Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Старший дошкольный возраст – это период интенсивного познавательного развития, формирование оценки и самооценки, развитие познавательной, волевой, эмоциональной саморегуляции. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, потребность в признании сверстников, возникает новый тип мотивации, основа произвольного поведения.
У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а является результатом целенаправленного педагогического воздействия. Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Исследования и наблюдения показали, что те из детей, которые воспитывались только в семье, уступают по ряду параметров в психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещавшим ДОУ.
У таких детей нет достаточного социального опыта: нет потребности в общении со сверстниками и умения подчинять свое поведение законам детских групп, не умеют слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации. Кроме этого не всегда достаточно развита интеллектуальная сфера. У многих родителей есть желание подготовить ребенка к школе, но недостаточен уровень психолого-педагогических знаний.
Данные занятия позволяют корректировать и развивать не только познавательные процессы, сформировать учебные навыки, но и научить ребенка взаимодействовать с другими детьми.
Как показывает практика, формирование требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для этого разрабатываются программы совместных занятий детей и родителей. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать – пока в игре, а впоследствии в деле.
Цель исследования – изучить и проанализировать психолого-педагогические аспекты готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогические аспекты готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
2) провести практическое исследование подготовки детей к школе в МБДОУ Алексеево-Лозовский детский сад.
Объект исследования – дошкольный возраст.
Предмет исследования – психолого-педагогические аспекты готовности детей школьному обучению.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Психолого-педагогические аспекты готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению
1.1 Проблема подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития дошкольников. Эта проблема всесторонне анализируется в трудах Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г.М. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Е.Е. Кравцовой, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. Межличностные отношения в группе 181 сверстников рассматриваются также М.И. Лисиной, Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, Б.С. Волковым, М.В. Гамезо и др. Установлено, что конфликтность в старшем дошкольном возрасте часто вытекает из общего эмоционального неблагополучия ребенка. Конфликтные отношения со сверстниками отрицательно сказываются как на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, так и на формировании его личностных качеств, что в свою очередь влияет на психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Сформировавшаяся внутренняя позиция, благоприятный психологический климат в дошкольном учреждении, семье, умение конструктивно взаимодействовать между сверстниками создают ребёнку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Здесь закладывается вся система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление». Наиболее ценным нам показалось высказывание, представленное в книге Е.О. Смирновой [10] «готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Она (Смирнова) в качестве составных компонентов психологической готовности к школе рассматривает личностную, интеллектуальную и волевую готовность». В.И. Турченко [11] отмечает, что «учебная деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов деятельности, направленных на усвоение знаний, приобретение навыков и умений самостоятельно учиться, применять полученные знания, т.е. развиваться».
Старший дошкольный возраст является достаточно сложным периодом, который предполагает всестороннее развитие личности ребенка.
На данном жизненном этапе возникает ряд новообразований, которые нужны для дальнейшего существования. Ребенок начинает осознавать себя, свой внутренний мир, понимает, что он растет. Также у ребенка возникает потребность в познании чего-то нового, что может касаться как прошлого его родных, так и явлений природы.
По завершении старшего дошкольного возраста ребенок переходит на новый жизненный этап и идет в школу. Для того, чтобы период адаптации в данном учебном заведении прошел успешно и быстро, ребенок должен быть психологически подготовленным. Такую подготовку хорошо обеспечивают детские сады.
Детский сад - это первое учебное заведение, с которым знакомится ребенок. Система образования предполагает, что процесс нахождения в саду должен обеспечивать первоначальную подготовку для дальнейшего перехода в школу. Немаловажное значение имеют воспитатели, благодаря их влиянию ребенок может проявить себя и научится чему-то новому и необходимому. Педагоги в детских садах, имеющие профессиональное образование и знающие особенности и возможности дошкольников, способны обеспечить для детей полноценный досуг, который способствует формированию навыков чтения, письма, счета, а также артистических навыков, таких как танцы и пение.
Таким образом, психологическая подготовка ребенка к школьному обучению позволяет ему полноценно развивать и получать все необходимое в его возрасте, а также успешно пройти период адаптации непосредственно в стенах школы.
Положительная и адекватная самооценка дошкольника является важной частью мотивационной готовности к школьному обучению. Также позитивная самооценка обеспечивает необходимую предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизнедеятельности. Объясняется это тем, что учебная деятельность требует от ребенка развитой способности сознательно управлять своим поведением. Добиться такого уровня поведения можно лишь при условии достаточно высокого развития психологических механизмов саморегуляции, в которых одно из центральных звеньев принадлежит самооценке.
В условиях модернизации образования проблема готовности детей к школьному обучению, одной из составляющей которой является мотивационная готовность, продолжает быть актуальной. Несмотря на обилие научных работ и практических программ по данной проблеме, наблюдается недостаток материалов, посвященных исследованию мотивационной сферы дошкольников и формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Очень часто родители сталкиваются с противоречием: они организуют целенаправленную подготовку ребенка к школе, стремятся еще до школы научить их письму, чтению, счету, но в результате ребенок демонстрирует стойкое нежелание идти в школу учиться. То есть, если у ребенка отсутствует мотивационная готовность к школе, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Из этого следует, что мотивационная готовность является неотъемлемой частью общей психологической готовности к школе, и это необходимо учитывать при подготовке старших дошкольников к систематическому школьному обучению. А.В. Запорожец одним из первых экспериментально изучил проблему психологической готовности к школе, выделив уровни психологической готовности к школе, как общая готовность и специальная.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 464 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2012. – 289 с.
3. Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика. - М.: Питер, 2013. - 464 с.
5. Запорожец А.В. Психология / А.В. Запорожец. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 230 с
6. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2015. - 416 с.
7. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика: учебное пособие / Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И., Степанова Н.А., Градусова Л.В., Тугулева Г.В., Мичурина Ю.А., Сайгушева Л.И., Миннурова А.Ф. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2012. – 266 с
8. Симонович А. С. История дошкольной педагогики в России. - М.: Просвещение, 2001. - 233 с.
9. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2010. – 299 с.
10. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция.- Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 122 с.
11. Тугулева Г.В. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в период детства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 46. – С. 62–67.
12. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб.пособие. 4-е изд., стер.. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – 256. с.
13. Цеханская Л.И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности / Л.И. Цеханская. – М.: Академия, 2013. – 123 с
14. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
15. Демина И. А. Диагностика развития дошкольника. URL: http://nsportal.ru
16. Еременко Н. А. Организация работы с семьей в процессе подготовки ребенка к школе. URL: http://festival.1september.ru
17. Назарова В. В. Психологические аспекты готовности к обучению в школе. URL: http://nsportal.ru
18. Полуянова Н. А. Режим будущего школьника. URL: http://doshvozrast.ru
19. Трудовое воспитание в семье. URL: http://mamotvet.ru.
20. Эстетический и художественный вкус. URL: http://xreferat.ru
21. Ямщикова Т. А. Готовность к школе. URL: http://dou12-ugansk.narod.ru
22. Ясная Н. А. Педагогическая диагностика. URL: http://www.profile-edu.ru.