Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Страх и тревогу рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ними переживания легко воспроизводятся и могут прорываться к нам во время сна. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти: животные, а также человек иногда могут быть испуганы буквально до смерти.
Можно выделить различные черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров – те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у девушек подросткового и юношеского возраста [1].
Цель работы: выявление и анализ связи между тревожностью и агрессивностью девушек 18-20 лет.
Объект исследования: девушки 18-20 лет, проживающие в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования: тревожность и агрессивность девушек 18-20 лет.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия между характеристиками тревожности и агрессивности девушек 18-20 лет, обучающихся в средней школе и вузе.
2. Структура связей показателей тревожности и агрессивности девушек 18-20 лет, обучающихся в средней школе и вузе, имеет специфические особенности.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. подобрать методики исследования;
3. выявить характеристики тревожности и агрессивности девушек 18-20 лет, обучающихся в средней школе и вузе;
4. проанализировать связи показателей тревожности и агрессивности девушек 18-20 лет, обучающихся в средней школе и вузе;
5. сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования.
Решение поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов и методик исследования:
1. Теоретические методы:
Анализ литературы по исследуемой проблеме, теоретическое обобщение результатов исследования;
2. Эмпирические методы:
• шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор в адаптации В.Г. Норакидзе,
• методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого.
3. Математико-статистические методы с применением однофакторного дисперсионного анализа, корреляционного анализа.
База исследования: выборка представлена девушками в возрасте 18-20 лет. Общие количество исследуемых – 50 человек, из них 25 – студенты 1 курсов вуза Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 25 – учащиеся 11 классов школы №135, г. Санкт-Петербург.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования можно использовать для анализа и коррекции особенностей тревожности и агрессивности девушек 18-20 лет, обучающихся в средней школе и вузе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТЬ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ
1.1 Понятие тревожности, исследования тревожности девушек
В современной психологии большое внимание уделяется термину тревожность, зачастую оно рассматривается в совокупности с понятием страха.
Н.Д. Левитов пишет, что американская психология трактует это понятие как близкое, родственное состояние эмоции страха, или же его разновидностью. По Е.П. Ильину, тревога – это состояние острого, мучительного, бессодержательного беспокойства, которое связано с переживаниями человека ожидаемой неудачи, опасности или же каких-то серьезных перемен [21].
Сторонники теории дифференцированных эмоций полагают, что состояние тревожности складывается из переживания человеком страха, как доминирующей эмоции, в совокупности с другими переживаниями – гневом, печалью, заинтересованностью, стыдом. Впервые К. Ясперсом был введен определенный критерий, позволяющий точно разграничить понятие страха и тревоги [5].
Различие он определил в том, что страх — это реакция на определенный стимул или объект, в то время как чувство тревоги не имеет под собой подкрепления никаким стимулом. Таким образом, тревогу можно назвать беспредметной реакцией организма на стресс, а страх - реакция на определенную опасность.
Тревожность может проявляться в различных формах, таких как агрессивность, нарушение сна и аппетита, нервность, и как последствие - функциональные расстройства работы внутренних органов.
Можно выделить следующие психологические предпосылки появления тревожности:
- безусловные (природные): особенности нервной и эндокринной систем, свойства темперамента, неразвитость нервных процессов;
- обусловленные: постоянное повторение травмирующих, стрессовых ситуаций [20].
Можно выделить основные виды тревожности. Личностная тревожность обусловлена склонностью к различным переживаниям тревоги и беспокойства, и зачастую без всяческих оснований. Она может быть отражением гормонального фона организма, способами привлечения внимания или же проигрывания роли жертвы.
Ситуативная тревожность имеет под собой четкие основания и обусловлена конкретной ситуацией. Зачастую, человек отрицает появление тревожности в своем поведении, воспринимая его как вполне нормальное. Поэтому стоит обращать внимание на различные физиологические и психологические особенности поведения [10].
Проявления тревожности на физиологическом уровне отмечаются в следующем:
- учащенное дыхание и сердцебиение;
- снижение чувствительности; - повышение возбудимости;
- увеличение объема циркуляции крови.
На психологическом уровне:
- нервозность; - чувство опасности;
- напряжение;
- неспособность к принятию решения;
- чувство неопределенности [4].
Хотя отрицательных последствий тревожности немало, ее нельзя назвать полностью негативным свойством личности.
Оказывается, люди, склонные к тревожности, довольно неплохо справляются с решением не сложных логических задач, что говорит об адаптивной функции тревоги [17].
Таким образом, мы выяснили что страх и тревожность самостоятельные понятия, которые нельзя смешивать.
Тревога представляет собой беспредметную реакцию организма на стресс, проявляющаяся в нервозности, напряжении, беспокойстве, возбудимости, учащенном сердцебиении и т.д.
Это достаточно многогранное явление, имеющее разнообразие форм и проявлений, предпосылок и видов.
Феномен тревожности необходим к изучению, так как последствия для организма довольно не однозначные, а прогрессирующая тревожность может нанести неоспоримый урон организму.
Интересным, на наш взгляд, представляется вопрос о причинах и факторах возникновения повышенной тревожности. Именно не тревожность в норме, а её повышенный уровень, является интереснейшей проблемой, через которую можно очень скрупулезно выявить влияние повышенной тревожности на жизнедеятельность индивида [15].
Большинство специалистов и исследователей сходятся во мнении о том, что свое начало тревожность берет в детском возрасте (3. Фрейд, 1993; 3. Берн, 1991; К. Хорни, 1993; А.И. Захаров, 1988; М.И. Буянов, 1992; А.М. Прихожан, 2000 и др.) [17].
В возникновении тревожности немалую роль играют, так называемые, средовые факторы.
К ним можно отнести социальную ситуацию развития, культурные, религиозные (или атеистические) ценности и нормы. Сюда же относятся поведение, установки и стереотипы лиц, окружающих ребенка с первых лет его жизни [13].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алтынова Н.В. Анализ психофизиологического состояния учащейся молодежи на начальном этапе адаптации к обучению в вузе / Н.В. Алтынова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. 2018. С. 182-186.
2. Атабекян Л.Е. Психологическая безопасность и адаптация молодежи / Л.Е. Атабекян // European Research. 2018. № 1 (35). С. 82-84.
3. Бедрик А.В. Факторы и региональные особенности проявления агрессивности и экстремизации молодежи / А.В. Бедрик, С.В. Венцель, В.З. Зарбалиев, Е.Н. Крамарова, Ю.С. Панфилова, А.В. Сериков // Ростов-на-Дону, 2017.
4. Валуев А.А. Аддиктивное поведение как один из факторов, приводящий к повышению уровня агрессии в подростковой и студенческой среде / А.А. Валуев, А.В. Строгов // Научно-практическая конференция, посвящённая Дню психического здоровья Материалы конференции. Под редакцией Д.М. Ивашиненко. 2017. С. 16-19.
5. Васенина И.В. Речевая агрессия в социальных сетях интернета / И.В. Васенина, Г.Б. Прончев // Образование и право. 2018. № 2. С. 170-177.
6. Гадецкая Е.О. Агрессия молодежи в современной России / Е.О. Гадецкая // Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке Сборник статей II международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». 2018. С. 188-189.
7. Гадецкая Е.О. Агрессия современной молодежи как социальная проблема / Е.О. Гадецкая // Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты Материалы международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2018. С. 104-106.
8. Грузд Л.В. Особенности агрессивного поведения подростков / в мире научных открытий. / Л.В. Грузд //2015. № 3 (63). С. 430-434.
9. Ефименко С.О. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи / С.О.Ефименко, Т.И. Филипиди // Материалы ХХ-ой Юбилейной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 25-летию высшего сестринского образования на Кубани 2017. С. 84-85.
10. Кобзева Н.А. Профилактика ксенофобии и агрессивности в молодежной среде / Н.А. Кобзева, О.В. Самсонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 53. С. 38-43.
11. Ковш Е.М. Психологические особенности агрессивности и враждебности молодежи юга россии (на примере русских и карачаевских девушек) / Е.М. Ковш, И.А. Скиртач, М.В. Буняева // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 4. С. 8-20.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон // М.: Просвещение, 1989.- 286 с.
13. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг // СПб.: Питер, 2002. - 992 с.
14. Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло). / К. Лоренц // Прогресс-Универс, 1994. - 352 с.
15. Меннингер К. Война с самим собой. / К. Меннингер // М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 328 с.
16. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. / Ю.Б. Можгинский // М.: «Когито-Центр», 2006. - 181 с.
17. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. / Ю.Б. Можгинский // СПб.: Лань, 2002. - 186 с.
18. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия. / Р. Мэй // М.: Смысл, 2001. - 286 с.
19. Николаева Н.О., Связь личностных особенностей и показателей ээг девушек 18–20 лет с их оценками стилей родительского воспитания / Н.О. Николаева, М.Ю. Пенкина, Н.Л. Горбачевская, // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
20. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С. 33-37.
21. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. / X. Ремшмидт // М.: Просвещение, 2002. - 364 с.
22. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л.М. Семенюк // М.: Просвещение, 2003. - 216 с.
23. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. / Т.П. Смирнова // Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 168 с.