Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тхэквондо на сегодняшний день – один из самых молодых и наиболее динамично развивающихся видов восточных единоборств, получивший признание более чем в 200 странах мира. Тхэквондо ВТФ также является и олимпийским видом спорта.
Тхэквондо является корейским боевым искусством, очень популярным в современном мире. Причиной столь высокой популярности этого вида боевого искусства является то, что корейским мастерам тхэквондо удалось совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что определило тхэквондо как уникальную систему саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищный и динамичный вид спорта [3, 9, 25].
Занятия тхэквондо в полной мере позволяют обеспечить укрепление здоровья и всестороннее развитие юных спортсменов, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, составляющих основы техники и тактики тхэквондо, физическое развитие, а также воспитание основных психологических качеств, нравственное воспитание, привитие навыков личной гигиены
Тхэквондо представляет собой научно-обоснованный способ использования с целью самообороны своих физических возможностей. В результате интенсивной физической и духовной тренировки именно благодаря данному виду спорта человек получает возможность раскрытия своих скрытых индивидуальных возможностей.
Тхэквондо – это вид боевого искусства, не имеющий равных по своей технике в плане эффективности и мощности. Главная составляющая в данном виде боевого искусства представлена комплексной системой дисциплины, техники и духа, позволяющими развить у людей в результате упорных тренировок чувство справедливости, гуманизма и целеустремленности [25].
Главный акцент в тхэквондо делается на духовное развитие, поскольку только таким образом возможно развитие здорового тела и ясного ума, а также формирование корректного добродетельного поведения и благоприятных спортивных взаимоотношений.
Сегодня спортсмены, занимающиеся тхэквондо, достигают немалых успехов в технике и тактике ведения боя как на внутригосударственном, так и на международном уровне проведения крупнейших спортивных соревнований.
Один из основных элементов эффективного управления учебно-тренировочным представляет собой изучение закономерностей спортивной адаптации к физическим нагрузкам, т.е. тренированности спортсменов, и их спортивной формы. Физиологические предпосылки достижения спортивной формы определяет уровень функциональных возможностей организма. В течение года, в разные периоды тренировочного процесса, уровень спортивный формы разный, что определяется невозможностью организма поддерживать длительное время высокий уровень функциональной подготовленности [21].
Вопросам подготовки спортсменов, специализирующихся в тхэквондо посвящено достаточно большое количество работ [1, 3, 7, 9]. Однако, теоретические исследования, а также практика тхэквондо свидетельствуют о недостаточной освещенность вопроса специальной физической подготовки в этом виде спорта.
Изучение в возрастном аспекте особенностей развития физических качеств, несомненно, имеет важное значение, так как фундамент спортивного мастерства закладывается в детском возрасте, в то же время формируются и основные двигательные способности. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки спортсменов является совершенствование организации, содержания, средств и методов учебно-тренировочного процесса.
Целью работы является изучение динамики показателей физической подготовки занимающихся тхэквондо на этапе спортивной специализации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить содержание процесса физической подготовки на этапе спортивной специализации;
изучить основные инструменты и методы воспитания физических качеств в тхэквондо;
определить динамику показателей физической подготовки на этапе спортивной специализации.
Объект исследования: физическая подготовка занимающихся тхэквондо на этапе спортивной специализации.
Предмет исследования: динамика показателей физической подготовки занимающихся тхэквондо на этапе спортивной специализации
Глава 1. Физическая подготовка спортсменов, занимающихся тхэквондо
1.1. Особенности структуры непрерывной подготовки спортсменов
Интегральная система подготовки спортсменов в тхэквондо основана на синтезе всех видов подготовки тхэквондиста, которые включаются в структуру спортивной деятельности. Также учитываются индивидуальные психологические и морфофизиологические особенности, которые могут обеспечить высокие спортивные результаты в соревнованиях любого уровня.
Программа спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо согласно федеральным стандартам реализуется поэтапно [7].
Программа по тхэквондо (ВТФ) для спортивных учреждений включает в себя четыре основных этапа [9, 25]:
3 года – обучение в группах начальной подготовки;
5 лет – обучение в учебно-тренировочных группах;
3 года – обучение в группах спортивного совершенствования;
необходимое время обучения в группах высшего спортивного мастерства.
Федеральные стандарты отражают требования к реализации программ спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо, однако процесс реализации программы спортивной подготовки часто находится в компетенции тренера и требует от него для достижения наивысшего результата поисков новых путей повышения эффективности подготовки на этапах многолетнего тренировочного процесса. Система индивидуализированной непрерывной интегральной подготовки в тхэквондо на разных этапах многолетнего тренировочного процесса от новичка до чемпиона учитывает все особенности и нюансы этого процесса [3, 9].
Основная цель этапа начальной подготовки – привитие любви к занятиям спортом, всестороннее гармоничное развитие основных физических качеств.
В рамках конкретного вида спорта развитие физических, функциональных, психологических качеств и интеллекта должно проводиться в соответствии с индивидуальным биологическим развитием каждого конкретного спортсмена. Начальный этап подготовки спортсменов в тхэквондо начинается в возрасте 10 лет [11-15, 19].
Основная цель тренировочного этапа (или этапа спортивной специализации) – это повышение уровня общей и специальной физической подготовки, а повышение уровня теоретической, тактической, технической и психологической подготовки спортсмена.
Задачами этапа спортивной специализации являются [21]:
Укрепление и сохранение здоровья юных спортсменов, в том числе закаливание организма.
Формирование спортивных двигательных умений и навыков.
Развитие общих и специальных физических качеств.
Совершенствование технико-тактической подготовки спортсмена.
Содействие формированию поведения в соответствии с требованиями общества.
Развитие психомоторных качеств юных спортсменов.
Возраст занимающихся на этом этапе составляет 10–17 лет. Этот возрастной период характеризуется быстрым ростом костной ткани, который значительно опережает соотношение мышечной массы и массы скелета.
В зависимости от периода учебно-тренировочного процесса организм адекватно воспринимает направленные нагрузки.
Хороший эффект в этот период для развития силовых качеств дают упражнения с отягощениями: гантелями, штангами, гирями. Рост мышечной массы определяет развитие скоростных, скоростно-силовых качеств.
Из-за анатомических изменений, происходящих в организме, начинает меняться форма и техника движений, у юных спортсменов проявляется активная внутренняя мотивация к занятиям в группах спортивной специализацией.
На тренировочном этапе требования к реализации программы спортивной подготовки недостаточно раскрывает и не в полной мере отвечает индивидуальному подходу, интегральной системе подготовки, непрерывности учебно-тренировочного процесса от новичка до чемпиона и непрерывного психологического сопровождения.
Возраст, соответствующий тренировочному этапу подготовки, соответствует этапам углубленной тренировки в избранном виде спорта. Применяемые средства и методы в физическом воспитании именно на протяжении сенситивных периодов дают наилучший тренирующий эффект.
К спортсменам, которые находятся на тренировочном этапе подготовки, предъявляются высокие требования, в особенности к их функциональному состоянию и развитию физических качеств. Это обусловлено интенсивным участием спортсменов в соревновательной деятельности, отбором в сборные команды городов, регионов и сборную команду страны. К подготовке спортсменов предъявляются повышенные требования в связи с высоким уровнем конкурентоспособных соперников.
Техника является способом реализации поставленных перед тхэквондистом задач, но для максимально эффективного применения технических и технико-тактических действий необходимо подготовить организм спортсмена к этому. В тхэквондо значительная часть технических действий требует не только максимально возможного развития скорости движений, но и осуществляется в условиях дефицита времени [7].
В подобных упражнениях достижение успеха возможно лишь при хорошем развитии физических качеств, максимально развивающихся в конкретный сенситивный период [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Использованная литература
1. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.
2. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.
3. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев, A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.
4. Бакулев, С.Е. Структура физической подготовленности юных тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (36). - С. 19-21.
5. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, И.А. Афанасьева, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 16-24.
6. Индивидуальный подход к развитию физических качеств тхэквондистов в сенситивном периоде / А.М. Симаков, А. Симакова, В.В. Кузьмин, Р.В. Плотников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 156-166.
7. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С.Е. Бакулев, B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.
8. Методика развития скоростной выносливости в тхэквондо на этапе совершенствования спортивного мастерства (15-16 лет) / А.М. Симаков, Д.А. Симаков, Г.В. Руденко, Е.Н. Коростелев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 219-223.
9. Павленко, А. В. Кинематические характеристики двигательных действий тхэквондо в безопорном положении / А.В. Павленко, М.А. Рогожников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 110-114.
10. Павленко, А.В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо : учебное пособие / А.В. Павленко. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2013. - 130 с.
11. Симаков А.М. Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 197-204.
12. Симаков, А. М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
13. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
14. Симаков, А.М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. М. Симаков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.
15. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- 172 с.
16. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок / А.М. Симаков, И. Д. Павлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 165-170.
17. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок (часть II) / А.М. Симаков, И.Д. Павлов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 177-182.
18. Симаков, А.М. Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 121-128.
19. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.
20. Система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 46-49.
21. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.В. Павленко, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.
22. Сравнительный анализ технических действий тхэквондо версий (ИТФ) и (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 148-154.
23. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
24. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ - точки соприкосновения / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 122-127.
25. Чой, Хонг Хи. Тхэквондо (корейское национальное искусство самообороны) : энциклопедия : в 15 т. [Электронный ресурс] / Хонг Хи Чой ; Интернациональная Федерация Тхэквондо (ИТФ). 5-е изд. Волгоград, 2000 // URL : http://tkdtat.ru/enciklopediya.html.