Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Становление института политической власти является актуальной проблемой и занимает умы многих учёных историков, политологов, философов. Исторически эта проблема изучалась в разных аспектах. Есть у этой проблемы и «мистический» аспект, связанный с ролью сакрального компонента политической власти.
За советский период Русской истории было выпущено большое количество исследовательской литературы касающихся проблемы княжеской власти и властных отношений в раннехристианскую эпоху, однако исследования подавались с классово-общественной позиции и в малой степени затрагивали вопроса сакрализации власти князя. Среди советских исследователей в этой области стоит выделить Я. Н. Щапова «Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв.» - его исследование посвящено начальным этапам истории православной церковной организации на Руси в её взаимоотношениях с княжеской властью: истории создания митрополии в Киеве и системы епископий, средствам материального обеспечения церкви, её судебной деятельности.
Изученность темы. Проблематика, рассматриваемая в исследовании, частично нашла свое отражение в следующем комплексе работ. Во-первых, в общих трудах по истории дореволюционной исторической науки в России. Качественный скачок в деле разработки отечественной историографии произвели работы С.М. Соловьева и В.О. Ключевского . В них были заложены основные представления об историографических направлениях, даны оценки крупнейшим историческим трудам по истории Древней Руси.
Системное исследование отечественной историографии в советское и постсоветское время дало много нового, как в общетеоретическом плане, так и в рассмотрении конкретных периодов, направлений или индивидуальных концепций историков. Проблеме образования Древнерусского государства уделялось соответствующее внимание, когда речь касалась анализа основных трудов по древнерусской истории. Вместе с этим накапливались общие представления об историографии вопроса, которые, несомненно, влияли на специальную историографическую литературу по истории Древней Руси.
Из историографических работ непосредственно посвященных древнерусской истории, необходимо выделить те, которые, так или иначе, затрагивают изучаемую проблему. Наиболее ощутимые результаты в деле историографической разработки о проблеме образования Древнерусского государства были достигнуты во всевозможных введениях к собственно историческим сочинениям по древнерусской истории, а также в немногочисленных статьях, напрямую посвященных изучаемой проблеме.
Объектом исследования являются отношения церкви в княжеской власти в Древней Руси.
Предмет исследования - изложение отношения церкви в княжеской власти в Древней Руси в трактовке Я. Н. Щапова.
Цель работы – анализ исследования Я. Н. Щапова «Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв.». В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика церковной организации и церковных уставов св. Владимира и Ярослава Мудрого.
2. Определение особенностей авторского подхода Я. Н. Щапова к отношениям княжеской власти и церковной организации в период централизованной Киевской Руси и начала обособления удельных княжеств.
Методы исследования. Основополагающим для данного исследования является хронологический метод. Это объясняется, главным образом, целью работы. В хронологическом изложении рассматривается движение научной мысли с точки зрения смены концепций, взглядов, идей в их периодической последовательности. С помощью этого метода также устанавливается цепь историографических фактов, как связанных генетически друг с другом, заимствованных, так и новых. Метод периодизации, позволяющий обнаружить решающее направление развития научной мысли на каждом новом отрезке «историографического времени», выявить новые явления внутри действующих и выступающих им на смену историографических пластов. Для установления причинно-следственных связей, преемственности в историографии применяются ретроспективный и сравнительно-исторический методы.
Методы перспективности и актуализации помогают определить перспективность некоторых изучаемых направлений и ценность определенных научных знаний для нынешнего и будущего времени.
При изучении процесса развития исторической науки историографы руководствуются принципом ценностного подхода, особо выделяя те идеи, положения и явления в прошлом, которые имеют значение для современного этапа развития историко-научных знаний.
Эмпирическая база исследования – работа Я. Н. Щапова «Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв.»
Теоретическая база исследования - специальные и обобщающие работы по исторической, историографической тематике. В данной работе используется историографическая литература.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Включает: введение, две главы и заключение.
Глава 1.Трактовка Я.Н. Щаповым первых русских церковных уставов
1.1.Устав св. Владимира
Запутанный вопрос о крещении Руси ещё не разрешён во всех подробностях. Имеется ряд противоречивых указаний на место крещения самого Владимира (Корсунь, Киев, Василёв) и киевлян (Днепр, река Почайна), но социальная сущность принятия христианства довольно ясна.
Принятие христианской религии (988-989) в качестве государственной свидетельствует о большом сдвиге в идеологии киевского общества. Религия, возникшая в родовом строе, который не знал классов, и потому не освящавшая господство одних людей над другими, была заменена религией классового общества.
Христианство стало проникать на Русь уже давно. В окружном послании константинопольского патриарха Фотия (866) есть известие о Руси, которая уже тогда начала принимать христианскую веру. С начала X в. христианство в Киеве уже было хорошо известно, и при заключении договора Игоря в 944 г. часть русских уполномоченных клялась уже по христианскому обряду, а часть по языческому - на оружии, богами Перуном и Велесом. Княгиня Ольга была христианкой. Её сын Святослав и его дружина оставались язычниками, но, по словам составителя летописи, «аже... кто хотяше креститися, не браняху [не препятствовали], но ругахуся тому», т. е. при Святославе власть официально не поддерживала христианства, но и не преследовала. По вопросу о принятии христианства велись деятельные сношения и с германским императором Оттоном и с Византией. Ольга посылала послов к Оттону с просьбой прислать ей епископа.
Таким образом, до официального признания государственной религией, христианство успело в достаточной степени проникнуть в русское общество и найти последователей, главным образом, в высших слоях населения.
В начале своего княжения Владимир пытался приспособить язычество к своим государственным задачам. В целях укрепления государства он хотел объединить божества различных славянских племён и неславянских народов в единый пантеон. В Киеве, близ княжеского двора, он воздвиг изображения всех главнейших богов; место этого «требища», представляющее площадку, выложенную крупными камнями, открыто советскими археологами. Тут стояли идолы главнейших славянских богов, двух богов народов Востока и одной богини северной - финской. Так Владимир хотел объединить народы своей державы. Но язычество оказалось мало пригодным для целей государственного объединения. Христианство, с его уже детально разработанным учением и сложной церковной организацией, в конце X в. было признано государственной религией.
Народные массы, особенно на севере и на северо-востоке, долго ещё держались старой веры, но господствующий класс, заинтересованный в распространении идеологии, поддерживающей его власть, был достаточно силён, чтобы укрепить христианство в стране.
Из принятия христианства в качестве господствующей религии вытекало много важных последствий. Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, ещё больше сблизило Киевское государство с западноевропейскими странами. Во-вторых, внедрение христианской церкви, организованной на феодальных началах, способствовало дальнейшему развитию в Киевской Руси феодальных отношений. В-третьих, церковная организация, которую взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма видное место в киевском обществе как новое сильное орудие воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения господствующим классам и государственной власти в целом. В-четвёртых, христианство подняло значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочило связь между отдельными частями государства. Наконец, христианство способствовало поднятию культуры Киевской Руси, сыграв, таким образом, прогрессивную роль. После принятия христианства в Киевской Руси стала
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Горский А.А. Государство IX - X века // ВИ, 1999, №8, С. 34 – 67.
2. Данилевский И.Н. Русь глазами современников и потомков (IX – XII в.в.).- М.: Аспект Пресс, 1999.- 217 с.
3. Дербин Е.Н. Проблема института княжеской власти // Исследование по Русской истории и культуре. Сборник статей к 70 – летию профессора И.Я. Фроянова. – М.: Издательский дом «Парад», 2006.- 574 с.
4. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии / под. ред. И.Я. Фроянова. - Л., 1990. - 328 с.
5. Куденис В. Переводчики XVIII в. и становление историографии как науки в России // Quaestio Rossica. 2016. № 4. С. 235-260.
6. Кузьмин А.Г. Варяги и Русь на Балтийском море // Вопросы истории, 1980, № 10, С. 45- 54.
7. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времён до 1618 года: в 2 кн. Кн. 1. - М., 2004.- 447 с.
8. Куликов В.И. История государственного управления в России. - М., 2003. -368 с.
9. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII веках // Отечественная история, 2003, № 3, С. 75 – 80.
10. Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989.