Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня растет число и популярность детских музыкальных школ (ДМШ). Родители желают и хотят, что бы их дети имели хорошее качественное музыкальное образование.
Одним из показателей хорошей способности к игре на том или ином музыкальном инструменте является импровизация. Способность ребенка или взрослого исполнителя выкрутиться из самой сложной ситуации. Импровизация в данном случае это способность музыканта объединить и сыграть несколько музыкальных произведений в одно.
С другой стороны нужно отметить, что образование в ДМШ предполагает изучение не одного направления импровизации, а сразу нескольких направлений импровизации.
Современное музыкальное образование основано на принципах классической академической школы обучения музыкальному искусству. В целом перечень предметов и объем знаний, который доступен для освоения в музыкальной школе, остается неизменным уже почти 100 лет. Обучение в подавляющем большинстве случаев ведется на примерах и образцах музыкального творчества композиторов 17-19 веков. Старинная музыка в школьной программе почти отсутствует, а более-менее современная (20 век) представлена исключительно в строгих рамках академического направления. Примерно похожая картина и в музыкальных образовательных учреждениях средне-специального и высшего звена.
Благодаря вышесказанному рождается уникальная картина. Абсолютно не затрагивается колоссальный пласт широко представленной разноплановой так называемой популярной музыкальной культуры — это в том числе и джаз, рок, рок-н-ролл, фанк, соул, блюз и просто массовая песенная традиция. Уроки фортепиано и даже частные уроки музыки это не включают в свою учебную программу. А ведь именно такая музыка нас окружает в повседневности, звучит отовсюду, активно пропагандируется всевозможными СМИ, служит социальным идентификатором в среде молодежи, а главное — стимулом для возникновения желания обучиться музыке самому или содействовать обучению своих детей.
В музыкальных учреждениях учат не музыке. В музыкальных учреждениях учат воспроизведению конкретных, четко и строго фиксированных музыкальных произведений и всему тому, что необходимо для точного процесса их исполнения. И даже окончившим музыкальную школу и освоившим весь курс обучения выпускникам, как правило, многообразный мир музыки не просто не открыт, но и во многом непонятен, а особенно все удручающе плохо в отношении навыков музыкальной импровизации.
Это положение характеризуется тем, что, например, когда музыкант говорит, что он играет классику — на самом деле он играет несколько классических произведений, кстати, редко более десятка — это из многих миллионов существующих. Применительно к себе, это все равно, что если бы вы желали обучиться русскому языку, якобы выучили его, но знали всего десять предложений. Абсолютно точно, до каждой запятой, без возможности даже поменять порядок слов и дополнить новыми выражениями уже выученное.
Цель работы выявить особенности обучения импровизации на фортепиано в ДШИ.
Объект исследования – обучение импровизации.
Предмет исследования – особенности обучения импровизации на фортепиано в ДШИ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Дать определение термину импровизация;
3. Охарактеризовать особенности обучения импровизации на фортепиано;
4. Выявить способность формирования стимула к творческой деятельности во время обучения импровизации;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теория вопроса
1.1. Понятие об обучении музыке
В последние годы джаз становится очень популярным в ДМШ и ДШИ. Поскольку импровизация – это сердце джаза, то возникает вопрос о необходимости введения этого предмета в музыкальной школе для детей.
- во-первых, это стремление детей выражать себя через звуки, сочинять свою музыку, понятную им.
- во-вторых, этот вид занятий способствует развитию у детей ряда способностей, в том числе и музыкальных: фантазия, воля, внимательность, скорость мышления, умение принимать решение, слух, ритм, координация и многое другое.
- в-третьих, ребенок будет более остро ощущать красоту гармонии, мелодии, чувствовать ритмическое разнообразие произведения. Другими словами, ребенок научится слышать произведение в достаточно полном объеме его выразительности, а также понимать его [10].
Характерные особенности импровизации [3]:
Спонтанность творчества.
Опора на фольклор.
Игровая форма творчества.
Занятия импровизацией надо начинать с первых уроков музыки. Спонтанное творчество присуще всем детям с их богатейшей фантазией, бесконечной энергией и непосредственностью. Проявлением творческой свободы ребенка является игра.
Задачей преподавателя как раз и является представить ученику предмет импровизация как игру, с рядом определенных правил. Здесь сухие шаблоны и ремесленнический подход не годится. Нельзя подавлять творческую волю и потребность маленьких энтузиастов в самосовершенствовании.
Игровой момент в труде детей является доминирующим. Главная задача педагога – это сделать занятия импровизацией увлекательнейшей игрой, причем игрой бесконечной, которая начнет стимулировать работу детской фантазии.
Импровизация развивает волю ученика не насильственным путем. В игре ребенок ставит ту или иную цель и выполняет работу наилучшим образом, даже не замечая тех усилий, которые способствуют достижению этой цели. А воля как раз и является способностью к преодолению трудностей. Так музыкальный инструмент становится любимой игрушкой маленького ученика, а со временем и другом [4].
Детская фантазия – это основа, на которой построен весь процесс занятий в классе импровизации. Именно творческий подход, рождающий увлекательные игры, сказки за фортепиано, стимулирует развитие детской фантазии. Причем в рождении этих игр и сказок огромная роль и заслуга самих детей. Вот некоторые важные моменты творческой работы на уроке.
Урок должен включать в себя ряд заданий, направленных на развитие слуха, ритма, изучение теории, сочинение, а также изучение гармонических, ритмических моделей. Но все это должно преподаваться в игровой форме, ненавязчиво.
Можно рассказать ученику, что мы с ним будем играть в игру, которая называется музыкальный конструктор. Спросить его, какие конструкторы он знает, или какие у него есть дома. В любом конструкторе есть детали, из которых собирается какая-то модель или игрушка.
Скажите ученику, что вы тоже будете с ним собирать различные музыкальные «поделки» из музыкальных деталей. Но, в отличие от обычных конструкторов, музыкальные детали купить нельзя, и что вы их будете создавать сами, вместе с учеником [10].
Для занятий импровизацией необходимо иметь в классе два фортепиано. Очень важный принцип обучения – ансамблевая игра. Учитель постоянно ведет ученика за собой. Роль учителя в совместном звучании двух инструментов – доминирующая.
Начинайте занятия с практических заданий. Ученик должен себя чувствовать на уроке легко, свободно, комфортно. Все задания и игры за фортепиано должны у ученика получаться. Не ставьте перед ним непосильных заданий. В игре учитель играет роль старшего товарища, более опытного, чем ученик, но товарища по игре, а не учителя.
Теорию музыки надо преподносить в форме сказки. Например, можно рассказать ученику сказку о музыкальном королевстве, где живут король, по имени Тоника, королева, по имени Субдоминанта и маленькая принцесса, по имени Доминанта [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Техника импровизации. Принципы развития. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Измайлова В.П. Развитие техники импровизации. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
3. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Импровизация. Джаз и фортепиано. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
4. Карманова В.И. История современной музыкальной импровизации. – Воронеж: Дело, 2013. – 386 с.
5. Карнаухов Г.З. Введение в обучение техники импровизации. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
6. Котов М.С., Егоров С.С. Импровизация. Технология обучения импровизации. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
7. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Обучение импровизации. Анализ ошибок учеников и учителей. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
8. Соколовский С.С. Техника импровизации. Ошибки выполнения. – С-Пб.: Индикатор, 2015. – 343 с.
9. Титова Н.С. Технология и техника импровизации. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
10. Федорова О.Д. Обучение импровизации в вопросах и ответах. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.