Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Массово-информационная деятельность как составляющая социального функционирования общества обеспечивает отображение различных аспектов, реалий, конфликтов и противоречий жизни социума. В терминологическом аппарате теории журналистики важное место занимает вопрос о функциях средств массовой информации. Комплекс функций СМИ обозначает спектр ее задач и способы функционирования в медиасистемы. В научной литературе представлен целый ряд теоретических моделей и классификаций функций СМИ. Продолжение дискуссии по этой теме обусловлено современными тенденциями развития социума и медиа системы, поэтому понятие функций СМИ требуют концептуализации с учетом реалий начала XXI в. Сегодня функции СМИ переформатируются и приобретают новое значение в условиях развития информационного общества. Это обстоятельство актуализирует исследования функций современных СМИ.
Журналистика в глобальном масштабе претерпевает значительные изменения. Социальные сети, круглосуточные новостные ленты и все возрастающая конкуренция изменяют формы потребления продукции СМИ. Все большее и больше людей читают и распространяют новости при помощи своих телефонов; грань, проходящая между журналистом и случайным наблюдателем, становится почти неуловимой; и глобализация журналистики становится нормой. В условиях информационного шума роль квалифицированного и беспристрастного журналиста становится как никогда значимой. В связи с этим большое значение приобретают такие вопросы, как свобода журналиста и его самоограничение, что напрямую соотносится с журналистской этикой.
Объект исследования – этические аспекты деятельности журналиста.
Предмет исследования – особенности профессиональной свободы журналиста и вопросы самоограничения.
Цель исследования – изучить понятия профессиональной свободы и вопросов самоограничения в современной журналистике.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть вопросы этики и самоограничения в журналистской деятельности.
2. Изучить регулирование профессиональной свободы журналистов в России и за рубежом.
1. Вопросы этики и самоограничения в журналистской деятельности
1.1 Этические аспекты в работе журналиста
В современных условиях развития общества в целом и социальных коммуникаций в частности значительной значение приобретают вопросы морали, в частности в профессиональной сфере. Учитывая множество современных технических и технологических средств представления искаженной информации возрастает роль морального стержня работника СМИ. Поэтому рассмотрим деятельность журналиста с точки зрения этической составляющей.
Вопросы этики в профессиональной деятельности работников СМИ рассматривали такие исследователи, как Д. Авраамов 1 и Г.В. Лазутина 14.
Общественная нравственность содержится в законах и обычаях. Согласно философии объективного духа Гегеля, над личными моральными убеждениями должен стоять общий моральный дух. Это касается не только личности целом, но и профессионала, в частности журналиста. Начинать разговор о нравственную основу деятельности журналиста необходимо, на наш взгляд, с первых дней пребывания на университетской скамье. Ведь «образование, оторванное от духа, совести, веры и характера, не формирует человека, а портит его ... «формальная образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а развращение ... цивилизации». [12, с. 300]. Сегодня в процессе образования и воспитания основной акцент необходимо делать на развитие индивидуальных качеств личности, прежде всего, духовно-нравственных, которые мотивируют социальную деятельность, побуждают человека к деятельности согласно своим установкам и моральным требованиям общества. Следуя системе нравственных ценностей, индивид одновременно создает новые ценности, которые дают ему социальную устойчивость, личный и психологический комфорт [19, с. 323]. И в этом процессе образования и воспитания определенное место должны занимать этические ценности.
Первоочередность роли человеческих качеств в понимании духовности XXI в. определяется требованием утверждения так называемой монадной личности, то есть личности, способной представлять свою нацию, культуру, свою и тем самым манифестировать индивидуальную фигуру универсального опыта [10, с. 12]. Принцип монадности оказывается настоящей заявкой на духовность будущих времен. Так, с точки зрения теории решений, критерий коллективности в решении проблем приводит к диктату большинства. [10 c. 13].
Итак, кроме коллективности в социальной жизни необходимой оказывается монадность, то есть способность личности представлять весь мир в пределах индивидуальности [10 c. 13].. Это является важным потому, что в наше время идеи и проекты должны испытываться на способность воплощения в практическую жизнь конкретной личности.
Современное общество испытывает потребность в нравственных поступках простых граждан, однако еще больше - в нравственности журналиста-профессионала. Понятно, что журналист, учитывая специфику своей профессии, в частности ее социальный характер, постоянно попадает в ситуацию морального выбора.
Учитывая ситуацию конфликта нравственного выбора с обязанностью и отсутствие прописанных ответов на все морально-этические проблемы, возникающие считаем, что нравственная позиция журналиста является решающим в принятии им соответствующих решений.
По словам В.И. Здоровеги, основное умение профессионала в сфере массовой коммуникации - это «умение правдиво, оперативно, аргументировано, ярко и убедительно писать, говорить и показывать, если речь идет о аудиовизуальных средствах информации» [8, с. 12]. Эта мысль является не менее актуальной сегодня.
Учитывая важность нравственных поступков журналиста возникает достаточно важный вопрос: нравственность – только личностная или также и профессиональная черта деятельности журналиста? Если это сугубо личностная черта, то, во-первых, журналист может игнорировать ее на время выполнения профессиональных обязанностей; во-вторых, она не имеет отношения к процессу подготовки журналистов. Следовательно, в журналистской деятельности существуют два взгляда на данную проблему.
Первый взгляд: нравственность - это личностная черта, которая важна в профессиональной деятельности. В качестве примера можно взять журналиста, у которого единство нравственности профессиональной и личностной – это прочная монолитная база его жизненной позиции, а соответственно социальная позиция и профессиональной деятельности.
С этой точки зрения, в журналистике сегодня происходят негативные процессы. Одним из печальных последствий этих процессов в СМИ, по словам российского исследователя И. Дзялошинского, стала потеря журналистами социального содержания своей деятельности, поскольку начала работать модель профессии журналиста как игры – на личном уровне идет отделение себя как личности от себя как журналиста. Это означает, что личностные взгляды, интересы, убеждения журналиста как человека не связаны с действиями журналиста как профессионала. Исследователь отмечает, что в таком случае журналист снимает с себя ответственность за свои профессиональные действия и поступки только на том основании, что относится к своей деятельности не как к социально ответственной, а как к определенному виду игры 3, с. 15.
Кроме того, И. Дзялошинский подчеркивает, что один из уроков последних лет заключается в том, что значительная часть российских журналистов видят в своей деятельности не условие широкого и объективного информирования общества, а возможность «получить в свои руки эффективный инструмент личного участия в политической или экономической борьбе, в лучшем случае, как средство индивидуальной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авраамов Д. С. Человек для субботы? / Д. С. Авраамов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2004. – № 1. – С. 24–32.
2. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. – М.: Добросвет, 2013. – 234 с.
3. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции/ И. Дзялошинский ; Московский центр Карнеги. – М., 2001. – Сентябрь. – 30 с.
4. Доступ к информации в Российской Федерации / Тульсанова О.Л., Павлов И. Ю., Голубева Е. Г., Назарова Д. Н., Смирнов Е. Е., Захаревич И. А., Морозов Ф. В. / под общей редакцией канд. филол. наук О. Л. Тульсановой, канд. юрид. наук И.Ю. Павлова : учеб.-метод. пособие. – СПб.: филол. ф-т СПбГУ, 2010. – 67 с.
5. Журналист – профессия повышенной речевой ответственности // Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты : учеб. пособие / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова. – 3-е изд. – М., 2014. – С. 9–52.
6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации»/КонсультантПлюс.
7. Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии (сравнительный анализ). Артикль 19 (Пер. с англ.). – М.: Права человека, 2015. – С. 34–97.
8. Здоровега В. И. Теория и практика журналистского творчества: учебник / В. И. Здоровега. - 2-е изд., Перераб. и доклада. – Львов: Паис, 2004. – 268 с.
9. Зеленкова И. Л. Этика: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Минск: Тетра-Системс, 2016. – 368 с.
10. Иванов В. Журналист и общество / В. Иванов // Этика в редакционной повседневности. – Киев: Центр Свободной прессы, 2010. - С. 11-25.
11. Информационные споры: как в них победить? Решения, рекомендации, экспертные заключения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ.; Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Престиж, 2015. – 424 с.
12. Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиаэтос как территория поиска / Ю.В. Казаков. – М., 2001. – 656 с.
13. Лафитский В.И. Конституционный строй США / В.И. Лафитский. – М.: Контракт, 2007. – С. 214–215.
14. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208 с.
15. Письменная Е. В. Профессионализм и этика: проблема морального выбора в деловой журналистике (из российского опыта) / Е. В. Письменная // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2000. – № 2. – С. 3–10.
16. Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Дом «Стратегия», 2004. – 400 с.
17. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов; пер. с англ. С. А. Сидоренко. – М.: Политиздат, 2012. – 543 с.
18. Уваров А. «Чем выше моральные качества лидера, тем более бескровно и более продуктивно будет его действие» /А. Уваров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profkomanda.edinros.ru/article/305. – Дата обращения: 17.04.2019.
19. Черная И. Ю. Использование духовно-нравственного потенциала отечественной культуры в воспитании личности / И. Ю. Черная // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. – 2007. – Вып. 4 – С. 319–324.
20. Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы международного семинара (3–4 октября 2013 года) / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Санкт-Петерб. гос. университет, филологический факультет, 2013. – 150 с.
21. Этика речевого поведения российского журналиста / ред.-сост. д. филол. н., проф. Л. Р. Дускаева. – СПб.: Астерион, 2017. – 270 с.