Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История отечественного конституционного законодательства относительно недолгая. Тем не менее, уже отличается немалым количеством изданных конституций. Конституция СССР 1936 г. – одна из самых интересных для изучения, во многом ввиду своего процесса принятия. Как правило, основной закон страны принимается при создании нового государства, качественно новом этапе уже существующего или другой серьёзной необходимостью. В связи с этим важно рассмотреть не только характеристики Конституции, как некие новые «правила жизни» в государстве, но и изучить, что повлияло на процесс принятия этих «правил».
Как мы уже сказали выше, конституционное законодательство нашей страны ещё совсем новое, а значит, нуждается в изучении, подробном рассмотрении любых важных конституционных законов и той страны, чьей правопреемницей является. Это объясняет актуальность выбранной темы.
Кроме того, уже известно, что научное сообщество скептически относится к ныне действующей Конституции РФ . Это ещё один аргумент в пользу рассмотрения Конституции СССР 1936г. и проведения сравнения двух конституций.
Таким образом, объектом изучения в данной работе будут являться общественные отношения по поводу принятия, рассмотрения Конституции СССР 1936 г.
Предметом работы являются нормы Конституции 1936 г.
Цель данной работы состоит в изучении основных характеристик Конституции СССР 1936.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть процесс принятия Конституции СССР 1936 г.;
- изучить основные черты указанной Конституции;
- сравнить Конституцию 1936 г. и Конституцию 1993 г.
При написании работы использовались следующие методы: анализ, синтез, исторический метод, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, системный метод, логический метод и другие.
Что касается научной разработанности данной темы, то стоит отметить, что многие авторы обращались к изучению Конституции 1936г. Среди этих авторов можно назвать: С.А. Авакьян, И.Б. Берхин, Д.Л. Златопольский, Г.Б. Куликова, В.М. Курицын, Ю.П. Титов, С.И. Якубовский и многие другие.
Задачи работы обусловили её структуру: введение, три главы и заключение.
Глава 1. История принятия Конституции СССР 1936 г.
Конституция СССР 1936 года заслужила определение одной из самых демократических советских конституций . Обратим внимание на некоторые значимые моменты, связанные с созданием этого основного закона.
Во-первых, попробуем выяснить, когда был поставлен вопрос о необходимости изменения Конституции СССР 1924 года. С.С. Хромов пишет о том, что Сталин приступил к работе летом 1934 г., что подтверждается его просьбой срочно прислать ему действующую Конституцию 1924 г. Но, кажется, не очень убедительно основывать на данном факте начало работы над новой Конституцией.
Жуков в своей работе «Иной Сталин» рассматривает подробно процесс принятия Конституции 1936 г. В данной работе он утверждает, что создание новой Конституции было обусловлено сменой курса – отказом от мировой революции и упор на национальные интересы СССР.
Впервые поворот к новому курсу проявился, по мнению автора, 25 июня1934 года, когда Политбюро ЦК включило в повестку дня VII съезда Советов СССР доклад по конституционным вопросам. Жуков считает, что «слова Сталина в докладе на XVII съезде партии о возможности использовать парламентаризм и буржуазную демократию оказались далеко не случайными и имели отношение не только к европейским странам. Именно от даты произнесения их, скорее всего, следует вести отсчет медленно вызревавшей идеи конституционной реформы в СССР». Жуков обращает внимание, что проект постановления ЦИК СССР о созыве очередного съезда Советов СССР и по конституционным вопросам в январе 1935 года готовил Енукидзе, но он, похоже, не поддерживал замыслы Сталина. Поэтому 14 января
1935 года подготовка этого документа была поручена Молотову.
Е.А. Шершнева, специально изучавшая вопрос о создании Конституции СССР 1936 года, приходит к выводу, что «исходной директивой в осуществлении конституционной реформы стало письмо И.В. Сталина членам и кандидатам в члены Политбюро от 25 января 1935 года, в котором был определен механизм реализации правотворческой инициативы, осуществленной впоследствии на практике, а не постановление VI съезда Советов СССР от 6 февраля 1935 года «О внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», как считается в существующей исторической и историко-правовой литературе».
С данной точкой зрения можно поспорить, так как противопоставление письма Сталина и постановления VI съезда Советов не совсем правомерно, поскольку письмо и постановление документы разного уровня и юридического значения. Здесь было бы лучше сказать, что вопрос о разработке впервые был поставлен в партийных органах, возможно впервые в указанном письме Сталина от 25 января 1935 года, а официальное оформление эта идея получила на VI съезде Советов.
Итак, современные научные исследования позволяют утверждать, что замысел новой конституции у И.В. Сталина возник либо на XVII съезде партии, либо во второй половине 1934 года - в начале 1935 года в партийных кругах, а затем был официально провозглашен на VII съезде Советов СССР в феврале 1935 года. О том, как это происходило на съезде Советов можно узнать из стенограммы.
VII Всесоюзный съезд Советов 6 февраля 1935 года предложил ЦИК СССР создать конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством Сталина. На первом заседании комиссии было создано 12 подкомиссий. Их возглавили: Сталин две - по общим вопросам и редакционную, Молотов - экономическую, Чубарь - финансовую, Бухарин - правовую, Радек - по избирательной системе, Вышинский - судебных органов, Акулов - центральных и местных органов власти, Жданов - народного образования, Каганович - труда, Ворошилов - обороны, Литвинов -внешних дел. Молотов был выбран председателем комиссии.
Деление единой до того момента власти на законодательную и исполнительную было предложено Сталиным. По его плану, проект был масштабный в духе западных стран .
О том, какой вклад был внесен членами конституционной комиссии в разработку проекта, пишет Курицын. «Конституционная комиссия встала на путь подготовки принципиально нового документа - единой общегосударственной конституции, охватывающей все стороны государственной жизни. В разработанных Бухариным предложениях к проекту конституции была сделана попытка закрепить плюрализм форм собственности и равный правовой статус. Бухарин исходил из идеи сохранения политики нэпа, что коренным образом противоречило политике Сталина и его сторонников, правильность которой Бухарин только что признал в своем «покаянном» выступлении на XVII съезде ВКП(б)».
Бухарин предложил закрепить политические и личные права, социально-экономические и культурные права, в том числе право на выбор и смену профессии, хотя свободный выбор места работы противоречил проводимой партией политике ускоренной индустриализации. Зато предложенные Бухариным статьи о праве на отдых, бесплатное образование и социальное обеспечение были включены в проект конституции. Подкомиссия по вопросам избирательного права под председательством Радека предложила предоставлять право выдвигать кандидатов в депутаты Советов не только партийным органам, профсоюзам, комсомолу и иным общественным организациям, но и гражданам, даже предоставить гражданам право самовыдвижения. Председатель СНК Украины Любченко настаивал на отмене ограничений избирательных и иных политических прав граждан по классовому признаку.
Разногласия Сталина с другими членами комиссии разрастались и в итоге в работе над основным законом остались лишь те, кому Сталин мог доверять: А.И. Стецкий, Я.А. Яковлев и Б.М. Таль, который вообще не был в комиссии до этого момента.
Приведенное мнение Жукова уточним следующим образом: принципиальные разногласия между группой Сталина и видными в прошлом партийными деятелями, такими как Бухарин и Радек, уже давно обнаружились, еще в 1920-е годы. Однако их все же привлекли к работе над проектом новой Конституции. Этот факт можно, скорее всего, объяснить тем, что для работы над Конституцией СССР 1936 года были привлечены лучшие силы большевистской партии, несмотря на имеющиеся между ними разногласия. Это лишний раз показывает, какое значение придавалось этой работе. Обратим также внимание на то, какие посты занимали деятели, которые разрабатывали документ, получивший название «Черновой набросок» и лично редактировавшийся Сталиным в апреле 1936 года. А.И. Стецкий - член ЦК ВКП(б), в 1936 году занимал пост заведующего отделом партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и одновременно являлся главным редактором журнала «Большевик». Я.А. Яковлев - член ЦК ВКП(б),
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)(ред. от 29.10.1976) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936.
Научная литература
3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – «Сашко», 2000 г.
4. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. – «Юстицинформ», 2015 г.
5. Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: монография (под.ред. Г.Н. Комковой). – «Юстицинформ», 2017 г.
6. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография (под ред. Т.Я. Хабриевой). – «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», «Юриспруденция», 2013 г.
7. Барциц И.Н. Конституционный дизайн (о красоте и эстетике конституций) // Вестник Пермского университета. Юридические науки, выпуск 3, июнь-сентябрь 2018 г.
8. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. – «Юстицинформ», 2015 г.
9. Бернд В. О сути и истории советских и российских Конституций // Труды Института государства и права РАН, N 6, ноябрь-декабрь 2018 г.
10. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). – «Проспект», 2016 г.
11. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). – «Деловой двор», 2009 г.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). – «Эксмо», 2010 г.
13. Лазарев С.Е. Соотношение норм Конституции СССР 1936 г. и Конституции РФ 1993 г. // «Гражданин и право», N 7, июль 2015 г.
14. Лебедев В.А. Конституционное развитие России // «LexRussica», N 11, ноябрь 2018 г.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – «Проспект», 2016 г.
16. Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. - "ЮРКОМПАНИ", 2014 г.
17. Пашенцев Д.А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал российского права, N 8, август 2018 г.
18. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. – «Издательство «Наука», 2016 г.
19. Черногор Н.Н., Залоило М.В. Актуальные проблемы правотворчества: учебное пособие. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2018 г.
20. Чиркин В.Е. Социально-экономический вектор конституционного развития: сравнительное измерение // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, N 1, январь-февраль 2018 г.