Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как показала Вторая мировой война, а также иные войны, проходившие на земле, патриотизм не только является фактором, объединяющим гражданское общество, но также средством достижения целей властных структур, имеющих своей целью реализацию собственных амбиций. Подтверждением данной мысли является ситуация, которая сложилась в Германии в начале XX века и продолжалась до середины 40-х годов, когда отрезвляющей микстурой стала капитуляция Германии, падение Третьего рейха, а вместе с ним и надежд всех немцев на счастливое будущее в рамках, как им казалось, великой страны.
Унижение, боль, разочарование - именно такую ценность заплатил немецкий народ за свой патриотизм, который является одной из наиболее высших ценностей общества. Именно по этой причине, на первых этапах послевоенного периода СМИ в Германии с осторожностью относились к слову «патриот», сравнивая его с «националистом» и даже с «фашистом». Ситуация стала меняться после реализации некоторых мер, к которым относилась политика денацификации, демилитаризации и демократизации, осуществляемая союзниками, а также благодаря длительной работе основной части немецкого общества, направленной на избавление от нацистских предубеждений. Тем не менее, военные события, которые заставили весь мир страдать и обливаться кровью не позволяли освободиться от комплекса национальной неполноценности. Со временем отношение немцев к своему отечеству изменилось. Произошло возрождение немецкого самосознания, так как общество понимало свою ответственность за настоящее и будущее Германии. Наиболее важным этапом на пути формирования национального сознания немцев стала эпоха Бисмарка. Именно в истории данного периода Германии можно разглядеть исток становления национальной политической культуры, а также период, когда произошла социальная модернизация немецкого общества. Эти события стали решающими в вопросе становлении Германии в качестве мировой державы и в формировании немецкой национальной внешнеполитической традиции.
Степень изученности. При рассмотрении данного вопроса хотелось бы обратиться к трудам Петрова И. А, который в своем исследовании «Объединение Германии: историко-культурные и общественно-психологические аспекты» смог сделать важные выводы относительно вопроса становления немецкого патриотизма [5]. В рамках исследования также рассматриваются труды ведущих немецких пропагандистов колониализма и их проекты которые касались расширения Германской империи. Также в работе представлен анализ военной идеологии Германии конца XIX – нач. XX вв. Итогом исследования стало понимание автором того, что общественное сознание того периода было пропитано милитаристскими идеями таких теоретиков, как Мольтке, Клаузевиц и др. Именно они, как он указывал, смогли настроить немцев осуществить поддержку колониального грабежа.
Также можно привести в пример исследования Гольдштейна И. и Левина Р. «Германский империализм» где также проанализированы мотивы экспансианистской политики.
В процессе анализа источников нельзя не отметить вклад отечественного историка А.С. Ерусалимского, который в своей работе «Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века» использовал больше количество архивных источников, материалов из зарубежных изданий, статистических данных, которые позволили оценить милитаристскую направленность экономической и общественной жизни Германии, политику, которая превратила страну в мощную державу, которая может своими военно-силовыми средствами решить задачи германской колониальной политики, направленную на передел колониального мира. В соответствии с точкой зрения исследователя, именно внешнеполитические амбиции Германской империи привели к противоречиям на международной арене в конце XIX - начале XX вв. и, в конечном счете, стали причиной начала Первой Мировой войны.
В рамках данного исследования предпринята попытка анализа развития патриотизма в Германии, а также понимания сущности той цены, которую пришлось заплатить немецкому народу за любовь к совей родине и сколько времени еще понадобится, чтобы оправиться от того чувства вины, которое было изначально навязано им обществом и в последствии принятое ими как собственное.
Цель исследования. Осуществить анализ цены и ценности немецкого патриотизма.
Задачи исследования.
- Рассмотреть особенности развития патриотизма в Германии в начале XX;
- Осуществить анализ особенностей патриотизма в Германии перед началом Второй мировой войны;
- Определить место и роль патриотизма граждан Германии в послевоенный период.
1. Значение патриотического воспитания в становлении национального самосознания немцев на различных исторических этапах: в период диктатуры НСДАП, в период ГДР и ФРГ, современность
Национальное сознание представляет собой не только рациональное, но в некоторой степени и ирроциональное, и особенно опасной в данном случае является сила бессознательного. Речь идет о силе предрассудков, сильных эмоций и инстинктов, которые довольно часто могут пробуждаться памятью, при этом, в большинстве случае речь идет о горькой памяти. По этой причине так часто обществу приходится сталкиваться с таким заболеванием, как национализм. Хотелось бы обратиться к точке зрения Н.А.Бердяева, который писал, что национализм представляет собой наиболее распространенную в мире эмоцию, которая является более человеческой, так как характерная для человека, но при этом античеловеческой, так как делает человека рабом эстериоризированной силы. В процессе обновления общественной жизни и в условиях обновления происходит расширение развития национального самосознания, а также повышается интерес к познанию культурного классического наследия, происходит разработка нового духового явления в сфере духовной культуры. На данном этапе происходит осмысление духовного наследия у всех народов, осуществляется возвращение мощных пластов национальной культуры. Все это воздействует на формирование национального самосознания, помогает развивать духовно-нравственные ценности.[18]
Структура национального самосознания, для большинства ученых и в большей степени простых людей, воспринимается в качестве единства осознания национальной принадлежности, приверженность к национальным ценностям, стремление к суверенности. К национальному самосознанию относиться принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, ощущение гордости за свою страну и понимание общности интересов между гражданами. Перечисленные компоненты национального самосознания постоянно развиваются.
Одной из важных сторон самосознания является то, что люди понимают свою принадлежность именно к ней, а не иной национально-этнической, социально-политической общности – нации и народности.[11;87]
Особую роль в вопросе формирования национального самосознания играют исторические личности, деятельность которых связана с судьбой народа и государственности.
В процессе исследования динамики формирования и эволюции немецкого национального самосознания, можно обозначить два кризисных периода, в которые произошло снижение самоидентификации немцев. В первом случае речь идет о Первой мировой войне и заключения Версальского мирного договора в условиях, абсолютно не подходивших для немецкого народа. Во время экономического и политического кризиса, который развивался в Германии и во время которого Правительство страны полностью себя дискредитировало, так как не смогло найти способа решения проблем, в самосознании граждан особую роль стала играть региональная идентичность.
После того, как завершилась Первая мировая война, Германия столкнулась с необходимостью выбирать путь дальнейшего развития. Как уже было сказано ранее, в период, когда в стране развивался экономический и политический кризис, надежда немецкого народа была только на то, что Национал-социалистическая рабочая партия Германии сможет решить возникшие в стране проблемы. Основная цель национал-социалистов была в том, чтобы воодушевить народ для того, чтобы реализовать внешне- и внутриполитические задачи. В этом случае гражданам Германии были предложены в качестве национальной идеи имперские и шовинистские концепции, которые имели связь к философии представителей немецкого романтизма. Тем не менее, после того, как Третий рейх пал, стало понятным то, что на самом деле полностью сформировать национальное самосознание немцев не удалось. Г. Ланггут в книге «Немцы в поисках безопасности» рассматривая данный вопрос, писал о том, что для того, чтобы сформировать устойчивую национальную идентичность, требовалось укоренение национального сознания с учетом демократических принципов, чего в Третьем рейхе предусмотрено не было [4, с. 95].
Что касается второго кризиса, то он продолжался на протяжении всего периода после того, как Германия была разделена на ФРГ и ГДР до того момента, как они были вновь объединены в 1990 г.. Данный кризис был связан с тем, что немецкий народ не был объединён национальной идеей, а развитие фашизма лишь усилило региональную идентичность. Патриотизм, который имел отношение к региону с его определенными особенностями, представлял собой единственный источник, позволяющий сохранить чувства преемственности и традиций. Данное обстоятельство привело к тому, что после Второй мировой войны дискредитированной оказалась не только идеология нацизма, но также и национальная идентичность немецкого народа.
В период кризисов замедлялся темп генезиса немецкого национального самосознания, и данная проблема проявляется в последствии и на современном этапе. Данное обстоятельство не позволяет говорить о том, что процесс формирования немецкой нации полностью завершен. К тому же, на современном этапе видно, что развитие произошло только в сфере региональной идентичности, и по этой причине наиболее важным значением для немцев обладает фраза «малая родина», что предусматривает сохранение традиции со времен феодальной раздробленности Германии. Как представляется, данное обстоятельство стало решающим при формировании федеративных, а не унитарных структур. Федерализм, позволяя немецкому народу ощущать себя принадлежащих к тому или иному региону, продолжает сохранять государственное единство без нивелирования региональных различий.
Что касается иных условных линий, которые разделяют страну на регионы, то в данном случае отдельно можно сказать о трех группах макрорегионов. В частности, в сознании немцев продолжает жить