Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процессы ведениясовременного бизнеса сопровождаются необходимостью менеджментапринимать решения задач различной степени сложности. Важным моментом деятельности предприятия является учет и работа с дебиторской задолженностью, поскольку являясь большой частью текущих пассивов организации, она влияет на ее платежеспособность и ликвидность.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что дебиторская задолженность всегда извлекает денежные средства из оборота компании, препятствуя их эффективному использованию, которое приводит к напряженному финансовому состоянию предприятия. Поэтому важным направлением работы предприятия является разработка механизмов по определению оптимальной величины и структуры дебиторской задолженности.
Объект работы – финансово-хозяйственная деятельность гостиничных предприятий.
Предметом исследования - методика анализа дебиторской задолженности гостиничного предприятия.
Объект наблюдения – ООО «Алгоритм».
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа дебиторской задолженностигостиничных предприятий.
В связи с этой целью выделяются следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность дебиторской задолженности,
- раскрыть методы анализа дебиторской задолженности,
- исследовать структуру и динамику дебиторской задолженности на примере гостиничного предприятия.
- проанализировать просрочки платежей по данной задолженности в организации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты анализа дебиторской задолженности.
Во второй главе анализируется дебиторская задолженность гостиничного предприятия «Алгоритм».
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия по экономике и менеджменту предприятий, статьи, ресурсы Интернет.
1 Теоретические аспекты анализа дебиторской задолженности
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности
Процессы ведения современного бизнеса сопровождаются необходимостью менеджментапринимать решения задач различной степени сложности. Важным моментом деятельности предприятия является учет и работа с дебиторской задолженностью, поскольку являясь большой частью текущих пассивов организации, она влияет на ее платежеспособность и ликвидность.
Современная система управления дебиторской задолженностью должна включать в себя совокупность различных методов анализа, контроля и оценки размеров и оптимальной структуры кредиторской и дебиторской задолженности на предприятии. Вместе с тем управление кредиторской и дебиторской задолженностью - это также работа предприятия с источниками ее возникновения, формированием кредитной политики предприятия и организацией договорных взаимоотношений с основными контрагентами (с поставщиками, покупателями), а также с сотрудниками компании и с бюджетом страны.
Любое предприятие часто сталкивается с проблемами рационального управления дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность представляет собой сумму задолженности предприятия со стороны его клиентов или дебиторов, которую компания стремится получить в определенный (установленный или оговоренный) срок [8, c.23]. Дебитор, таким образом, выступает должникоморганизации. В качестве дебиторов могут выступать юридические и физические лица.
Дебиторская задолженность представляет собой актив организации, средства, которые не находятся непосредственно в распоряжении предприятий, поэтому такой вид задолженности отрицательно влияет на финансовое положение организаций. Очень важно в связи с этим осуществлять контроль ее размеров, и требовать возвращения задолженностей от недобросовестных клиентов. Однако, если правильно управлять дебиторской задолженностью, то предоставление отсрочки платежей и кредитов позволяет организациирасширять рынки сбыта своей продукции.
Рисунок 1 - Понятие и структура дебиторской задолженности [20, с.114]
Конечно, наиболее распространенным типом дебиторской задолженности выступает задолженность клиентов по отгруженнымтоварам, сырью и материалам, оказанным услугам.
Далее рассмотрим основные виды дебиторской задолженности [7, c.134]:
- Дебиторская задолженность клиентов с ненаступившим сроком.
- Просроченная дебиторская задолженность, не оплаченная в срок по договору.
В свою очередь она подразделяется на:
Ожидаемую задолженность с согласованными сроками по возврату с покупателями (гарантийные письма),
Сомнительную задолженность с малой вероятностью возврата задолженности, без обеспечения залогом.
Безнадежную задолженность.
Рисунок 2 - Классификация дебиторской задолженности [15, с.67]
По срокам возврата дебиторская задолженность разделяется на:
- Долгосрочную, с возвратом долговболее чем через 12 месяцев.
- Краткосрочную с возвратом долговдо 1 года.
Таким образом, в условиях рыночной экономики все компании находятся в тесных экономических связях между собой, которые закреплены существующими между ними расчетами по поводу оплаты или поставки продукции или услуги. Поэтому в каждой компании должна существовать система строго контроля за ведением расчетов с другими компаниями, которая будет способствовать укреплению договоров и дисциплины расчетов, выполнению всех обязательств компании перед ее партнерами.
1.2 Методика анализа дебиторской задолженности
Рассмотрим теперь основы анализа дебиторской задолженностью на современных предприятиях в условиях кризиса.
Неграмотная система анализа дебиторскойзадолженностьюведетк понижению оборачиваемостиоборотныхсредств компании, ухудшению ее платежеспособности, финансовым потерям в результате невозвратов задолженностей.
Именно поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью выступает важным аспектом деятельности любых современных предприятий и признаком профессионализма финансовых служб компаний.
Процессы анализа дебиторской задолженности условно можно подразделить на два раздела, которые разделены между собой моментом продажи товаров [8, c.401]:
1) действия, которые предпринимаются после принятия решений об осуществлении продажи в кредит (формирование кредитной политики);
2) меры, которые принимаются с целью своевременного погашения образовавшихся долгов (учет, контроль и анализ дебиторской задолженности).
Кредитная политика предприятия определяет такие условия предоставления коммерческих кредитов, как критерии выбора покупателей для предоставления им отсрочек платежей, методики определения максимальных величин текущей дебиторской задолженности покупателей и максимальных сроков предоставления покупателям кредитов.
Кроме того кредитная политика определяет права и обязанности сотрудников, которые непосредственно участвуют в процессах управления дебиторской задолженностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и дополнениями)
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.. -М.:Инфра-М, 2012. - 278 с.
3. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.:Юнити-Дана, 2013. Доступ через http://uchebnikionline.com
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2017. – 196 с.
5. Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет. - 2013. - N 5. – С. 46-51.
6. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: Дашков и К, 2017. – 557 с.
7. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 347 с.
8. Дебиторская и кредиторская задолженность: Учеб.пособие/ Ф.Н.Филина - М.:Велби, 2016. – 603 с.
9. Ефимова О. В. Финансовый анализ – М.: «Бухгалтерский учет», 2012 г. – 547 с.
10. Сироткин В.Б. Финансы. – СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
11. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 436 с.
12. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 239 с.
13. Маннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения // Финансовый менеджмент. - 2013. - N 4. - С. 40-47.
14. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет. - 2012. – N4. – С.40-54.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Доступ через http://www.bibliotekar.ru
16. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
17. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика – М: Издательство «Перспектива», 2017. – 427 с.
18. Фельдман А. Б. Оценка дебиторской и кредиторской задолженности. М: Международная академия, 2014. - 230 с.
19. Финансово-экономическое состояние предприятия. /Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. - Москва: Изд-во «Приор», 2013. – 200 с.
20. Финансы /Под редакцией Дробозиной Л.А. – М: издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2013. – 340 с.
21. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М., Инфра-М, 2016. – 198 с.
23. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие - М.: ИД ФБК-Пресс, 2013. – 288 с.
24. http://finance0.ru/ - расчет финансовых показателей
25. http://economuch.com – анализ коэффициентов ликвидности