Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что физическая подготовка баскетболистов, как и физическая подготовка любого атлета, сфокусирована на достижении наивысших результатов в том виде спорта, которым занимается атлет. Ее целью должно быть совершенствование физических качеств, а также формирование пропорционального телосложения и укрепление здоровья.
Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, наиболее высочайшие. Для того чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.
Многообразие содержания игровой деятельности требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования деятельности всех систем организма, что достигается в процессе разносторонней физической подготовки. Наряду с развитием основных физических качеств воспитываются и специальные качества, специфичные для баскетбола.
Важным качеством в виде спорта баскетбол является сила. Хорошее развитие основных групп мышц дает возможность достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок отбора мяча в борьбе с соперником, повышает прыгучесть баскетболиста.
Выявленные противоречия: Для развития силовых способностей существует большое количество современных методик. Многие ученые занимались вопросом развития силовых способностей: Зациорский, 2009; Л. П. Матвеев, 2008; И.А. Германов, 2014; О.В. Кальная, 2017 и др.
Однако до настоящего времени научно-обоснованное методическое обоснование эффективности развития мышечной силы спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет на стадии изучения и доработки. Большинство тренеров на учебно-тренировочных занятиях механически переносят средства и методы развития мышечной силы. Не оценивается основная физиологическая составляющая подготовленности юных спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам, функциональная готовность основных систем организма, которые наиболее подвержены перетренированности.
Это говорит о необходимости улучшения тренировочного процесса спортсменов-баскетболистов.
Научная проблема: разночтение в методиках, направленных на процесс развития мышечной силы спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет.
Недостаточно научно обоснованы теоретические, методические и практические разработки средств и методов, используемых в учебно-тренировочном процессе спортсменов по развитию мышечной силы, занимающихся баскетболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение усложненных упражнений в учебный процесс у баскетболистов позволит повысить показатели мышечной силы.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболистов.
Предмет исследования – особенности развития мышечной силы у спортсменов - баскетболистов.
Цель исследования – раскрыть развитие мышечной силы у спортсменов-баскетболистов.
Задачи исследования;
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить цель, методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
Теоретической основой нашего исследования стали авторские идеи:
О.А. Холодова Л.П. Матвеева о развитие сила; И.С. Барчука о развитие двигательного режима; Е.Н. Захарова о разных видах силы.
Методами исследования стали: теоретический анализ и обобщение, тестирование, апробирование.
Практическая значимость: спланированные занятия в баскетболе могут использовать в своей работе тренера и студенты специальности физической культуры на педагогической практике.
База исследования: _________________________.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _______________________, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1.Физическое качество – сила
Для оптимальной жизнедеятельности человеку необходимо не только нормальное функционирование органов и систем организма, но и развитие физических качеств. Ведущим из них является сила [1, с.49 ].
Сила – способность активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил.
Для развития силы требуется огромное напряжение мышц. Они дают максимальное увеличение силы, и ее развитие достигается за относительно короткое время. Но такие упражнения, как поднятие штанги, гирь – вызывают большую нагрузку для всех систем организма. Поэтому граничные и околограничные (90 – 95 % максимума) нагрузки в самостоятельных занятиях нужно применять относительно редко, главным образом, для оценки своих силовых возможностей [2, с.145 ].
Максимальная сила – это та сила, которую развивают мышцы, действуя на сопротивление с максимальным напряжением. Она большой мерой зависит от поперечного сечения мышцы. Ее можно определить с помощью динамометра (максимальная сила растяжения и сжатия).
Скоростная сила – это мышечная способность преодолевать сопротивление с большим ускорением, определяется скоростью движения, которая соответствует определенному весу. Ее можно установить в времени, необходимому для использования самого большого числа повторений движения, с определенной амплитудой и весом нагрузки. Скоростная сила характеризируется длиной или высотой прыжка с места.
Под силой выносливости следует понимать препятствие усталости во время длительных нагрузок. Ее можно определить по количеству повторений упражнений, частоты движения с определенной амплитудой, появлением видимых признаков усталости [12, с.16].
Мышечная сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Силу можно развивать разными способами. Используют штанги, гири, колодки, камни, гимнастические снаряды, бег обычный, а также с использованием различных предметов. Наиболее универсальным методом развития силовой выносливости и повышения абсолютной силы является повторный метод [5, с.69].
Развитию силы способствует использование специальных предметов. Это эспандеры, специальные конструкции, которые фиксируются на стене, с помощью которых можно, меняя сопротивление, развивать силу мышц.
В некоторых видах спорта (например, в метаниях) успех обеспечивается большой абсолютной силой, а в тех видах спорта, где увеличение веса ограничивается весовыми категориями или где нужно многократно перемещать тело (например, выполнение комбинации на гимнастическом приборе), успех обеспечивает относительная сила [7, с.123].
Статическая сила характеризируется такими особенностями:
-напряжение мышц происходит за счет волевых усилий, или же за счет активной статической силы;
-напряжение мышц происходит за счет внешних сил или же собственного веса (пассивная статическая сила).
Развитие собственных силовых качеств является очень важным для организма человека. Так как это силовое качество формирует здоровый организм, а именно: улучшается постава у человека, укрепляется весь организм, корректируется фигура, улучшается кровообращение.
Для теории и методики физического воспитания понятие силы является одним из физических качеств человек.
Понятие «сила», по мнению Л.П. Матвеева, в теории физического воспитания определяет одну из качественных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи [9, с.126 ].
Профессора, специалисты в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта Л. П. Матвеев, В.М. Зациорский, В.И. Лях подразумевали под понятием «сила» любую способность человека напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивая тем самым эффект действия.
Е.Н. Захаров выделяет такие характеристики отдельных методов воспитания силы:
-вид и характер упражнений;
-величина отягощений или сопротивления;
количество серий, подходов и повторений;
-скорость выполнения движений;
-темп выполнения упражнений;
-характер и продолжительность интервалов отдыха между подходами и т.д. [7, с.156 ].
Таким образом, под силой понимается способность человека активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил.
1.2. Характеристика проявления силы в баскетболе
Характер проявления силы в баскетболе, конечно же, отличается от силовых упражнений гимнаста или штангиста. Высоко выпрыгнуть за мячом можно, если ноги будут не просто сильными, а одновременно и сильными и быстрыми. Такая же «быстрая» сила нужна для передачи мяча на большое расстояние. Подобное проявление силы, когда сопротивление преодолевается быстрым сокращением мышц, принято называть взрывной силой [4, с.39 ].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.Е., Левушкин С.П. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : учеб.пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 256 с.
2. Барчук, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, приктика: учебн. Пособые для стед. Высш. Учеб. Заведенич / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров: М.: Академия, 2010.-528с
3. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют.//Физкультура в школе – 2010. - №7 –С.15-17.
4. Бодюков, Е.В., Юров, В.В. Физическое воспитание в форме атлетической гимнастики /Е.В. Бодюков, В.В. Юров. Монография.- Издательство: ФГБОУ ВПР Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.2015.- 180 с.
5. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта /Л. В. Волков. - К.: Олимп, лит., 2012. - 294 с.
6. Евсеев, Ю. И. Физическое воспитание: учебное пособие для студентов вузов / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 382 с.
7. Захаров, Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. – 368 с.
8. Карпушин Б. А. «Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» // Москва: Советский спорт, 2013.- 299с.
9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. – 2011. – 543 с.
10. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : монография / В.И. Столяров // Саратов: Наука, 2013.- 312с.
11. Сусова, О. Н. Требования к современным броскам и методика начального обучения баскетболу [Текст] / О. Н. Сусова // Молодой ученый. -2015. -№20. -С. 190-193.
12. Теоретико-практические основы развития физических качеств. Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура»/Сост. В.С. Попов; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). -Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009 . -Режим доступа: http://www.secreti.info/2p.html. Дата доступа: 09.04.2019..
13. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г. Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ. ред. В.А. Талая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2019. – 198 с.