Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Журналистская этика (в узком смысле) – этика тех людей, которые пользуются информационными средствами в своей профессиональной деятельности, и которая затрагивает тот или иной круг общественности. В широком смысле к данной сфере принадлежат так же издательства и редакции вместе с техническими центрами, которые поддерживают работу журналистов или редакций.
Профессиональной же моралью является конкретизация общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Соответственно любая профессиональная этика изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.
Профессиональная мораль регулирует поведение работка в непосредственном трудовом процессе. Процесс разделения труда, научно-технический прогресс и кардинальные социальные сдвиги меняют круг и содержание обязанностей человека [3, C.10].
Меняются обязанности по отношению:
- к трудовому процессу;
- к другим участникам трудового процесса;
- к обществу в целом.
Такого рода отношения относятся к любому роду деятельности, без привязки к какой-либо специализации и условий в которых данные отношения проходят.
Данные отношения перерастают в так называемую «трудовую мораль». Профессиональное разделение труда ведет к детализации таких отношений, и перерастают в мораль профессиональную.
Профессий, у которых нравственные отношения в трудовой деятельности весьма тесно взаимосвязаны немного. Одна из таких профессий – журналист. Ведь главным принципом журналистики является: оперативно и правдиво информировать читателя о текущих событиях.
Журналистика и мораль тесно между собой взаимосвязаны и вот примеры этого:
1. Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя (опять же в силу естественных причин) является носителем моральной установки на общественно полезное поведение. Следовательно, данному тезису, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.
2. Журналисты в своих материалах рассказывают о нравах общества, о моральных тенденциях и коллизиях. А это значит, что мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.
3. При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент [5, C.78].
Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что журналист обязан соблюдать журналистскую этику в любой ситуации, в особенности при проведении интервью. В процессе интервью журналист общается с интервьюируемым, и от того, насколько корректно он ведет беседу, насколько соблюдает этические принципы, зависит успех интервью. Соблюдение этических принципов позволяет расположить к себе человека, получить от него честную и достоверную информацию. При несоблюдении этических принципов журналист дискредитирует не только себя, но и все профессиональное сообщество.
Объект исследования – морально-этические аспекты работы журналиста.
Предмет исследования – особенности морально-этических аспектов проведения интервью.
Цель исследования – рассмотреть основные морально-этические принципы взаимодействия интервьюируемого и интервьюера в процессе получения интервью.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «интервью» и основные принципы его проведения.
2. Рассмотреть особенности фальшивых интервью и выйти на понятие профессиональной этики.
3. Рассмотреть основные принципы профессиональной этики журналиста.
4. Рассмотреть основные морально-этические принципы проведения интервью.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы (анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классификация) и практические (анализ этических принципов, дилемм).
Новизна исследования. Впервые комплексно проанализированы морально-этические аспекты ведения интервью, взаимодействия интервьюера и интервьюируемого.
Теоретические и методологические основы. В основу исследования положены основные научные публикации по журналистике, организационной психологии, Кодекс этики журналиста. Результаты работы могут быть использованы практикующими журналистами для организации профессиональной деятельности, при подготовке к интервью, при его проведении. Также использование этических принципов даст возможность быстро и эффективно создать качественное интервью, расположить к себе собеседника, получить необходимую информацию. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки к лекциям, практическим и семинарским занятиям журналистике. Могут быть основой для дальнейшего создания практических пособий, учебных материалов, методических указаний и справочников для журналистов-интервьюеров.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
1.1. Понятие интервью и основные принципы его проведения
Под интервью подразумевают метод получения информации в процессе беседы журналиста с одним или несколькими общественно значимыми лицами. При этом человек выступает источником информации. Как правило, интервьюируемый обладает не только значимой для журналиста и актуальной для общества информацией, но и определенным авторитетом, что позволяет отнести его к перечню источников достоверной информации. Как правило, полученная информация подвергается незначительной обработке, после чего публикуется в печатных изданиях, либо передается по телевидению, радио. Характерной чертой информации, полученной от интервьюируемого, является то, что она априори является достоверной, убедительной и уникальной, либо содержит свидетельство, мнение эксперта, авторитетного лица.
Интервью представляет собой одну из форм диалогического общения. Участниками коммуникации выступают с одной стороны журналист (интервьюер), с другой стороны – интервьюируемый. Первый заинтересован в получении максимально точной развернутой информации на определенную тематику, второй обладает таковой. Для того, чтобы получить максимум необходимой информации, нужно расположить к себе собеседника, завоевать его доверие. Для этого используются приемы эффективной коммуникации, соблюдается профессиональная этика журналиста. Журналист должен быть подготовлен к интервью, в определенной мере владеть тематикой разговора. Кроме того, журналисту важно на просто получить информацию от человека, как источника, но и получить его авторскую интерпретацию, субъективную оценку. Интервью всегда представляет собой индивидуальную, частную беседу между одним или несколькими участниками. Интервью не может носить массовый характер [1, C.34].
Чаще всего интервью проходит в режиме «вопрос-ответ». При этом журналист должен уметь корректно задавать вопросы, способствовать максимальному раскрытию тематики. При потребности нужно задавать уточняющие, наводящие вопросы, направлять беседу в интересующее русло. Поэтому важная предварительная подготовка к интервью. Важно не только заранее разобраться в ключевых моментах темы, на которую придется вести разговор, но и подготовить перечень примерных вопросов.
Средняя продолжительность интервью колеблется в пределах от 20 до 60 минут. Количество участников коммуникации всегда строгим образом определено. Чаще можно встретить интервью, при котором информацию дают несколько лиц. Практически никогда не встречается интервью, при котором одно лицо дает информацию нескольким журналистам.
Существует подразделение интервью на подвиды. Рассмотрим основные черты каждого из них [2, C.91].
Интервью-монолог представляет собой сообщение или заявление лица, обладающего определенной информацией. Беседа ведется в рамках тематики, в рамках одного вопроса, заданного журналистом. Можно сказать, что такая форма интервью представляет собой развернутый ответ на вопрос, поставленный журналистом. Содержание такой беседы журналист должен передать в виде цельного текста. Тем не менее, не исключается вариант обработки материала, и извлечения из текста более подробных, лаконичных комментариев по теме. Однако при такой обработке не должен меняться смысл беседы. В таком случае в конце нужно обязательно указывать, кто записал данное интервью, а также указывать, подвергалось ли оно обработке.
Интервью-сообщение характеризуется сугубо информационной направленностью. Как правило, цель такого интервью состоит в сообщении актуальной информации. Носит исключительно информационную направленность, то есть интервьюируемый ограничивается изложением фактов, не давая им субъективной оценки, исключая комментарии и собственное мнение. Ответ воспроизводится либо в прямой форме, от лица интервьюируемого, без каких-либо преобразований. Либо журналист может обработать текст, изложив его от своего имени, своими словами (в форме
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверченко, Л.К., Залесов, Г.М., Мокшанцев, Р.И., Николаенко, В.М. Психология управления: Курс лекций. - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991 – 253.
3. Амзин, А.А., Новостная интернет-журналистика, 2014 г., 136 с.
4. Ануфриева, Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология / курс лекций. - Киев, 2012 .- 136 с..
5. Блохин, И.Н., Век информации. Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования: матер. конференции междунар. научно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге-2015». № 1 СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016. — 250 с
6. Введение в журналистику: Хрестоматия сост. П. Прохоров – Москва: Высшая школа, 1986 г.
7. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 2012.- 211 с.
8. Вечер, Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
9. Гоулман, Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
10. Громова, Л.П. Журналистский ежегодник. Научный журнал / Томск: Томский государственный университет, 2015 г - 207 с.
11. Дорощук, Е.С. Основы теории журналистики. Практикум: учебное пособие / Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. – 136 с.
12. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов / Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Флинта»; МПСИ, 2012. - 648 c.
13. Иванов, Ю. Типология руководителей по соционическим типам. // Упр. перс. - 2012. - № 6 (48). - С. 46-51.
14. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2004. - 350 с.
15. Науменко, Т.В. Концептуальный анализ теории массовой коммуникации. Журнальный клуб Интелрос, Credo New, №4 2008.
16. Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.
17. Олешко, Е.В., Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: [учеб. пособие]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2015. – 128 с.
18. Основы теории коммуникации. Учебник под ред. проф. Василика М.А. М., «Гардарики», 2003.
19. Тышецкая, А.Ю. Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Вып. ХI / — Томск : ФЖ ТГУ. 2016. - 168 с.
20. Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 10 апреля 2014 г. — СПб. : СПбГУП, 2014. — 112 с.