирующие теневую экономику, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение криминализации теневой экономики в РФ, предупреждение и пути снижения негативных последствий.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть теневую экономику и ее криминализацию;
• Проанализировать взаимосвязь теневой экономики и национальной экономической безопасности;
• Исследовать коммерческий подкуп и шпионаж, их значение для теневой экономики;
• Определить значение обналичивания денег для теневой экономики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Теневая экономика и ее значение
1.1. Теневая экономика и ее криминализация
В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208, одной из 25 основных угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере), обозначенных в Стратегии, является сохранение значительной доли теневой экономики.
Кризисная экономическая ситуация, связанная в значительной степени с неэффективным управлением и выбранной моделью развития, привела к росту теневой (ненаблюдаемой) экономики (охватывает деятельность по производству товаров и услуг, не учитываемую регулярным статистическим наблюдением, которая подлежит включению в расчеты ВВП). Для институциональных единиц и отдельных граждан результатами ее функционирования могут являться кардинальные изменения их социально-экономического статуса, а для объектов макроэкономического (отраслевого, регионального) уровня могут наблюдаться нетипичные тенденции, выражаемые нестабильной или ускоренной динамикой потребления товаров и услуг, инвестиционной активностью или ростом объемов находящихся в обороте наличных денежных ресурсов. Финансовый аспект функционирования теневой экономики характеризуется деятельностью, которая осуществляется с нарушением существующего налогового законодательства и не отражается в отчетности, предоставляемой соответствующим фискальным органам.
Ненаблюдаемая экономика включает в себя: скрытую деятельность - производство и обращение товаров и услуг, разрешенные законом, но скрываемые (полностью или частично) с целью сокрытия доходов, невыплаты налогов, а также незаконную (подпольную) деятельность - производство, обращение и использование запрещенных законодательством товаров и услуг (наркотики, проституция, оружие, азартные игры и др.).
Общепризнанным документом, интегрирующим учетные и аналитические аспекты теневой экономики, является методология Системы национальных счетов (СНС 2008), в которую включены специальные разделы, посвященные вопросам ее учета в системе экономического оборота. Приоритетным для стран СНГ является получение оценок теневой экономики производственным методом, когда при расчете ВВП как суммы добавленной стоимости производятся досчеты к показателям выпуска, промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости отраслей и секторов, где имеются значительные объемы ненаблюдаемой деятельности, прежде всего в неформальном секторе.
В расчетах ВВП как суммы доходов оценки теневой экономики отражаются как добавление к валовой прибыли и валовому смешанному доходу отраслей и секторов (в размере досчетов к валовой добавленной стоимости или за вычетом досчетов на скрытую оплату труда). При наличии последних соответственно корректируется показатель оплаты труда.
При корректировке ВВП России на «операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами», Росстат выделяет две категории:
а) теневые операции всех юридических лиц - представляют собой добавленную стоимость, созданную компаниями, которые занимаются законной деятельностью, но уклоняются от уплаты налогов (выше всего доля подобных операций в таких видах деятельности, как строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, операции с недвижимостью);
б) все операции неформального сектора, включая продукцию, произведенную домохозяйствами для собственных нужд.
Согласно исследованию международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Россия занимает 4-е место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира, включающего 28 стран. Эксперты определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы госрегулирования, налогообложения или надзора. Объем теневой экономики России они оценили в 33,6 трлн руб., или 39% от прошлогоднего ВВП (доля теневого сектора в мировой экономике составила 22,6%). При расчетах аналитики опирались на такие переменные, как потребительские расходы, инвестиции к ВВП страны, реальный ВВП на душу населения, занятость, налоги к ВВП, госрасходы к ВВП и темпы его роста. В период до 2025 г. теневую экономику будут поддерживать прежде всего экономические факторы: высокое налоговое бремя, рецессия, замедление темпов мировой экономики и легкость работы в неформальном секторе. Среди социально-демографических факторов выделяют рост безработицы, повышение уровня бедности, ограниченный доступ к образованию, коррупцию, отсутствие в сознании «категории вины» и низкий уровень выявления неформальной экономической деятельности.
Еще более пессимистичные оценки приводит Центр социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС: 30 млн россиян (40,3% экономически активного населения), из которых 21,7 млн - лица, имеющие дополнительные к основному месту работу неоформленные заработки либо получающие часть зарплаты в конверте.
Основными причинами расширения теневого сектора экономики являются: общее ухудшение экономической ситуации в стране; высокий уровень налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса и низкое качество налогового администрирования; избыточный госконтроль и коррупция; необоснованное уголовное преследование предпринимателей; снижение реальных доходов населения, в результате чего часть граждан была вынуждена прибегнуть к поиску дополнительных заработков.
По критериям Росстата, к занятым в неформальном секторе относятся лица, работающие на предприятиях, не зарегистрированных в качестве юридического лица: самозанятые, фермеры, индивидуальные предприниматели и лица, работающие на них по найму, а также члены семьи. Поэтому в неформальный сектор не включаются люди, работающие на предприятиях без оформления договора или получающие там «серые» зарплаты. Росстат оценивает объем неформального сектора по нижней планке и рассчитывает его как разницу между числом всех занятых в экономике и количеством рабочих мест, замещенных в юридических лицах.
Скрытый фонд оплаты труда - базовый показатель при оценке масштабов теневой экономики, хотя ее реальный объем намного больше. Скрытые оплату труда и смешанные доходы Росстат считает балансовым методом. Из расходов россиян (включая прирост их финансовых активов за минусом обязательств) вычитаются формально зарегистрированные доходы. Расчеты осуществляются без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям. Своего пика неформальные зарплаты достигли в 2014 г. - 28,2% от общего фонда оплаты труда. Относительно ВВП размер «серых» зарплат в 2016 г. составил 12%.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ был отменен единый социальный налог (ЕСН), в результате чего появился институт страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) - в общей сложности 30%. Данные платежи не являлись налоговыми, поэтому оказались вне сферы правового регулирования ст. ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса РФ. Отсутствием уголовной ответственности за неуплату соцвзносов в 2012 - 2014 гг. воспользовались более 8 тыс. организаций и 150 индивидуальных предпринимателей. Общая сумма не уплаченных ими взносов на пенсионное страхование составила 100 млрд руб., Фонд соцстрахования недополучил 2 млрд руб.
С 1 января 2017 г. Федеральный закон N 213-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ. Администратором перечисленных взносов является Федеральная налоговая служба России. Фонд соцстрахования сохранил контрольные функции за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон от 29.07.2017 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4799.
5. Федеральный закон от 26.07.2017 N 203-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4752.
6. Федеральный закон от 03.07.2016 N 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4258.
7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, N 20, ст. 2902.
8. Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» // Официальные документы», N 35, 26.09-02.10.2017.
9. Абалкин Л.И. Концепция будущего развития России // К самосознанию России. М., 1995. С. 57.
10. Аброскин А., Аброскина Н. Совершенствование методов анализа ненаблюдаемой экономики в РФ. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2014. С. 38.
11. Адамов А.А. Понятие и содержание незаконного «обналичивания» денежных средств в РФ // Ученые записки РГСУ. 2012. N 2(102).
12. Бражников В.В. К вопросу об объективной стороне уклонения от уплаты налогов // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 3. С. 52 - 55.
13. Володина Н.В. Уклонение от уплаты налогов как налоговое преступление, угрожающее национальной безопасности современной России // Современное право. 2017. N 1. С. 96 - 100.
14. Гладких В.И., Сухаренко А.Н. Уголовно-правовые меры сокращения теневой экономики // Российский следователь. 2017. N 21. С. 23.
15. Гладких В.И., Сухаренко А.Н. Незаконный оборот алкогольной и табачной продукции как угроза экономической безопасности России // Безопасность бизнеса. 2016. N 1. С. 14 - 19.
16. Гладких В.И., Сухаренко А.Н. Пирамиды под запретом // Безопасность бизнеса. 2016. N 3. С. 36 - 39.
17. Гладких В.И., Сухаренко А.Н. Противодействие незаконному обороту фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств // Безопасность бизнеса. 2015. N 3. С. 35 - 39.
18. Дадалко В.А., Сарычева А.С. Особенности криминализации коммерческого подкупа и шпионажа // Международное публичное и частное право. 2017. N 5. С. 24.
19. Коренная А.А. Проблемы квалификации действий по незаконному обналичиванию денежных средств // Адвокат. 2017. N 3.
20. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 69 - 79.
21. Мацкевич И.М. Мифы преступного мира. М.: Проспект, 2016. С. 142.
22. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации: Учебное пособие. М.: Горячая линия - Телеком, 2014. С. 128.
23. Механикова Е.А. Криминализация экономики как угроза национальной экономической безопасности России // Безопасность бизнеса. 2017. N 6. С. 19.
24. Сизов В.А. Проблемы выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконным обналичиванием денежных средств и созданием «фирм-однодневок» // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. N 2(38).
25. Трунцевский Ю.В., Карпович О.Г. Due Diligence - правовой аудит хозяйствующих субъектов // Безопасность бизнеса. 2013. N 4. С. 22 - 25.
26. Фейнберг А. Большая проблема занятости // РБК. 15.08.2017.
27. Черняков С.А. Предупреждение мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
28. Шебанов А.Ф. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 2015. С. 232.