Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За последние годы в нашей стране набрало популярность прогрессивное научное направление – транспортная логистика. Опыт экономически развитых стран и передовых компаний показывает, что транспортной логистической деятельности принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Одной из причин необходимости совершенствования транспортной логистической деятельности являются общеэкономические тенденции роста производства и международной торговли. Транспортная логистическая деятельность отражает общие международные экономические тенденции, характеризующиеся обширными процессами глобализации и интеграции.
Транспортная логистика играет главную роль, которая связана не только с большой долей транспортных издержек в общей структуре логистических расходов, но и по причине того, что продвижение материального потока невозможно без транспортировки. С формированием и развитием рыночных отношений сущность транспортировки грузов в нашем государстве значительно изменилось. Появилось новое понятие «транспортный сервис». Потребители транспортных услуг из различных способов транспортировки выбирают такие виды транспорта, которые могут обеспечить высокое качество логистического обслуживания с наименьшими затратами.
Современное выполнение перевозки грузов невозможно без транспортной логистики. Масштабные заказы на перевозки внутри страны, а также все виды международных перевозок должны производиться в соответствии с заранее составленным и логически обоснованными маршрутами перевозок и планом, который будет изложен в доступной и понятной заказчику форме. Все это обусловило выбор темы работы, связанной с совершенствованием процессов доставки грузов транспортным предприятием на основе применения комплекса новых технологий.
Объектом исследования является предприятие ОАО «РЖД».
Предмет исследования – совершенствование процессов доставки грузов транспортным предприятием на основе применения новых технологий.
Цель данной работы – изучение организации транспортной логистики на предприятии ОАО «РЖД» и разработка основных мероприятий по оптимизации и совершенствованию транспортной логистики на основе применения комплекса новых технологий.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
раскрыть сущность и задачи транспортной логистики;
изучить теоретические основы организации транспортных перевозок;
описать особенности процесса доставки грузов транспортным предприятием;
охарактеризовать организационно-экономическое состояние компании ОАО «РЖД»;
проанализировать систему транспортных перевозок исследуемой компании;
выявить основные недостатки, влияющие на снижение транспортных перевозок в ОАО «РЖД»;
предложить основные направления совершенствования транспортной логистики предприятия ОАО «РЖД»;
разработать организационные мероприятия по оптимизации транспортных перевозок в ОАО «РЖД» и оценить их эффективность.
В качестве методов исследования использованы: анализ, обобщение и научный анализ теоретических и прикладных разработок по проблеме организации и управления транспортной логистической деятельностью, метод аналогий и сравнения, приемы причинно-следственного анализа, метод графического представления данных, применены статистические приемы и методы, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.
Информационную и эмпирическую основу исследования составили: законодательные и другие нормативные акты; концепции и программы, принимаемые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации; разнообразные источники научной экономической литературы и логистические периодические издания; материалы, собранные автором в процессе выполнения исследования. Так же, в работе были использованы публикации и статьи, размещенные ранее в периодических печатных экономических, логистических и научно - популярных изданиях, на тематических ресурсах всемирной информационной сети.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов анализа при разработке логистической деятельности организации. Результаты исследования и меры по совершенствованию транспортной логистической деятельности ОАО «РЖД» быть использованы в практике для повышения эффективности и стабильности основной деятельности организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СНАБЖЕНИЯ
1.1 Роль транспорта в организации экономических связей
Львиная доля всех логистических операций в ходе движения материального потока производится посредством использования разных транспортных средств.
Транспорт является связующим звеном между разными составляющими логистических систем [1, с. 30]. Что касательно транспортной логистики, то она представляет собой перемещение определенного объема продукции в требуемое место, при этом выбирается самый оптимальный маршрут, при котором время транспортировки будет минимальным.
Затраты на изготовления каждого продукта формируются из себестоимости производства, а также всех издержек на осуществления ряда работ от закупки сырья до самого момента приобретения покупателем [2, с. 10].
Немалую часть стоимость составляет наценка звеньев цепи производитель-покупатель. Перемещение материального потока от итогового сырьевого материала до покупателя требует немалых финансовых вложений, поэтому порой они могут составлять порядка пятидесяти процентов от итоговой цены того или иного продукта. Транспорт здесь выступает в качестве отдельной системы, разделенной на транспортные средства для общего и необщего пользования. То есть, данная система дополнительно разделяется еще на две отдельные [4, с. 19].
Транспортные средства для общего пользования применяется в сфере народного хозяйства, что занимается обслуживанием сферы населения. Данный вид транспорта довольно часто именуют магистральным. Также это определение охватывает собой городской, железнодорожный, водный и другой транспорт [5, с. 20].
Что касательно транспорта необщего пользования, то это внутрипроизводственные транспортные средства, к которым могут относиться разные виды транспорта, что принадлежат нетранспортным организациям. Зачастую именно такой транспорт выступает в качестве составной части любых производственных систем.
Внутрипроизводственные транспортные средства можно условно разделить на две обособленные категории [6, с. 4]. К первой можно отнести те, что используются для транспортировки продуктов по разным направлениям. Стационарные транспортные средства могут вовсе не иметь опоры на пол, так как она заменяется в ряде случаев цепной подвеской, ручной талью. Может использоваться и специальная опора в качестве центрального цепного транспортера, например. Ко второй же относят именно подвижные транспортные средства. Они могут быть в виде лифтов, подъемников, кранов или же каров.
Базовый метод логистики на этапе выбора наиболее подходящего маршрута для перемещения любого груза сводится к анализу полной стоимости. Использование этого метода говорит о том, что нужно брать во внимание все затраты в рамках логистической системы и их перегруппировку, что дает возможность снизить итоговые затраты и сделать это достаточно эффективно [10, с. 15].
Более того, порой имеется возможность в одной области повышать затраты, но лишь при условии, что в итоге это приведет к существенной экономии по системе. Что касательно выбора самого оптимального маршрута доставки продукции, то он осуществляется экспедитором грузовладельца на этапе получения заявки на осуществление транспортировки нового груза или же известного в новом направлении, то есть в том, по которому до этого не осуществлялись перевозки.
Именно на базе проведения предварительной оценки имеющихся решений удается выявить несколько конкурентоспособных вариантов. В направлении каждого из них буду собираться базовые данные, а только потом после проведения расчетов можно определить тот маршрут, который будет самым выгодным в рамках перевозки того или иного товара.
Логистические расходы на транспорте в большинстве случаев складываются из цены транспортировки грузов на разном транспорте, что в итоге будет определяться тарифом или же фрахтовой ставкой [12, с. 7].
Под определением тарифа стоит понимать стоимость перевозки грузов, которая устанавливается исключительно перевозчиком на определенный временной промежуток [14, с. 28].
Фрахт – это стоимость транспортировки, которая согласовывается с хозяином груза и перевозчиком в рамках каждой отдельной перевозки посредством морского транспорта [15, с. 9].
Стоимость услуг автомобильных перевозчиков зачастую определяется предприятиями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и схемы тарифов [16, с. 45]. Что касательно последней, то она является установленной для конкретных ситуаций порядком расчета провозной платы за транспортировку любого груза. В наше время принято использовать разные схемы на этапе перевозки грузов, то есть сдельную, повременную и условную расчетную единицу.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасенко И.Д. Логистика - СПб: Питер, 2017. – 386 с.
2. Афонин А.М. Промышленная логистика: Учебное пособие. М.: Форум, 2013. – 304 c.
3. Боков В.В. Современный инструментарий логистического управления: Учебник для вузов — М: Издательство «Экзамен», 2017. – 496 с.
4. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике: выбор в условиях неопределенности - М.: Академия, 2018.- 55 с.
5. Волгин В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие: Дашков и Кº, 2017. – 457 с.
6. Вайс Е. С.Планирование на предприятии (организации); КноРус - Москва, 2018. - 336 c.
7. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник / А.М.Гаджинский. - 12-е изд., перераб . и доп. – М.: Дашков и К, 2017. – 431 с.
8. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.М.Гаджинский.: «Дашков и Ко», 2018 г. – 409 с.
9. Гайдаенко А.А. Логистика. М.: КноРус, 2014. – 267 с.
10. Григорьев, М.Н. Логистика: Учебное пособие .: Гардарика, 2018 – 463 с.
11. Дегтяренко, В.Г. Основы логистики и маркетинга. – М.: Гардарика, 2013 – 162 с.
12. Джонсон, Д. Современная логистика / Д.Джонсон, Д. Вуд, Д. Вордлоу; изд.7-е : пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. - 345 с.
13. Елова И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) И.Минск: Право и экономика, 2017. – 460 с.
14. Ермасова, Н.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие: ИД Юрайт, 2018. – 621 с. – (Основы наук)
15. Иванов Д. А. Управление цепями поставок Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2017. – 659 с.
16. Ивуть Р.Б. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие для вузов. Минск: БНТУ, 2018. – 377 с.
17. Касаткин, Ф.П. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учебное пособие для высшей школы.: Академический Проект, 2013. — 350 с.
18. Киппер И. Л. Проблема устойчивости логистических систем встречной торговли: научная интерпретация и подходы к решению //Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С. 3-9
19. Кошевая И. П. Основы логистики: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: КноРус, 2013. – 575 с.
20. Кузнецова Е.Ю. Конспект лекций по дисциплине «Логистика» – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2017. – 108 с
21. Левкин Г.Г. Логистика как предмет внутрифирменного консалтинга при совершенствовании логистической системы предприятия. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. № 3. 113–118 с.
22. Лелюк В. А. Совершенствование бизнес-систем: методы, инструментарий. ХНАГХ (Харьков): 2017.- 438 с.
23. Лукинский В. В: Оценка эффективности логистической деятельности компании на основе ключевых показателей. 2017.-7 с.
24. Майкл Линдерс Управление закупками и поставками: учебное пособие для высших учебных заведений – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 723 с.
25. Маргунова В. И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям– Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 507 с.
26. Секерин В. Д. Логистика; КноРус - Москва, 2017. - 240 c.
27. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. М,: ИД «Филинъ», 2013. С. 13
28. Скоробогатова Т.Н. Логистика: учебник - Симферополь: ДиАйПи, 2017. – 116 с.
29. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: учебное пособие по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок». М. ИНФРА-М, 2017. – 428 с.
30. Харрисон, Алан. Управление логистикой. Разработка стратегий логистических операций / А. Харрисон, Ван Хоук Ремко // пер. с англ. О.Е. Михейцева. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2013. – 466 с.
31. Аркадьев К. Г. Логистические системы и их роль в современной экономике [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 139-141. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8522/ (дата обращения: 21.06.2018).