Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общетеоретические положения переговорного процесса: понятие, цели, задачи, функции, этапы…………………….………………………………4
2. Переговоры с преступниками…………………………………………...9
2.1. Определение, особенности, задачи, функции переговоров
с преступниками ..………………………………………….. …………….............9
2.2. Классификация переговоров с преступниками …………………….11
2.3. Тактика ведения переговоров с преступниками ……………………13
3. Переговоры с террористами ……………………………….................18
Заключение ……………………………………………………………….22
Список источников и литературы ……………………………………….24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества становится с каждым днем все более актуальной проблема ненасильственных приемов решения конфликтных ситуаций.
Российская действительность свидетельствует о том, что переговоры с противником (преступниками) - довольно актуальная проблема нашего времени. Региональные и этнические конфликты, борьба с терроризмом, освобождение заложников, обмен военнопленными ставят руководителей силовых структур в положение, когда необходимо вести диалог с противником с целью прекращения насилия и достижения компромисса.
Эти переговоры могут быть не только с противником, но и с враждебно настроенным населением, с местными органами самоуправления и т.д.
В настоящей курсовой работе представлены общетеоретические положения переговорного процесса, типология переговоров, рассмотрены особенности переговоров при совершении определенных преступлений.
1. Общетеоретические положения переговорного процесса: понятие, цели, задачи, функции, этапы
Переговорный процесс - это специфический вид коммуникативного взаимодействия в ситуации, когда цели, интересы или позиции сторон включают в себя противоречия. Специфика заключается также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим и вынужден учесть его действия. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс характеризуются действием определенных психологических механизмов, с учетом которых создается технология их проведения.
Переговоры - это средство решения конфликта, когда при наличии у сторон противоречивых интересов существует их определенная взаимозависимость, которая позволяет сторонам прийти к взаимоприемлемым решениям. Переговоры являются комбинацией двух факторов: защиты собственных интересов, с одной стороны, и зависимости от оппонента - с другой.
Основной функцией переговоров является направление взаимодействия на совместное решение проблемы. Наиболее существенными функциями переговоров также являются:
- информационная (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по определенным причинам к совместным действиям);
- коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);
- регулятивная (регуляция и координация действий сторон);
- пропагандистская (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);
- контролирующая (например, по поводу выполнения соглашений) [6, с. 94].
Помимо перечисленных общих функций следует выделить специфические, которые свойственны переговорному процессу в конкретных сферах деятельности людей. В разделе 2 настоящей курсовой работы будут рассмотрены специфические функции переговоров с преступниками.
Чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
- существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
- отсутствие значимых различий по силе у субъектов конфликта;
- соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
- участие сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Правильно организованные переговоры проходят несколько этапов:
1) подготовка к началу переговоров;
2) начало переговоров и предварительный выбор позиции участников; 3) поиск компромиссного решения;
4) завершение переговоров.
Подготовка к началу переговоров. Перед началом переговоров очень важно к ним подготовиться. На этом этапе собирают информацию: о содержании конфликта и участниках конфликтного взаимодействия (их сильные и слабые стороны); анализируют причины, последствия, варианты решения и тому подобное. Кроме сбора информации важно четко определить цель, а также возможные результаты участия в переговорах:
- в чем заключается основная цель проведения переговоров;
- какие есть возможные варианты компромисса, уступок, конечных решений;
- если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон;
- в чем заключается взаимозависимость оппонентов.
Также анализируются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры, в какой последовательности задавать вопросы, когда делать перерывы и тому подобное. Статистикой установлено, что правильная организация этого этапа — это 50 % успеха переговоров.
Начало переговоров и предварительный выбор позиции участников. На этом этапе осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта выражают свои позиции, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы.
На этом этапе участники переговорного процесса могут реализовать две цели: 1) продемонстрировать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; 2) определить поле для маневрирования и попробовать оставить на нем как можно больше места для себя.
Конечно, переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. С помощью фактов и принципиальных аргументов стороны пытаются укрепить свои позиции. Конфликтологи определяют такие тактики начала переговоров:
- выявление агрессивности для воздействия на оппонента в виде наступательной позиции;
- для достижения взаимовыгодного компромисса можно использовать незначительные уступки;
- для достижения небольшого доминирования возможно предоставление новых фактов, использование манипуляций;
- установление положительных личных отношений: содействие неформальным обсуждением, проявление заинтересованности в успешном завершении переговоров.
Поиск компромиссного решения. Поиск компромиссного решения заключается в поиске взаимоприемлемого решения в психологической борьбе. На этом этапе обсуждаются варианты решения проблемы; уточняются позиции и мотивы субъектов конфликта, прорабатываются компромиссные варианты, пути поиска консенсуса. Оппоненты сообщают факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них различных вариантов. Цель каждого из участников - соблюдение равновесия или небольшого доминирования.
Основной задачей переговоров на этом этапе является направление переговоров в русло поиска конкретных предложений. Здесь возможны различные манипуляции и психологическое давление, восторг инициативы всеми возможными средствами.
Завершение переговоров. На этом этапе уточняются детали договоренности, определяются сроки выполнения обязательств, распределяются обязанности, устанавливаются формы контроля. Все это, как правило, находит свое отражение в принятой сделке. В том случае, когда участники переговоров не договорились о решении конфликта, может быть принято соглашение в устной или письменной форме о переносе обсуждения на другой срок.
Успех переговорного процесса по урегулированию конфликта во многом определяется умением понять своего партнера, верно оценить модель его поведения и выбрать адекватный стиль общения.
Однако, достаточно часто конструктивное разрешение конфликта зависит не только от навыков общения или способности субъектов конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в переговорном процессе, но и от использования сторонами конфликта манипулятивных воздействий.
Особую практическую ценность в предупреждении манипулятивных воздействий представляют так называемые типовые манипуляторы и способы противодействия им.
Существенным моментом в технологиях переговорного процесса является оценка форм и способов участия в конфликте посредника (медиатора) [4, с. 143].
Медиация - термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта. Фактически это - завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в решении конфликта. В качестве третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут также выступать группы профессионалов или даже государства.
Таким образом, рассмотренные методы управления конфликтами могут иметь множество вариантов применения в конкретных конфликтных ситуациях, поскольку жизнь гораздо разнообразнее чем любые правила и рекомендации. Но знание этих методов, особенно выработки навыков
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», № 35-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. -М., 1993.
4. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудника правоохранительных органов. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004 г.
6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
7. Машекуашева М.Х. Психологические основы ведения переговоров с преступниками // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
8. Миронова Е. А. Тактические приемы ведения переговоров с преступниками при захвате заложников // Символ науки : Международный научный журнал. — 2016. — №6. — С. 87—90.
9. В.В. Вахинина. Захват заложников: проблема и пути решения // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 4.
10. Вахнина В.В. Психолого-педагогическое и кадровое обеспечение деятельности правоохранительных органов // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — 17 марта (№ 1). — С. с. 66-70.
11. Зверев В. О. К проблеме переговоров в условиях захвата заложников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С. 17-21.
12. Зверев В.О., Юрицин А.Е., Гиль В.Р., Шевченко С.В. Проблема переговоров с преступниками в условиях захвата заложников в психолого- юридической науке // Психопедагогика в правоохранительных органах, № 2 (57), 2014, с. 35-39.