Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовое регулирование создает необходимые условия для эффективного построения правового государства, осуществления его функций в полном объеме. Отсутствие должного регулирования общественных отношений порождает различные социальные негативные явления.
Государство, осуществляя регулирование, стремится к упорядочению общественных отношений посредством внедрения в жизнедеятельность общества норм права, их совершенствования с учетом складывающейся обстановки. Справедливость и законность выступают основными критериями правового регулирования.
Регулирование общественных отношений сформировано временем, имеет многократное применение и механизм действия.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное правовое регулирование выступает одним из основных факторов развития государства. Достижение положительных результатов правового регулирования благотворно влияет на организованность общественных отношений в различных сферах, способствует формированию устойчивого социального управления. Требуется постоянный анализ способов и методов рассматриваемого института для выработки правовых идей и позиций, необходимых для стабильного функционирования государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующие правовое регулирование, его механизм, результаты и эффективность действия.
Предметом настоящей работы выступает совокупность процессов, позволяющих привести в действие механизм правового регулирования, достичь эффективных результатов.
Целью исследования является комплексный анализ особенностей правового регулирования как самостоятельного государственно-правового института.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение понятия и принципов правового регулирования;
- раскрытие методов и способов данного института;
- анализ механизма и стадий правового регулирования;
- изучение эффективности процесса.
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения о сущности, механизме, стадиях и эффективности правового регулирования. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что знания о правовом регулировании, как институте, способствуют эффективному их применению юристами в служебной деятельности.
Методологическую основу исследования составили научные методы: нормативно - логический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция и метод сравнительного правоведения.
Теоретической базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, общетеоретические и специальные труды отечественных авторов, научные статьи, размещенные в электронных средствах массовой информации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Правовое воздействие и правовое регулирование
Воздействие права и регулирование правом являются смежными и близкими по значению понятиями. Зачастую в литературе осуществляется смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Для разграничения данных понятий следует обратиться к толкованию понятий «воздействие» и «регулирование».
Так, воздействие представляет собой систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо (15, с.42), добиться необходимого результата (10, с.38). Его целью является изменение чего-либо, подталкивание объекта в нужную сторону.
Слово «регулирование» произошло от латинского - regulo, что означает «устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то».
Исходя из этого, регулирование является формой целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей.
Достаточно точно различия между правовым воздействием и правовым регулированием определяет Комаров С.А., который считает, что предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).
Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы (6, с.59).
По мнению Алексеева С.С., правовое воздействие характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора.
Иными словами, правовое регулирование в отличие от общего духовного идеологического воздействия права всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы. В этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как нормативного институционного образования (5, с.98).
Таким образом, в теории нет единого мнения о соотношении правового воздействия и правового регулирования. Для понимания сущности института правового регулирования в настоящей работе будет рассмотрено данное понятие и принципы с учетом различных мнений и позиций отечественных авторов-правоведов.
1.1 Понятие и принципы правового регулирования общественных отношений
Для выполнения поставленных задач государством, регулирование общественных отношений носит правовой характер, то есть основано на нормах права. Их реализация обеспечивает четкую систему и взаимосвязь государства с обществом.
В целом правовое регулирование можно определить как целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.
Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека (5, с.102).
Правовое воздействие на человека осуществляется по двум каналам:
1) информационному — при помощи правовых норм до участников доводится позиция государства о дозволенном, требуемом или запрещенном поведении;
2) ценностно-ориентационному — при помощи права осуществляется усвоение обществом его ценностей, наработанных человечеством и преемственно переходящих из поколения в поколение (14, с.356).
Для правового регулирования присущи характерные признаки:
1. Правовое регулирование — разновидность социального регулирования. Это означает, что упорядочение общественных отношений в различных отраслях и сферах не может происходить без правового регулирования, которое наряду с другими факторами является частью социальной координации.
2. С помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственно-властный характер, то есть в юридических нормах государство указывает меру возможного и должного поведения. Это означает, что действующие нормативные правовые акты закрепляют права и обязанности лиц. К примеру, в части 1 статьи 123.20-З Гражданского кодекса Российской Федерации указано о том, что «выгодоприобретатель наследственного фонда имеет право на получение в соответствии с условиями управления наследственным фондом всего или части имущества фонда, а также иные права, предусмотренные настоящей статьей. Права выгодоприобретателя наследственного фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя. Сделки, совершенные с нарушением этих правил, являются ничтожными» (2, ст.123.20). Данные положения четко определяют права выгодоприобретателя. Изучив статью, становится ясным, что законодатель четко указал меру возможного поведения.