Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Патриотическое воспитание является одним из ведущих направлений государственной политики. В настоящее время существует большое число исследований, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения (И.Н. Кондратенко, Н.Г. Егошина, Д.Г. Ряхов, А.В. Усова, И.В. Мельчакова, Д.С. Сенюк, К.Ш. Ахияров, Г.Х. Валеева и др.). Также существуют исследования, посвященные воспитанию патриотизма у студентов педагогических вузов (Н.В. Ипполитова, Д.Ю. Мордвинцев, Б.Ф. Павлов и др.) и курсантов военных вузов (В.В. Деев, Д.М. Нуждин, Н.В. Ермоленко, С.С. Пылёв и др.). Необходимо отметить, что в научных трудах преподавателей военных вузов поднимается вопрос государственно-патриотического воспитания, в котором одним из главных элементов является лояльность к государству.
Патриотическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитательного процесса. По мнению С.Е. Матушкина, оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, но обладает относительной самостоятельностью.
В течение жизни человека меняются формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации. Социальные изменения в нашем обществе заставляют еще раз внимательно подойти к сущности категории социализации. К такому предостережению можно отнести утверждение Н.Д. Никандрова о том, что ориентиром социализации являются общечеловеческие ценности, но считает «...более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели социализации и воспитания. А сейчас, когда пишут «общечеловеческие ценности», обычно имеют в виду западные ценности...».
В процессе гражданско-патриотического воспитания учащиеся должны получать представление о следующих ценностях: самоопределение личности; уважение прав и свобод человека; человеческого достоинства; к институтам гражданского общества; к нормам и правилам современной демократии; справедливость; равенство перед законом; уважение к национальным традициям и культурным общечеловеческим ценностям; патриотизм; готовность к разумному компромиссу и другие. Под гражданскими ценностями мы понимаем социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, определяют отношение личности школьника к себе, другим людям, обществу, государству. К гражданским ценностям, на наш взгляд, также относятся: патриотизм, толерантность и независимость убеждений, ответственность и гражданский долг, активность и гражданская позиция и другие.
Следовательно, социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности; общественная категория с конкретно заданным результатом. Гражданская социализация - это процесс становления личности как гражданина и субъекта права, освоение человеком правовой и политической культуры.
Мы убеждены, что социализация личности будет успешной, если процесс подготовки воспитанника к жизни будет способствовать изменению личностных ценностных ориентаций, поиску оптимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развитию умений оценивать понимание моральных личностных ценностей. Современное общество жестко формулирует требования к качествам личности. В будущем личность сама будет делать выбор в определении путей своего собственного процесса социализации, основного содержания собственных изменений.
Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы социализации личности: семья; отношения равенства; школа; средства массовой информации; труд; различные общественные формирования. Мы считаем, что патриотическое воспитание также является фактором социализации личности и пронизывает все вышеназванные факторы.
Правовая социализация, нравственная социализация, гражданская социализация - процесс усвоения человеком знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять гражданскую, патриотическую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность самого процесса социализации в освоении системы знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности в конкретном обществе.
Процесс социализации направлен на установление правильных взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя. Под гражданской социализацией мы понимаем процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества, патриота своей страны. Она предполагает включение в систему правовых отношений. Важным элементом вхождения детей и подростков в систему правовой культуры является самостоятельное моделирование ими правового пространства, в котором они приобретают опыт социального взаимодействия и ценностные ориентации.
Проблемой гражданско-патриотического воспитания занимались следующие ученые И. А. Андрюшина, В. И. Бичевского, Г. Х. Валеевой, Ю. А. Ерыгина, Н. А. Куцмана, М. Л. Талдиной и др.
Целью данной работы является изучение социализации детей и подростков средствами гражданско-патриотического воспитания.
Изучением данной работы занимались многие учёные-исследователи, такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова, А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другие специалисты.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы социализации в гражданско-патриотическом воспитании.
изучить программу по патриотическому воспитанию младших подростков.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, в конце представлен список литературы.
1. Теоретические основы социализации в гражданско-патриотическом воспитании
1.1. Специфика социализации детей подросткового возраста
Социализация личности происходит на протяжение всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом, а также в юношеском возрасте. Некоторые авторы, акцентируя внимание на возрастных особенностях процесса социализации, подчеркивают, что в процессе присутствуют достаточно значительные различия, выражающиеся в специфике протекания данного процесса в различные возрастные периоды человека.[6;78]
По мнению отечественных авторов (например, по мнению А. В. Петровского), в подростковом возрасте человек стремится к проявлению своей индивидуальности. Как следствие, активно осуществляется индивидуализация личности. Социализация может помочь разрешить противоречие, с которым сталкивается человек в этот период времени: с одной стороны, он идентифицирует себя с обществом, но, с другой стороны, он обособляется от общества, потому что стремится выявить в себе уникальные черты.
То есть, успешный процесс социализации подростка предполагает следующее: Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Адаптацию человека к обществу и общественной системе, ее нормам и правилам, ценностям; Саморазвитие человека, выявление его уникальных черт, которые будут делать акцент на его уникальности, а не на возможностях быть похожим на всех остальных членов общества. Особенности социализации в подростковом возрасте следует рассматривать с точки зрения нескольких фаз жизненного пути человека. Во-первых, это детство, когда активно происходит именно адаптация. Во-вторых, отрочество как символ индивидуализации человека. Юность, в свою очередь, становится интеграцией человека с сохранением его уникальных черт. В юности, как и в подростковом возрасте, человек стремится стать частью какого-либо объединения, которое в дальнейшем даст ему возможность раскрыться с новых сторон. Между фазами также могут возникать некоторые противоречия, которые или мотивируют человека к более организованной и целесообразной деятельности, или дадут ему понять, что необходимо примерить на себя новые социальные роли, приобщиться к иным особенностям и чертам социализации, ее ценностям и ориентирам.[10;25]
Потребности подростка в процессе социализации Социализация всегда предполагает удовлетворение потребностей тех лиц, которые входят в данный процесс. Так, особенности социализации человека в подростковом возрасте соотносятся с потребностями в таких аспектах, как самостоятельность и независимость, самоопределение и непосредственное общение со сверстниками для обмена опытом и знаниями. Каждый подросток сталкивается с желанием показать, что он уже созрел для принятия решений, а также может быть независим от своих родителей. Это вполне оправданные желания, которые вполне могут осуществиться. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах своей социализации знания и навыки, а также образцы поведения, которые могут быть как приемлемы, так и не приемлемы в обществе. Но они не останавливаются на достигнутом, ведь продолжают усваивать новые образцы поведения, но в уже более расширенной социальной среде. Подросток стремится занять свое место в системе социальных отношений, пользоваться авторитетом у сверстников. Это стремление можно назвать стремлением в приобретении как можно более высокого статуса в обществе, достижении общественного признания. Некоторые подростки стремятся к большему, поэтому их ценности и усваиваемые нормы не ограничиваются семейной средой, а также окружением сверстников. Но большинство все же принимают решение начинать с самых низов. Для кого-то максимум – обрести признание среди своих друзей и товарищей. Такие подростки могут
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002. 224 с. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.: ВАКО, 2006. 368 с.
2. Агибова И.М., Бобрышов СВ., Ваганова Е.Ф., Крещенко И.Н. Воспитательная система в СГПУ: Концепция. Ставрополь: СГПУ, 1995. 53 с. 4. Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. №4. С.23
3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. Т.4. М.: АН СССР, 1954. 676 с.
4. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998. № 3. С.30-35.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 734 с.
6. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ // Методист. 2012. № 1. С.7-10.
7. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования // Внешкольник. 2013. № 6. С. 39-48.
8. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2010. 350 с.
9. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2009. № 2. С. 37-42.
10. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. - Челябинск, 2006. - 190 с., ил.
11. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Волгоград: «Учитель», 2006. 125 с.
12. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. 2012. № 9. С. 32.
13. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 404 с.
14. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: МГУ, 1998. 79 с.
15. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 54. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. 2005. № 6. С. 59-62.
16. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС [Текст] / Ю. Галанин // Воспитание школьников. - 2002. - № 8. - С. 13-16.
17. Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Глазунова. - Липецк, 2002. - 174 с.
18. Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе // Вестник ЧГПУ. Челябинск: ЧГПУ, 2002. № 6. С. 20-24.
19. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1986. 348 с. 76
20. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 2006. 278 с.
21. Замостьянов А.А. Просвещение и патриотизм. М.: Народное образование, 2012. 302 с.
22. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве // Внешкольник. 2013. № 4. С. 43-47.
23. Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. М.: НИЦ ИНФРА, 2013. 150 с.
24. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика, 1998. № 5. С.112
25. Матушкин, С.Е., Ипполитова, Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях [Текст]: в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 19 с.
26. Мордвинцев, Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Мордвинцев. - Челябинск, 2003. - 175 с.
27. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. - 255 с.
28. Патриотическое сознание: сущность и формирование [Текст] / А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.Л. Симонов и др. - Новосибирск: Наука, 1985. - 256 с.
29. Попова, А.И. Воспитание патриота России [Текст] / А.И. Попова // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 39-43.