Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема массовой культуры актуализировалась в первые десятилетия ХХ века, в эпоху нарастания отчуждения и духовного кризиса в западноевропейском обществе, первым ярким проявлением которого стала Первая мировая война.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактом, что массовые коммуникации опоясывают глобальной сетью все земное сообщество. Современное общество характеризуется ныне как сетевое и информационное, что означает стремительную интенсификацию информационных потоков, основанных на принципе обратной связи. Кинематограф, прочно заняв одно из доминирующих мест в массовой культуре, определяет характер общественного сознания, является средством ретрансляции ценностей, социальных установок, поведенческих ориентиров.
Объект работы – средства массовой коммуникации как техническое основание массовой культуры. Предмет работы – кинематограф в контексте массовой культуры.
Информационную базу исследования составили научные публикации современных отечественных исследователей.
Цель курсовой работы – исследование кинематографа в массовой культуре.
Задачи:
1. Рассмотреть кинематограф в контексте информации и коммуникации.
2. Описать кинематограф с позиций массовой культуры.
3. Выявить особенности кино как экранного искусства.
4. Охарактеризовать кинематограф как отражение проблем современной культуры.
ГЛАВА 1 КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1Кинематограф в коммуникационно-информационной среде
Среди основных понятий средств массовой коммуникации важным является такое понятие, как коммуникация.
В научных трудах по проблемам коммуникативистики, как российской, так и иностранной, присутствует значительное количество подходов к определению понятия «коммуникация».
Так, Международная энциклопедия коммуникации говорит об этом феномене как находящимся в центре исследования процессов как естественных и технических, так и социогуманитрных наук. Такая интегративная природа коммуникативистики объясняется давностью существования ключевых параметров и противоречий современной коммуникационной революции и изучающих ее наук. И это естественно, так как именно информативные системные связи служат основой социальности через создание, сохранение и историческую трансляцию социально-культурного опыта и традиций для будущих поколений.
Современный философ Хабермас Ю. интерпретирует коммуникацию как истинную, личностно освоенную социальность. Но такой характер она приобретает не сразу, а лишь тогда, когда делает доступным для людей совершенно свободное и беспристрастное обсуждение высших ценностей, которые в силу исторической изменчивости вызывают постоянные споры о себе. В соответствие с этим положением, Хабермас Ю. представляет теорию познания как коммуникацию [23, c. 155]. Эти взгляды были развиты из ранее выдвинутых и обоснованных философских идей, в частности – концептаульных построений относительно коммуникации Ясперса К., согласно которым истина есть коммуникация, а, значит, под истинной коммуникацией следует понимать коммуникацию по поводу поисков истины [12, c. 77].
Социолог и социальный психолог Чарльз Кули (США) трактовал коммуникацию как специальный механизм реализации и развития всех многообразных человеческих взаимоотношений и символов, заключенных в разуме человека, а также средств, позволяющих передавать их в пространстве и сохранять во времени. Видно, что от широкого понимания коммуникации как общения со временем исследователи стали использовать определения, за основание берущие технические возможности этого общения.
Прикладные модели коммуникации, то есть такие модели, которые в середине XX столетия создавались для объяснения процессов, сопровождавших резкое развитие технических систем, включали элементы (звенья, уровни) коммуникативной цепи, что позволяло прогнозировать с новые эффективные коммуникативные действия (терминология Ю. Хабермаса). Основными из таких моделей коммуникации можно считать математическую модель Клода Шеннона и кибернетическую модель Норберта Винера.
Шенноном были выделены следующие уровня коммуникации: технический уровень, семантический уровень и уровень эффективности. Технический уровень коммуникации связывался им с тем, насколько точно передается информация от отправителя к адресату. Семантический уровень – с тем, насколько интерпретация сообщения получателем соответствует изначально заложенному в него значению. И третий уровень означает, какие результаты в изменении поведения были достигнуты по влиянием переданного сообщения.
Самый важный пункт модели Н. Винера – это тезис об обратной связи. «Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей» [6, c. 193]. Особое внимание Н. Винер уделяет функционированию социальной информации. Если у необщественных групповых животных информация не возрастает из-за отсутствия активного информационного обмена, то в эффективно организованном социуме информации всегда больше, чем содержит каждый из его членов.
Что касается влияния информации на аудиторию, то можно однозначно утверждать о его опосредованном характере. Такая опосредованность состоит в том, что передача информации предполагает обязательное участие в этом процессе целого ряда социальных переменных:
- позиции группы, которая принимает информацию;
- позиции тех членов данной группы, которые пользуются возможностью влияние на сознание и поведение других членов;
- склонности человека к фильтрации информации на основе его ценностных установок и когнитивных паттернов.
Учитывая влияние таких факторов, можно легко объяснить возможные различия в степени воздействия СМИ на разные группы, общности и разных индивидов.
С понятием «коммуникация» тесно связано понятие информации. Что касается их соотношения, то по нашему мнению, информация – это то, что передается в процессе коммуникации. Отсюда может следовать вывод, что средства массовой информации и средства массовой коммуникации стоит различать, так как первое предполагает только трансляцию и ретрансляцию информации, а второе – не только одностороннюю передачу данных, но и реакцию в виде ответного сообщения. Хотя зачастую понятия «СМИ» и «СМК» используются как синонимы, это не совсем верно.
Под информацией в зависимости от контекста можно понимать:
1. в журналистском арго (профессиональном жаргоне) то же самое, что и информационную заметку;
2. формальную меру объема сообщения, передаваемого по коммуникационному каналу или хранимого на физическом носителе;
3. содержание сообщения, определяемое изменениями вероятности реализации цели или течения управляемого процесса в результате получения сообщения, иными словами количественную меру устранения неопределенности;
4. смысловую информацию символа в тексте;
5. содержание, передаваемое с помощью информационных средств в ходе коммуникации индивидов с индивидами или индивидов с общественными институтами или организациями, от определенного источника при помощи коммуникатора (эммитента) по тому или иному каналу путем передачи сообщения коммуниканту (реципиенту, адресату);
6. эстетическую информацию, которая противопоставляется семантическим видам информации.
Теория информации является формализованной исключительно для технических целей, то есть для хранения и передачи записанной линейной и доступной для перекодирования (или перезаписи) информации. В научном сознании на основе технических моделей вплоть до 70 годов ХХ века информации противопоставлялась энтропия как некий шум, бессмысленный в описании систем с самоорганизацией. Но с семидесятых годов теория информации обогатилась содержательными моделями, например, такой: общество структурируется на основе поляризации множества приемников относительно восприятия сообщения при взаимном наложении избыточности передачи и помех относительно тиражируемой абсолютной истины (стереотипа).
Важной для работников СМИ является информация оперативного характера, то есть те сведения, которые не поддаются срочному подтверждению достоверности, пока не устареет возможность использовать факт для подачи события [9, с. 7].
Понимаемая в журналистском ключе информация может распространяться через: печатные СМИ, радио, телевидение и интернет. В
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипов М.А. Экологическая рационализация потребностей как проблема экранного общества // Экологическое образование и экологическая культура населения: Материалы международной научно-практической конференции. 25-26 февраля 2013 г. – Прага: Vědecko vydatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. - С. 12-14.
2. Аргунова Е.В. Использование некоторых методов и результатов манипулирования массовым сознанием как стратегии противодействия манипулятору// http://www.anti-glob. narod.ru/st/starg.htm
3. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М.: Логос, 2005.
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Электронный ресурс. Режим доступа: http://exsistencia.livejournal.com
5. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Под ред. С.Ю. Солодовникова. – Мн.: МФЦП,2002. 1320 c.
6. Гнедых С.А. Манипулирование массовым сознанием: механизм и перспективы преодоления. М.: Изд-во МГУ, 2003.
7. Грицанов А.А. и др. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность//Новейший философский словарь. http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/120.php.
8. Делягин М. Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. Москва. Изд:. Вече., 2008. 364 c.
9. Иванов Д.В. Виртуализация общества – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 96 с.
10. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1996.
11. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО, 2003.
12. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2005.
13. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества - М.: Едиториал УРСС, 2005. 360 c.
14. Костина, А.В., Флиер, А.Я. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса / А.В. Костина, А.Я. Флиер. – М.: Согласие, 2001.
15. Кубов Т., Малашкевич И. «Антиромантика» // группа I.F.K. альбом I.F.K. 2004 – фирма грамзаписи «Никитин», 2004 г.
16. Лебон Г. Психология толпы. Социальные и политические механизмы воздействия на массы». М., Эксмо, TerraFantastica, 2003. – 390 c.
17. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека – М., Жуковский: Канон пресс-ц, Кучково поле, 2003.
18. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений – Т. 42 – М.: Политиздат, 1974 г. – 535 с.
19. Методология прикладного социологического исследования (Проблемы социологии кино) / Под ред. М.И. Жабского и Л.В. Хреновой. – М.: Институт теории и истории кино,1976.
20. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. М., 1984. 290 c.
21. Московичи С. Век толп // Психология масс. – М., 1998. 346 c.
22. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965-2002) – М.: Гардарики, 2002.
23. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика?» - М., 1986.
24. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
25. Фромм Э. Человек для себя - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. – 314 с.