Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В каждом государстве существуют отдельные проблемы, которые требуют особого внимания. Одной из таких является государственный долг и его влияние на функционирование экономики. Эта проблема стала одной из ведущих в ряде стран, имеющих большие задолженности. Наличие внутренних и внешних займов сильно ухудшает социально - экономическое положение государства.
Деятельность органов государственной власти в экономической сфере при составлении бюджета сводится к тому, чтобы обеспечить все сферы общества необходимыми ресурсами. Существует два основных типа бюджета: сбалансированный (такой тип бюджета, при котором расходы равны доходам) и несбалансированный. Бюджет, в свою очередь, делится на дефицитный (расходы превышают доходы) и профицитный (доходы превышают расходы). В случае нехватки государственного бюджета, страна вынуждена прибегать к долгам. Проблема государственного займа связана с самим фактом прямого участия страны в финансовой жизни общества. Участие это в нынешних обстоятельствах обусловливается проблемой формирования антиинфляционного механизма финансового роста, сущность которого заключается в обеспечении абсолютной занятости и устойчивого уровня стоимости. Почти в эффективной, нормально формирующейся, стабильной экономике государственный долг никак не считается главной задачей развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг увеличивается в стадиях интенсивного финансового роста, таким образом, как формирующаяся экономика и модернизируемое производство призывают определенных вложений, в том числе государственных.
Экономические кризисы ведут к сбоям не только в отраслевых сферах, но и в сбоях экономики государства в целом. Когда происходят экономические кризисы, страна начинает искать пути решения данной проблемы: производить прогнозирование, аналитические работы, разрабатывать планы и проекты по урегулированию сложившейся ситуации. Также одним из способов решения проблемы являются внутренние и внешние займы государства, которые превращаются в государственный долг.
Государственный долг - это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Он представляет собой задолженности государства прошлых лет, взятых без учета излишков государственного бюджета.
Актуальность исследования состоит в том, в настоящее время государственный долг всех стран мира достиг 70% от мирового ВВП, что является критичным для мировой экономики.
Именно государственный долг создает общее представление об экономике и финансах рассматриваемой страны.
Целью данной работы является изучение особенностей образования и последствий государственной задолженности в нынешних условиях.
Для достижения цели работы перед автором ставятся следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга;
- проанализировать систему управления государственным долгом России;
- выявить особенности управления государственным долгом России.
Предметом исследования работы являются экономические отношения и институциональные характеристики государственного внутреннего долга России.
Объектом исследования выступает политика управления государственным внутренним долгом России.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
ГЛАВА 1. Государственный долг как макроэкономическая проблема
1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга
Вопросы государственного долга в разное время привлекали внимание различных авторов. На эту тему опубликованы работы Б.А. Хейфеца, А.Л. Муравьевой, А.В. Лазина, Б.И. Алехина, Д.В. Поп¬ковой и других известных экономистов. Исследо¬вания посвящены главным образом истории, дина¬мике государственного долга, его особенностям в различных странах и т.д.
Для последующего анализа государственного долга и его влияния на экономику страны необходимо сформулировать его экономическую сущность. Среди ученых- экономистов до настоящего времени не сформировалось единства мнений относительно понятия государственный долг.
Государственный долг формируется в первую очередь из-за дефицита государственного долга и имеет следующие стадии:
1) дефицит бюджета;
2) дефицитное финансирование (за счет привлеченных средств – заем):
а) государственные ценные бумаги,
б) кредиты Правительств других стран и Международных организаций,
в) банковские кредиты, 1) непосредственно государственный долг; 2) обслуживание государственного долга.
Собственно государственный долг формируется в силу как объективных, так и субъективных факторов (причин). Среди объективных факторов можно выделить ключевые:
а) неблагоприятный инвестиционный климат в стране или регионе;
б) состав и реальное состояние производства.
К субъективным факторам можно отнести:
а) просчеты с внедрением реформ;
б) отсутствие по факту стратегии и путей развития финансового рынка.
1.2 Формы и виды государственного долга
Наличие государственного долга является важней¬шей проблемой мировой экономики в целом. Вы¬сокий государственный долг стал определяющей причиной кризисных явлений в различных сферах социально-экономической жизни в странах с боль¬шим государственным долгом. Необходимо заме¬тить, что в странах, которые исполняют замедля-ется темпы экономического роста. Как показывает статистика - 68% от всего мирового ВВП - это государственный долг всех стран мира .
В современных экономических усло¬виях практически все развитые страны обладают определенным уровнем дефицитного государ¬ственного бюджета. Возрастание темпов роста дефицита происходит в посткризисный период. Как правило - это обуславливается объективной необходимостью выделения инвестиций в целях стабилизации экономики.
Согласно рекомендациям МВФ, критерием разделения государственного долга на внешний и внутренний является резидент¬ная принадлежность, которая определяется рас¬положением центра экономических интересов, а не местом регистрации или гражданства (можно отметить, что на практике они часто совпадают). Соответственно, долг государства перед соб¬ственными резидентами считается внутренним.
Государственный внутренний долг – урегулированные нормами права публичные долговые обязательства в валюте Российской Федерации перед неограниченным кругом кредиторов, включая долговые обязательства в иностранной валюте субъектов Российской Федерации только перед Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Государственный внутренний долг Российской Федерации включает разные виды обязательств :
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетний кодекс РФ // www.consultаnt.ru
2. Налоговый кодекс РФ // www.zаkonrf.info
3. О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям: федеральный закон Российской Федерации .№ 76-ФЗ от 26.12.1994 [принят Г ос. Думой 7 декабря 1994 г.; одобрен Советом Федерации 17 декабря 1994 г.] // КонсультантПлюс: Версия Проф.- Справ. - прав. система.
4. Богдан Т.П. Управление государственным долгом и макрофинансовые риски в экономике России / Т.П. Богдан // Финансы. - 2017. - № 8. с. 13 - 23.
5. В. П. Кодацкий. Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка // Экономика, финансы, право. – 2017. - №6
6. Вахненко Т. П. Перспективные направления политики государственных заимствований / Т. П. Вахненко // Экономика и прогнозирование. – 2018. – № 1. – С. 65 – 76
7. Государственный долг - управление внутренним и внешним долгом - статья [электронный ресурс] URL: http: //www.grandars .ru/student/fmansv/gosudarstvennvv-dolg.html (дата обращения: 01.05.2019)
8. Государственный долг - статья [электронный ресурс] // дата обращения: 15. 11. 2018 г. //интернет - портал - URL: https://studfiles.net /preview/3563173/
9. Булатов, А.С. Экономика: учебное издание/А.С. Булатов. - М.: ЭКОНОМИСТЕ, 2015. - 894с.
10. Бурханова, Н.М. Бюджетная система Российской Федерации. Шпаргалки: учебное издание/ Н.М. Бурханова. - М.: Эксмо, 2017. - 32 с.
11. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное издание/ В. И, Кушлин. - М: РАГС, 2015. - 829 с.
12. Белоножко, М.Л. Г осударственные и муниципальные финансы: учебное издание / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. - 208 с.
13. Елкина, В.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебное издание / В.Н. Елкина - Омск: ОмГТУ, 2018. - 121 с.
14. Министерство Финансов РФ [электронный ресурс] // интернет - портал - URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 01.05.2019)
15. Внешний долг России [электронный ресурс] //википедия - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешний_долг_ России (дата обращения 01.05.2019)
16. Государственный долг - управление внешним государственным долгом - [электронный ресурс]// интернет - портал - ЦКК https://utmagazine.ru/posts/8494-gosudarstvennyy-dolgb (дата обращения 01.05.2019 )
17. Селезнев, А. З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие / А. З. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 282 с.
18. Толстоброва, Н. А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н. А. Толстоброва, В. П. Постников, М. А. Каменских // Финансы и кредит. - 2016. - 41 с.
19. Основные направления бюджетной политики на 2016 - 2018 годы // www.minfin.ru
20. Официальный сайт Сбербанка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.sberbank.com/ru 01.05.2019.
21. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cbr.ru -01.05.2019.