Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Координационные способности являются основой нормальной жизнедеятельности каждого человека. Средний школьный возраст (7 класс), является сенситивным периодом для развития координационных способностей. То есть, в этот период у детей развитие координационных способностей находится на низком уровне. Зачастую наблюдаются нарушения координационных способностей, что пагубно влияет на их развитие, а также на перспективы их дальнейшего развития.Нарушения координации делают сомнительными возможности профессионального становления, обретения профессии, а, соответственно, не дают человеку становится самостоятельным, независимым от окружающих [2, c.35]. Тем не менее, именно в этом возрасте, формируется ряд психофизиологических условий, которые позволяют максимально эффективно развить именно эти способности.
На занятиях по волейболу складываются оптимальные условия для развития координационных способностей. Поэтому важно в процессе занятий волейболом применять различные средства, направленные на развитие координационных способностей. Задача таких средств состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться физически и таким образом нивелировать то или иное нарушение физических способностей. Именно по этой причине педагогу по волейболу важно знать об особенностях психофизиологического развития детей, о психолого-педагогических условиях, позволяющих развить те или иные качества [22, c.120].
Объект исследования – развитие координационных способностей у учащихся 7 класса.
Предмет исследования – развитие координационных способностей у учащихся 7 класса посредством волейбола.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что специально разработанная программа повышения уровня координационных способностей по разделу «Волейбол», предназначенная для учащихся 7 класса, позволит быстро и эффективно повысить уровень развития координационных способностей у детей.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность волейбола как средства развития координационных способностей учащихся 7 класса.
Задачи исследования:
1. Привести характеристику координационных способностей учащихся 7 класса.
2. Рассмотреть методы и приемы формирования координационных способностей учащихся седьмых классов на уроках физической культуры по разделу «волейбол»
3. Охарактеризовать формы интегрированной деятельности в формировании координационных способностей учащихся седьмых классов на уроках физической культуры по разделу «волейбол»
5. Провести эмпирическое исследование по оценке эффективности разработанной программы.
6. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовой документации), классификация, обобщение, систематизация полученных данных, эмпирические (педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по развитию координационных способностей у учащихся 7 класса.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки занятий по физической культуре, волейболу. Занятий, направленных на развитие координационных способностей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ «ВОЛЕЙБОЛ»
1.1. Характеристика координационных способностей учащихся седьмых классов
Координационные способности представляют собой способности организма к поддержанию координации тела. В переводе с латинского языка, под координацией подразумевают согласованность, объединение, последовательность и упорядоченность определенных действий. Данное слово все чаще употребляется в контексте определения специфики двигательной активности человека. координация подразумевает определенный уровень согласованности движений человека, процент соответствия движений тем требованиям, которые предъявляются со стороны окружающей среды [20, c.67].
В качестве примера можно привести такой случай: одни человек поскользнулся и упал. Другой же человек в аналогичной ситуации и при аналогичных условиях может сохранить равновесие и не упасть. Соответственно, во втором случае мы говорим о человеке с высоким уровнем координационных способностей. В первом же случае, уровень координационных способностей у человека явно недостаточен [28, c.134].
Координация представляет собой способность человека к максимально рациональному согласованию собственных движений с определенной двигательной задачей. Этой же задаче может быть подчинено и движение отдельных частей тела. Некоторые исследователь дают и несколько иное определение данному понятию. Так, под координационными способностями человека можно также подразумевать способность человека к управлению собственными движениями тела [26, c.89].
В настоящее время есть ряд оснований для выделения трех основных видов координационных способностей. Выделяют специфические, общие и специальные координационные способности [19, c.78].
Далее приведем более подробную характеристику каждого вида координационных способностей.
Под специальными координационными способностями подразумевают определенную группу способностей, относящихся к однородным движениям. Как правило, в основе таких способностей, лежат психофизиологические механизмы. Существует определенная классификация координационных способностей. Их распределяют в зависимости от сложности, по усложнению [25, c.98].
У учащихся 7 класса все виды координационных способностей уже заложены, однако уровень их развития все еще остается низким. В это время происходит в основном развитие специальных координационных способностей. У учащихся 7 класса можно выделить следующие основные виды координационных способностей [30, c.67]:
- движения тела в пространстве. Сюда относят различные акробатические, гимнастические движения, сложные цирковые номера;
- движения, связанные с перемещением различных предметов, к примеру, возникающие в связи с переноской грузов, в связи с подъемом тяжестей;
- различные виды манипулирующих движений, при которых задействованы преимущественно руки, ноги, или другие части тела. Это могут быть различные удары, толчки, уколы;
- различные виды циклических и ациклических движений, а также их комбинации;
- упражнение на метание отдельных предметов. В ходе выполнения таких упражнений можно выявить способность человека к метанию, а также отметить меткость и точность движений;
- упражнения защитного и атакующего характера, которые проявляются преимущественно в процессе осуществления сложных упражнении, а также хорошо прослеживаются в процессе спортивных, подвижных игр;
- упражнения баллистического характера, такие как жонглирование, метание ядра или диска.
К числу специфических координационных способностей также можно отнести ряд способностей, к примеру [12, с. 354]:
- способность ориентироваться в окружающей среде, то есть способность к точному определению положения тела в окружающей среде;
- способность к изменению основных двигательных параметров и характеристик в ответ на требования окружающей среды. Это может быть обусловлено потребностью в экономии ресурсов, или потребностью в обеспечении высокой точности движений;
- способность к осуществлению быстрой реакции, которая возникает в ответ на появление неожиданного сигнала, либо в связи с другими непредвиденными ситуациями;
- способность к перестройке двигательных движений в зависимости от потребностей окружающей среды;
- способность к быстрому и точному согласованию собственных движений с меняющимися условиями окружающей среды;
- способность к осуществлению синтеза, при котором происходит соединение отдельных видов движений в единый комплекс, единую систему движений;
- способность к сохранению равновесия и устойчивого положения тела в процесс выполнения динамических и статических комплексов упражнений;
- способность к поддержанию заданного ритма и темпа движений.
Координационные способности учащихся 7 класса могут находиться на различном уровне развития. Более того, различные виды координационных способностей могут быть развиты неодинаково. К примеру, одни учащиеся могут лучше выполнять упражнения на равновесие, другие – на ритм и такт движения. В основном у учащихся 7 класса развиты только общие координационные способности [29, c.40].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. - 105 с.
4. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. - 381 с.
6. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило - М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. - 168с.
8. Двейрина, О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры / О.А. Двейрина. – СПб: СПбГФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 47 с.
9. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
10. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с
11. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.
12. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37.
13. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
14. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
15. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления школьников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11.
16. Куприянова, В.Ф. Применение специальных средств для развития координационных способностей подростков / В.Ф. Куприянова // Главный врач. – 2012. – № 11. – С. 64–73.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.
18. Лебедева, Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека / Г.А. Лебедева // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, - 2013. – С. 90–98.
19. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
20. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Мн.: «Народная асвета», 1989. – 159 с.
21. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и школе / М.Маханева. - М.: АРКТИ, 2013. – 263 с.
22. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- М.: Медгиз, 2001. - 183 с.
23. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
24. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
25. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга, 2002. - 233 с.
26. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов. Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.33.
27. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2011. - 421 с.
28. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. - 240 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
30. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2013. - 193 с.