Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день проблема преодоления гендерной асимметрии в различных сферах общественной жизни является одним из приоритетных направлений в государственной политике различных стран мира. Философское осмысление проблемы равенства полов имеют глубокую традицию, начиная с трудов Платона. В Новое время вопрос о равенстве мужчин и женщин был поднят в рамках феминистской мысли, которая привела в свою очередь к формированию и развитию женского движения. Однако, несмотря на это, во всем мире по-прежнему сохраняется неравенство полов, а в некоторых случаях оно даже усиливается. В связи с этим Франция повышает согласованность и эффективность так называемых «гендерных» мер в своей политике оказания помощи в целях развития и внешней деятельности.
Опыт Франции иллюстрирует результаты гендерной политики, разработанной политической элитой и женским движением. Французское женское движение является одним из наиболее тщательно задокументированных и наиболее известным из всех западноевропейских движений второй волны феминизма в ХХ в.
В 2018 г. Францией была принята третья международная стратегия гендерного равенства на 2018-2022 гг., которая является инструментом управления, предназначенным для координации деятельности в ближайшие пять лет и улучшения положения женщин во всем мире.
В международной сфере этот документ является конкретным воплощением взятого Президентом Республики обязательства уделить вопросу гендерного равенства приоритетное внимание в ходе пятилетнего срока его полномочий.
Объект исследования – гендерная политика Франция.
Предмет исследования – основные приоритеты гендерной политики Франции.
Цель исследования – провести анализ основных направления и приоритетов гендерной политики Франции.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать приоритеты гендерной политики Франции и их связь международными и национальными обязательствами.
2. Проанализировать основные направления и задачи французской гендерной политики.
1. Приоритеты гендерной политики Франции и их связь международными и национальными обязательствами
Международное внимание к гендерным вопросам за последние несколько лет значительно возросло. Вместе с тем, недавние события и новые глобальные проблемы заставили активно продолжать усилия по реализации гендерного равенства и прав женщин во всем мире.
Гендерное равенство является основным приоритетом в политике Франции.
Расширение экономических и социальных прав и равноправия женщин имеет важнейшее значение для устойчивого развития. Женщины и девочки страдают от бедности и вооруженных конфликтов в силу большей незащищенности. До сих пор они сталкиваются с особыми трудностями, связанными с их социальным статусом, а также с дискриминацией по признаку пола во многих странах мира. Женщины должны быть поддержаны как субъекты устойчивого развития и жизненно важная часть общества, равная мужчинам, в подходе, учитывающем гендерные аспекты.
Этот подход включает социальные изменения в отношении соответствующих ролей женщин и девочек, мужчин и мальчиков. Вовлечение мужчин и мальчиков в продвижение гендерного равенства также является важным аспектом французской гендерной политики, потому что они также подчиняются гендерным социальным нормам и стереотипам, которые могут освободить их от «репродуктивных» обязанностей и задач, в то же время ограничивая их определенными ролями. Поэтому они должны быть неотъемлемой частью процесса борьбы с традициями и обычаями, которые увековечивают гендерное неравенство 3, с. 72.
Учитывая проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, Франция работает над продвижением амбициозных мер, которые отражают ее универсальные ценности прав, свободы и справедливости для всех.
Права женщин неотъемлемо связаны с демографическими проблемами.
К 2050 году глобальный демографический рост будет сосредоточен в 47 наименее развитых странах, в том числе в 33 африканских странах. Молодежь и подростки в возрасте 10-24 лет составляют наибольшую часть населения этих стран, что дает этим странам потенциал для получения «демографических дивидендов» в долгосрочной перспективе. Рост населения трудоспособного возраста по сравнению с зависимым населением может привести к повышению производительности и снижению стоимости социальных услуг, что приведет к увеличению национального богатства. Однако положение девочек и женщин в этих странах может ухудшиться, если не будут предприняты энергичные действия для расширения их прав и возможностей. Будущая рабочая сила может внести вклад в социально-экономическое развитие только в том случае, если у нее хорошее здоровье, образование и доступ к достойной занятости; поэтому доступ женщин и девочек к базовым услугам, таким как образование и здравоохранение, имеет решающее значение. Основными принципами этой конструкции являются: медицинское обслуживание женщин и девочек (снижение детской смертности; доступ к сексуальному и репродуктивному здоровью, включая комплексные услуги по планированию семьи), доступ к образованию для девочек и мальчиков (доступ- и улучшение всестороннего полового просвещения, повышение возраста вступления в брак до 18 лет, контроля над рождаемостью, возможностей профессионального обучения и трудоустройства, а также инфраструктуры, облегчающей доступ к отдаленным сельским районам 16, с. 42.
Зарубежные действия Франции реализуются в контексте растущего консерватизма, когда основные права женщин подрываются. Предпринимаются попытки оспорить равные права и равное распределение ресурсов и обязанностей между женщинами и мужчинами. Они также направлены на ограничение прав человека женщин, будь то в отношении сексуального и репродуктивного здоровья, планирования семьи, всестороннего сексуального образования и защиты от вредных практик (таких как калечащие операции на женских половых органах). Во всем мире женщины по-прежнему подвергаются сексуальному, физическому и психологическому насилию.
Документ «Serment de Paris», представленный на мероприятии, посвященном Международному дню прав женщин в Министерстве Европы и иностранных дел 8 марта 2017 года, является декларацией, в которой содержится призыв к международному сообществу активизировать свои усилия в области прав женщин. «Угроза отступления никогда не была такой сильной, когда вспыхивают крайне опасные реакционные идеологии и экстремизм, особенно религиозного характера. Больше чем когда-либо женщины и их права находятся в опасности. В зонах вооруженных конфликтов изнасилование является оружием войны. Фанатики порабощают женщин и преследуют их. В некоторых странах правовая основа защиты женщин и детей от супружеского насилия и насилия в семье отсутствует или является неэффективной, обвинения в супружеской измене могут привести к самым суровым наказаниям, а поощрение сексуального и репродуктивного здоровья сталкиваются со значительной оппозицией. Даже в Европе некоторые правительства пытались отодвинуть женщин на традиционные должности матерей и домохозяек и работают над тем, чтобы ограничить или запретить доступ к абортам. Подлинное равенство будет невозможным до тех пор, пока общество продолжает терпеть или контролировать женские тела посредством принуждения или насилия, будь то физического или психологического» 8.
На фоне этих проблем страны, которые защищают права женщин и феминистские гражданские общества во всем мире, работают сообща для защиты своих ценностей.
Еще одним приоритетом гендерной политики является борьба против дискриминации женщин в кризисных и конфликтных ситуациях.
Мир и стабильность не являются нормой во многих частях света. Совокупные последствия изменения климата, напряженности, вызванной ограниченными природными ресурсами и растущим социально-экономическим неравенством, создают условия для зрелого кризиса и всевозможных конфликтов, основными жертвами которых являются женщины.
В некоторых странах, особенно в ситуациях внутреннего конфликта, сексуальное насилие организовано, спланировано и даже систематически применяемо. Это используется как оружие войны, чтобы терроризировать гражданское население, разрушать семьи и общество. Современные конфликты также порождают насильственный экстремизм: радикальные группы под видом религии пропагандируют унижающий достоинство образ женщин и поощряют насилие над ними, включая изнасилования, сексуальное рабство, принудительные браки и беременность, торговлю людьми и тюремное заключение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гендерное равенство в современном мире: Роль национальных механизмов / отв. ред. О.А. Воронина. М.: МАКС Пресс, 2008. – 772 с.
2. Жукова О.И. Закон о паритете в политике Франции: дебаты и перспективы // Вестн. РУДН. Серия «Политология». – 2011. – № 3. – С. 48-54.
3. Зубченко Л.А. Семейная политика Франции //Актуальные проблемы Европы: сб. науч. тр. РАН ИНИОН / ред. кол.: Т.Г. Пархалина и др. М.: ИНИОН, 2009. – № 2. – C. 72-92.
4. Легецкая А.Н. Женщины в политической жизни Франции: политическое равенство и осуществление властных функций: дис. … канд. полит. наук. Кемерово, 2005. – 226 с.
5. Definition by the Group of Specialists on Mainstreaming for the Council of Europe in Gender mainstreaming: Conceptual framework, methodology and presentation of good practices – Electronic source – Access mode: https://rm.coe.int/
CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900001680596135. – Date of access: 10.04.2019.
6. Holzleithner E. Gender equality and physical requirements in employment// European equality law review. – Issue №1. - 2017. – P. 13-22.
7. France’s external action on issues of population and sexual and reproductive health and rights 2016-2020 (October 2016). – Electronic source – Access mode: www.diplomatie.gouv.fr/en/photos-publications-and-graphics/publications/article/
france/-s-external-action-on-issues-of-population-and-sexual-and-reproductive – Date of access: 10.04.2019.
8. France’s international strategy for gender (2018-2022) / Pour les droits des Femmes dans le monde. – March 2018.
9. French companies lead the way on gender diversity – Electronic source – Access mode: https://www.ft.com/content/d2d6ce0e-f274-11e8-ae55-df4bf40f9d0d – Date of access: 10.04.2019.
10. Gender equality at the Ministry for Europe and Foreign Affairs – Electronic source – Access mode: www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-and-its-network/gender-equality-at-the-ministry-for-europe-and-foreign-affairs/– Date of access: 10.04.2019.
11. L’action exterieure de la France pour l’education, la formation professionnelle et l’insertion dans les pays en developpement - 2017-2021 – Electronic source – Access mode: www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/20170314_strategie_efi_2017-2021_mise_en_page_2__cle8c6f77.pdf – Date of access: 10.04.2019.
12. McKinsey & Company, Women Matter 2016: Reinventing the workplace to unlock the potential of gender diversity. – Electronic source – Access mode: www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/ global%20themes/women%20matter/
reinventing%20the%20workplace%20for%20greater%20gender%20diversity/women-matter-2016-reinventing-the-workplace-to-unlock-the-potential-of-gender-diversity.ashx – Date of access: 10.04.2019.
13. Rights-based approach – Electronic source – Access mode: www.endvawnow.
org/en/articles/1498-approche-fondee-sur-les-droits-.html – Date of access: 10.04.2019.
14. Sheila Kamerman and Peter Moss The politics of parental leave policies: Children, parenting, gender and the labour market. – Policy Press Scholarship – 2011. – 203 с.
15. Speech by the President of the Republic on the International Day for the Elimination of Violence Against Women, 25 November 2017. – Electronic source – Access mode: https://www.un.org/en/events/endviolenceday/ – Date of access: 09.04.2019.
16. The Policy of Gender Equality in France. In-depth analysis for the FEMM Committee. Brussels: EU, 2015. – 34 p.
17. UNESCO and UN Women, Global Guidance on Addressing School-Related Gender-Based Violence, 2016. – Electronic source – Access mode: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002466/246651e.pdf – Date of access: 10.04.2019.
18. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division, World Population Prospects: The 2015 Revision, 2015. – 79 р.