Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ныне действующая Конституция РФ в статье 3 провозглашает народ носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, а референдум – одной из высших форм непосредственного выражения этой власти. Институт народовластия, в частности непосредственное участие населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения, – есть неотъемлемый признак демократического правового государства, каковым является Россия в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ.
Правовую основу института референдума в России помимо Конституции РФ, составляет также Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Однако этот нормативный правой акт регулирует только вопросы, связанные с подготовкой и проведением общегосударственного референдума – «всенародного голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения» .
Основные условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах любого уровня установлены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . В упомянутом законе закреплено общее легальное определение понятия «референдум», как формы «прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме».
Помимо этого, в законе установлены принципы организации и проведения выборов и референдума на территории России. К их числу относятся: принципы всеобщего, равного, прямого, свободного избирательного права и права на участие в референдуме, принцип тайного голосования и принцип гласности. Указанные принципы, а также основные термины и понятия содержатся в вышеупомянутом федеральном конституционном законе и в законах субъектов РФ, непосредственно регулирующих порядок организации и проведения референдумов, и применяются в одинаковом значении.
Проблема исследования заключается в том, что часто права граждан при проведении референдума субъекта РФ нарушаются.
Степень разработанности темы. Данная тема была освещена в трудах таких авторов как Т.А. Калинина, В.В. Комарова, А.Е. Любарев, М.Н. Марченко и др.
Место и значение в науке и практике. Тема референдума занимает важное место, так как избирательные права гарантируются Конституцией РФ и не могут быть ограничены, кроме как в законных случаях.
Цель исследования провести анализ референдума субъекта РФ.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность референдума субъекта Российской Федерации;
изучить правовые основы организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации. Участники референдума;
выявить проблемы референдума субъекта Российской Федерации;
определить перспективы развития института референдума субъекта Российской Федерации.
Объект исследования институт референдума субъекта РФ.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие референдум субъекта РФ.
Методика и методология исследования. Исследование проведено с использованием диалектического и логического методов научного познания, методов анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Структура работы состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Референдум субъекта Российской Федерации: понятие и принципы
1.1 Понятие и сущность референдума субъекта Российской Федерации
Местный референдум – это голосование «обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований».
Данное положение требует, чтобы в уставе каждого муниципального образования были обязательно перечислены конкретные вопросы, которые могут быть вынесены на местный референдум.
Процедура включает следующие стадии: инициирование проведения голосования; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования.
Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решением, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:
а) выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;
б) выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
в) представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
1.2 Правовые основы организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации. Участники референдума
В современной России референдум является конституционно-правовой формой, институализирующей волю как всего многонационального народа РФ, так и народов и национальностей, проживающих в отдельных субъектах РФ, а также жителей муниципальных образований по наиболее важным вопросам общественной жизни и государственного строительства . Однако практика применения данного института на территории России наглядно демонстрирует, что референдум как одна из форм прямого волеизъявления граждан наиболее активно применяется на муниципальном уровне. Обусловлено это различными факторами, как политико-правового, так и социально-экономического характера.
Нормы, регулирующие порядок организации и проведения местных референдумов, закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, главным образом, связанным с изменением границ, преобразованием и упразднением муниципального образования, определением структуры органов местного
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
4. Закон г. Москвы от 18.04.2007 № 11 «О референдумах в городе Москве» // СПС Консультант Плюс
5. Закон Республики Татарстан от 24.03.2004 № 23-ЗРТ «О местном референдуме» // СПС Консультант Плюс
6. Амбарный, С.Ю. Законодательство о референдумах (сравнительный анализ) [Текст] / С.Ю. Амбарный // Государство и право. – 2016. – № 4. – С. 430.
7. Артюшина, О.Н. Активность населения как фактор, влияющий на исполнение законодательства о местном самоуправлении [Текст] / О.Н. Артюшина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 6. – С. 156 – 158.
8. Баглай, М.В. Конституционное право России [Текст] / М.В. Баглай. – М.: Норма. 2007. – С. 123 – 128.
9. Гранкин, И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне [Текст] / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 7. – С. 46.
10. Калинина, Т.А. Референдум субъекта Российской Федерации как форма непосредственной демократии [Текст] / Т.А. Калинина // В сборнике: Проблемы конституционной и административной ответственности. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 100-104.
11. Комарова, В.В. Формы непосредственной демократии в России [Текст] / В.В. Комарова. – М., 2016. – С. 26.
12. Любарев, А.Е. Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования [Текст] / А.Е. Любарев // Политика и общество. – 2015. –№ 2. – С. 70 – 82.
13. Мартышин, О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. – 2014. – № 10. – С. 365.
14. Марченко, М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии [Текст] / М.Н. Марченко // Вестн. Моск. ун-та. сер.11. – 2015. – №6. – С. 122.
15. Толстик, В.А. Референдум в России: основы, опыт, критика [Текст] / В.А. Толстик, Н.А. Трусов // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2013. – № 24. – С. 9 – 13.
16. Центральная избирательная комиссия РФ. Официальный сайт. Режим доступа: http://old.cikrf.ru