Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце ХХ в. - первые десятилетия XXI века развитие тревел-журналистики все больше привлекает своих реципиентов: речь идет как о читательской общественности, так и о круге исследователей, журналистиковедов. Например, сегодня американский журнал «National Geographic Magazine» представлен 32 национальными версиями; а увеличение потребителей тревел-контента обусловлено появлением журналов-«сателлитов», ориентированных на определенную возрастную категорию («National Geographical Kids», «National Geographical Little Kids») или рассчитанных на потенциальных туристов («National Geographic Traveler»).
На постсоветском пространстве позицию лидера удерживает российский журнал «Вокруг света», популярный еще со времен царской России и СССР. В то же время этот факт никак не влияет на динамику развития национальных масс-медиа, которые ориентируются на тематику и проблематику, связанную с путешествиями. В частности, в Узбекистане выходят «San'at» (научно-популярной журнал о культуре Узбекистана), «AVIAREKLAMA» (бортовой журнал узбекских авиалиний), в Беларуси – «Туризм и отдых» (газета для профессионалов белорусского туристического бизнеса, а также всех желающих узнать о туризме), «Отдых» (рекламно-информационная газета), «Туринфо Беларуси» (информационно-аналитическое издание для профессионалов в сфере туризма), интернет-журнал «Экотуризм» и другие. Украинский информационный тревел-дискурс представлен такими изданиями, как: «Мир Туризма», «МANDRU,» «Робинзон».
Кроме печатных СМИ, традиционно активной является тема путешествий и тревел-проблематика на телевидении, где наблюдается не только увеличение количества программ, но и рост спроса на специализированные каналы, что, в свою очередь, интенсифицирует интерес к туристическому дискурсу и теме странствий. Например, международный бренд «Тravel Сhannel» имеет 16 региональных представительств на территории пяти континентов; медиакорпорация «Discovery Communication» транслирует свои телепрограммы на 20 международных каналах 45 языках (по подсчетам специалистов, зрительская аудитория информационного продукта, изготовленного этим международным брендом «Discovery Communication», составляет более двух миллиардов зрителей в 224 странах мира).
Указанное выше обусловливает активность тревел-журналистики как составляющей журналистики, которая формирует представление о различных географические ареалах, их флоре и фауне, этноментальной специфике разных народов, памятников истории и культуры итому подобное. В условиях глобализации тревел-журналистика является одним из самых влиятельных факторов создания образа-имиджа одной нации, страны и т.д. в культурном сознании другой.
Вполне закономерно, что современное журналистиковедение проявляет заметный интерес к изучению этого медиапродукта, о чем свидетельствует, к примеру, появление прагматично ориентированных гильдий, которые имплементируют научный опыт в образовательную практику. К самым влиятельным образовательным институтам, выпускники которых специализируются в области тревел-журналистики, можно отнести Лондонскую школу журналистики (London School of Journalism), которая предлагает обучение по дистанционной программе «Freelance Travel Journalism», международную образовательную платформу тревел-журналистики «MatadorU», которая ведет курсы по трэвел-письму, тревел-кино и фотоискусство. Кроме того, стоит вспомнить размещенную в интернет-среде школу «Travelogia», которую считают одной из самых популярных виртуальных образовательных проектов в области тревел-журналистики. За последние годы на страницах журналистиковедческих изданий заметно увеличилось количество научных публикаций, что создало плодотворную почву для оформления научного дискурса по вопросам тревел-журналистики.
Знакомство с трудами современных журналистиковедов дает основание утверждать, что накопленный учеными опыт заслуживает обобщения и требует концептуального осмысления, что, в свою очередь, обусловливает необходимость систематизации в отдельном исследовании наработок журналистиковедов разных стран по тревел-журналистики.
К широкому кругу актуальных проблем современной медиасферы принадлежит и налаживание международной коммуникации. Журналист целенаправленно едет в определенную страну или населенный пункт, общается с людьми, собирает их истории, составляет собственное впечатление о стране и делится ими со своей аудиторией. Именно такой вид журналистской деятельности способствовал выделению тревел-журналистики как особого направления в СМИ, сосредоточенного на предоставлении информации о путешествиях в контексте освещения географии, истории, культуры и туризма.
Тревел-журналистика также является одной из самых влиятельных сфер создания имиджа определенной нации в сознании другой. Интерес аудитории к теме туризма и путешествий, необходимость изучения способов коммуникации между различными культурами, а также увеличение интереса к тревел-журналистики и определяет актуальность исследования.
Объект исследования: тревел-журналистика как сфера деятельности.
Предмет исследования: специфика материалов печатной тревел-журналистики.
Цель исследования – охарактеризовать особенности печатной тревел-журналистики на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и социокультурные ориентиры современной тревел-журналистики.
2. Провести анализ российского опыта тревел-журналистики в печатной прессе.
3.Проанализировать специфику контента журналов-тревелогов (на примере изданий «Вокруг света» и «National Geographic Traveller»).
1. Тревел-журналистика как направление журналистской деятельности
1.1 Сущность и социокультурные ориентиры современной
тревел-журналистики
Примечательно, что путешествия издавна привлекали внимание тех, кого интересовали новые земли, люди, их культура, быт и тому подобное. Вспомнить хотя бы эпоху Великих географических открытий.
Именно описания путешествий стало основой для возникновения ряда жанров литературы, среди которых путевые заметки, эссе, письма, воспоминания, путеводитель, репортаж, хроники, а также дневники [1, с. 21]. В ХVII и ХVIII в. литература о путешествиях дополнилась документами, заметками и описаниями морских и сухопутных путешествий. Экспедиционные отчеты представляли Дж. Кук, Л. Бугенвиль, Ж. Лаперуза и В. Беринг. В XIX в. появляются труды Ч. Дарвина, Ф. Нансена и другие художественные путевые очерки, которые отражали впечатление авторов от экспедиции, их взгляды и размышления.
Классикой мировой литературы есть произведения о путешествиях Д. Дефо, Д. Свифта, М. Твена, Ж. Верна, Дж. Лондона и др.
В ХХ в. отчеты различных экспедиций становятся частью научно-популярной литературы и ведущим жанром публицистики. В конце века путевые заметки нашли свое место во всемирной паутине в виде блогов о путешествиях, путевых журналов онлайн или путевой очерк.
Тревел-журналистика за последние десятилетия набирает все большую популярность. В постсоветской информационной среде позицию лидера сохраняет российский журнал «Вокруг света», тираж которого сегодня превышает 20000 экземпляров. В то же время исследователь Ю. Полежаев отмечает, что практически каждая страна бывшего СССР имеет собственные периодические издания, ориентированные на освещение тематики, связанной с путешествиями [1, с. 23].
Также интерес широкой общественности вызывают самые разнообразные телепередачи с тревел-проблематикой. К примеру, мадиакорпорация Discovery Communication транслируется по 224 странах мира 45 разных языках, в том числе и русский.
Российская исследовательница И. Показаньева, считает тревел-журналистику особым направлением журналистики, «который предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, которая касается тематики связанной с историей, географией, культурой, искусством, туризмом, этикой, философией и др ...» [12]. Она отмечает, что сегодня наблюдается «несерьезное отношение к тревел-журналистике как со стороны массового потребителя так и со стороны самих журналистов и исследователей», и подчеркивает недопустимость такого пренебрежительного отношения к этому феномену. Все это дает основания говорить о тревел-журналистике как об отдельном мощном направленим международного медиа-потока, который формирует представление о различных географические ареалах, их флоре и фауне, этнокультурной специфике различных народов, памятники истории и культуры и тому подобное.
В наше время путешествовать гораздо проще, по всему миру путешествует большое количество людей, и почти у каждого есть фотоаппарат или видеокамера. Но процент по-настоящему интересных журналистских работ сравнительно невысок. С развитием блогосферы писать о путешествиях может каждый, но жанр «тревел» довольно специфический и не ограничивается только личными наблюдениями от увиденного. Он сочетает в себе журналистику, дневниковые записи и литературу. В последнее время большинство тех, кто ранее просто открывал для себя новые маршруты и тропы, становятся общественными тревел-журналистами. Это дает дополнительный смысл путешествия. Если обычный турист просто отдыхает, тревел-журналист изучает мир, чтобы поделиться знанием с окружающими: собирает информацию, общается с местными жителями, забирается в места, в которые никогда не направится обычный турист с путеводителем 8.
Важно не только собрать и обработать информацию, но и реализовать готовый продукт. Это могут быть статьи в газетах и журналах, книга, документальный фильм, персональная фотовыставка, интервью на радио и