Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что значимость точного и ясного определения целей, закрепления базовых принципов общественных отношений часто недооценивается в динамичном процессе законотворческой деятельности, что приводит не только к снижению юридико-технического качества законов, но и к умалению их регулирующего воздействия на общественные отношения.
К целям парламентского контроля законодатель в первую очередь относит основополагающие конституционные цели, которые составляют смысл деятельности любого органа публичной власти: обеспечение соблюдения Конституции РФ, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов; защита основных прав и свобод человека и гражданина; укрепление законности и правопорядка. Это две взаимосвязанные, конституционно значимые, стратегические цели, поскольку именно права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, соблюдать которые обязаны все органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения. Эти цели, идеальные по своему характеру, являются ориентиром для всех остальных целей контрольной деятельности парламента (укрепление законности и правопорядка, противодействие коррупции и т.п.).
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с парламентским контролем в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие парламентский контроль в Российской Федерации, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целю настоящей работы является изучение парламентского контроля в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Изучить правовое регулирование и значение парламентского контроля;
• Исследовать значение парламентского контроля для безопасности страны;
• Проанализировать парламентский контроль за соблюдением прав личности;
• Рассмотреть парламентский бюджетный контроль.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование и значение парламентского контроля
1.1. Правовое регулирование и значение парламентского контроля
Законодательное регулирование парламентского контроля осуществляется в Федеральном законе «О парламентском контроле». Виды контроля парламента устанавливаются ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле». Положения этой нормы указывают на следующие виды контроля:
1) контроль, осуществляемый Государственной Думой Федерального Собрания РФ (пять форм из восемнадцати: п. п. 1, 3, 4, 13, 14);
2) контроль совместный, где наделяются полномочиями контроля обе палаты Федерального Собрания РФ одновременно, но сам контроль осуществляется только соответствующей палатой (десять форм из восемнадцати: п. п. 2, 7 - 9, 11, 12, 15 - 18);
3) контроль, осуществляемый либо палатой, либо совместно с парламентом (три формы из восемнадцати: п. п. 5, 6, 10).
Большая доля деятельности по контролю над Правительством РФ осуществляется одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думой. В Законе не указываются контрольные функции отдельно Совета Федерации, не закрепляется парламентский контроль как конституционно-правовая установка по совместной деятельности контроля обеих палат. Основные полномочия по контролю возлагаются на Государственную Думу РФ. Контроль осуществляется структурной единицей парламента.
Задача верного выражения единой всенародной воли и облечения ее в политическую волю государства лежит на органах верховной власти: главе государства, парламенте, правительстве, а также на высших судебных органах, призванных, помимо осуществления правосудия, выполнять специфические правотворческие функции. В связи с этим гарантии должны быть обращены прежде всего к ним.
В правовой системе этой цели служит конституционный контроль: судебный и политический. Судебный конституционный контроль осуществляется высшими судами. Критериями оценки оспариваемых действий и решений при этом служат прямо установленные в конституции требования или требования, выводимые из конституционных принципов и норм, а также норм естественного права. Политический конституционный контроль осуществляется органами государственной власти, призванными выражать волю народа: главой государства и парламентом. Его институциональными формами являются контрольные полномочия, реализуемые в рамках механизма разделения властей. Для них не установлены четкие правовые основания использования, что позволяет применять контролирующими органами не только правовые, но и политические критерии оценки, состоящие в творчески воспринятой политической воле народа.
Несмотря на признание в науке конституционного права эффективности этих форм конституционного контроля, наличие в практике контролирующих органов множества примеров корректировки решений органов верховной власти, неудовлетворенность общественности состоянием законодательства и его осуществлением, а также общей отчужденностью власти от общества является общим местом.
Иллюстрацией декоративности политического конституционного контроля является позиция одобрения Государственной Думой и Советом Федерации всех инициатив, исходящих от Президента РФ, даже тех, которые существенно ограничивают их собственные полномочия. Так, Федеральное Собрание приняло Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», внесенный Президентом РФ, и ограничило возможности палат по осуществлению парламентского расследования. Законом исключена возможность проведения парламентского расследования в отношении Президента Российской Федерации, судов, органов дознания и органов предварительного следствия, а также установлены жесткие, практически невыполнимые, условия в виде согласия обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации на проведение парламентского расследования.
Восполнению ограниченности внутригосударственных гарантий обеспечения конституционной законности служат средства, не поддающиеся исчерпывающему правовому опосредованию, но оказывающие обеспечительное влияние, порой даже более сильное, чем гарантии, основания и механизм действия которых установлены в нормах права. Для их понимания нужно обратить внимание на фактор, который придает фактическому властвованию высших органов государственной власти качество нормативности.
Говоря о парламентском контроле, следует упомянуть и о парламентской ответственности проявляется как контрольная функция органов власти в системе принципов федерализма. Парламентскую функцию контроля предлагается рассматривать как вид внешней парламентской ответственности. Такой контроль должен быть подвергнут пристальному вниманию со стороны исследователей, поскольку место вопроса парламентария, равно как и другие формы парламентского контроля в системе национального правового регулирования, остается неясным.
Характеристике "парламентская ответственность" как на международном, так и на национальном уровне исследований уделяется недостаточно внимания. Недостаточно исследован институт парламентской ответственности внутри парламентских объединений. Отсутствуют исследования о системной организации парламента как элемента субъективной оценки парламентской ответственности. Все это неблагоприятно воздействует на развитие законотворческих процедур парламентов. Недовольство в сфере проблемы повышения эффективности законотворческого процесса вызывает широкое распространение не только на национальном, но и на международном уровне.
Современная наука конституционного права способствует развитию норм Конституции Российской Федерации. Законодательная власть получает новые формулировки парламентской власти и становится самостоятельным публично-правовым институтом. Появляются теоретические исследования об определении места и роли парламентской ответственности как вида политической или конституционно-правовой ответственности в правовой и политической науках. Политические и конституционно-правовые виды ответственности рассматриваются как внешняя ответственность, применяемая к парламенту, или, наоборот, парламентом в отношении государственных органов власти (прежде всего Правительства РФ). Такой вид ответственности проявляется как элемент системы контрольных функций органов власти по обеспечению принципа федерализма. Контроль предлагается рассматривать как внешний вид парламентской ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 19. Ст. 2304.
5. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 7.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
7. Горбунова О.Н. Управление делами государства и общества с помощью норм финансового права // Государство и право. 2017. N 1. С, 39.
8. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 07.05.2015 // Российская газета. 2015. 7 мая.
9. Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 5. С. 28.
10. Ерыгина В.И. Исследование сущности и признаков парламентаризма в отечественной юридической науке // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 3. С. 40 - 45.
11. Зрелов А.П., Краснов М.В. О введении института парламентского расследования в РФ // Право и политика. 2003. N 10. С. 39 - 48.
12. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: Учеб. пособие. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. С. 89.
14. Козлов А.И. Институт парламентского контроля в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы: Сравнительно-правовой анализ // Современное право. 2011. N 4. С. 29.
15. Набиев С.А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроля и финансового мониторинга: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
16. Федотова Ю.Г. Институт парламентского расследования в Российской Федерации: Монография. М.: Новый индекс, 2014. С. 76.
17. Федотова Ю.Г. Парламентский контроль и парламентское расследование в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9. С. 46.
18. Фомичева О.А. Классификация субъектов парламентской ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 49.