Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное обеспечение является одним из важных аспектов совре-менной рыночной экономики, которая в свою очередь создает систему со-циальной защиты населения. Реформа пенсионной системы должна обес-печивать соблюдение принципов социальной справедливости. Важность пенсионного обеспечения и его влияние на политические, и общественные процессы, определяет политику страны в данной области развития. В Рос-сии для социального обеспечения населения созданы специализированные государственные пенсионные внебюджетные фонды, сеть негосударствен-ных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Актуальность темы работы не вызывает никаких сомнений, так как от состояния и эффективности пенсионной системы России зависит благосо-стояние и качество жизни самых уязвимых слоев нашего общества. Речь идет не только о пенсионерах, но и о людях, которые получили группу ин-валидности по состоянию здоровья или от несчастных случаев, о детях по-терявших кормильцев и т.д. Большинство пенсионеров нетрудоспособны, либо не работают, а потому не имеют других источников дохода и вынуж-дены обеспечивать свое существование исходя из размера пенсионных от-числений.
В таких условиях говорить об эффективности функционирования пенсионной системы России на данный момент рано, поэтому необходимо не только провести анализ современного ее состояния, но и оценить недо-статки и перспективы, а также разработать рекомендации по улучшению жизни граждан.
Целью данной работы является анализ проблем, связанных с измене-нием размера пенсии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность пенсионного обеспечения населения РФ и ос-новные понятия;
- исследовать этапы становления и развития пенсионного обеспече-ния в России;
- оценить современное состояние пенсионного обеспечения в России;
- выявить основные проблемы, связанные с изменением размера пен-сии и пути укрепления системы пенсионного обеспечения населения России в современных условиях.
Объектом исследования выступает пенсионное обеспечение населения России.
Предмет исследования – актуальные проблемы изменения размеров пенсионного обеспечения.
Теоретической и методологической основой исследования послужи-ли специальная отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические статьи отраслевых журналов. Это работы таких авторов как Роик В.Д., Шайхадинов В.Ш., Павлюченко В.Г. и т.д., которые по-дробно описали пенсионную систему. Бескровный Л.Г., Бабич И.В. и мно-гие другие, чьи труды помогли изучить историю становления пенсионного обеспечения.
Нормативной основой работы послужили нормы федеральных за-конов, имеющих значение для рассматриваемых вопросов исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскры-вается актуальность, цель и задачи данной работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
1.1. Этапы становления и развития пенсионного обеспечения в России
Пенсионное обеспечение в России имеет довольно глубокие истори-ческие корни. Историю развития пенсионной системы можно разделить на несколько этапов: - I этапом появления зачатков пенсионной системы при-нято считать годы проведения реформ Петром I; - II этап – 1888 г. – созда-ние эмеритальных, страховых и пенсионных касс. - III этап развития пен-сионной системы начался после Октябрьской социалистической револю-ции; - IV этап берет начало в связи с созданием новой российской государ-ственности и либерализацией экономики. Первоначально, социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи, что означало признание их заслуг в качестве защитников Отечества. Это обес-печение выражалось только в натуральной форме и предоставлялось в ви-де земельных наделов (участков), приютов для престарелых, богаделен и т.д. Наиболее распространенным обеспечением являлось «поместное» обеспечение. Поместье – земельное владение, которое предоставлялось за государственную или воинскую службу в России.
Одновременно, в период феодальной раздробленности стали появ-ляться уезды, так называемые административные единицы, управляемые наместниками на правах кормления. Кормление выражалось как нату-ральной, так и в денежной форме. Размер таких поступлений устанавливал сам князь. При этом, наместник одновременно с великокняжеским налогом собирал и «кормленичные деньги» - на собственное содержание. 1556 г. кормление было отменено. Кроме того, материальное обеспечение полу-чали престарелые и нетрудоспособные люди. Социально-правовыми фор-мами материального обеспечения выступали опека, благотворительность и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных от-ношений, государственное призрение для бедных слоев общества, коллек-тивная взаимопомощь внутри крестьянской общины и т.д. История зарож-дения пенсионного обеспечения в России начинается с начала XVIII в. и развивается в форме государственного материального обеспечения стат-ских, военных, придворных чиновников и священнослужителей, за счет казны в зависимости от заслуг перед государством. Оно осуществлялось в соответствии с Табелью о рангах, который был издан Петром I от 24 янва-ря 1722 г. и действовал до октября 1917 г. [20].
Начинания Петра I были одними из самых передовых в Европе, тем не менее, в дальнейшем реформы шли безуспешно. Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, в России сложилась только во второй половине XIX века. Согласно данным обзора «Пенсион-ные накопления в дореволюционной России» Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, с 1853 г. по 1868 г. было произведено 127965 пенсионных назначений на 16 миллионов 493 тысячи 391 рублей 71 копейку. В 1828 г. один пенсионер приходился на 4,5 слу-жащих, в 1843 г. на 2,5 служащих, а в 1868 г. – на одного служащего. По-лучается, уже в то время Россия столкнулась с одной из самых серьезных проблем пенсионной системы, которая и в современной России имеет место быть. Эта проблема подводит государство к тому, что оно вынуждено ли-бо сокращать число получающих пенсионное обеспечение, либо сокра-щать размеры пенсионных выплат. В попытке уйти от этой проблемы, российское общество стремилось найти другие механизмы пенсионного обеспечения. 8
Так, Общество для содействия русской промышленности и торговли ставит вопрос об устройстве в России государственных пенсионных касс для трудящихся и государственных касс страхования рабочих от несчаст-ных случаев на производстве. Пенсионные кассы страхового типа начали появляться в 1888 г. на железных дорогах, а в последующем стали обра-зовываться в различных ведомствах. Эти кассы подразделялись на: стра-ховые, пенсионные и эмеритальные. Эмеритальные кассы обеспечивали своим участникам такие выплаты как: - пенсия по выслуге лет; - пенсии по инвалидности; - вдовьи и сиротские пенсии; - пособия по увольнению или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет. Третий этап развития пенсионного обеспечения берет начало после проведения Ок-тябрьской социалистической революции. Совет Народных Комиссаров вынес решение о принятии первого Декрета от 10 ноября 1917 г. «Об уве-личении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить позаимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%» [16].
Через год Совет Народных Комиссаров утверждает «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которое вышло 31 октября 1918 г. В положении был намечен переход от принципов социального страхова-ния к социальному обеспечению всех трудящихся. В период НЭП был осуществлен переход от государственного социального обеспечения к со-циальному страхованию. Параллельно с социальным страхованием разви-вается и социальное обеспечение, которое имеет абсолютно другой меха-низм формирования и расходования денежных средств.
В 30-е годы государственная политика больше акцентирует внимание на развитии государственного обеспечения в области социальной защиты. В результате проведения реформы по социальной защите, пенсионное обеспечение переходит в руки государства. Расходы на выплату пенсий работающим стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата та-ких пенсий была передана органам социального обеспечения. Такая систе-ма пенсионного обеспечения была более прогрессивна по отношению к пе-рераспределительным механизмам – механизм накоплений, предусматри-вающий инвестирование накапливаемых средств на лицевых счетах буду-щих пенсионеров. Расчеты по размерам взносов и выплат базировались на весьма серьезных статистических данных, в этой базе отслеживались все важнейшие показатели
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Ре-жим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-gosudarstvennom-pensionnom-obespechenii-166-fz/
2. Агеева Е.В. Пенсионный фонд России : учеб. пособие / Е.В. Агеева. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 123 с.
3. Баскакова, В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы Рос-сии / А. Н. Баскакова // Финансы. - 2015. - № 4. - С.52 – 56
4. Болтаев Р.О. Проблемы Пенсионного фонда Российской Федера-ции//Экономика и социум. 2016. № 6 (25).- С. 1-8
5. Букина О.А. Повышение эффективности деятельности органов вла-сти и управления в сфере пенсионного обеспечения Российской Федера-ции// MASTER`S JOURNAL. 2016. № 2.- С. 476-487
6. Дудко, К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, прово-димой в РФ на современном этапе / К.Ю. Дудко // Известия Тульского гос-ударственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 4-1. - С. 141-150.
7. Зубанова О. Я. Проблемы правового регулирования деятельности Пенсионного фонда Росси и пути их решения//Вопросы экономики и пра-ва. 2014. № 5.- С.7-10
8. Ильясов М. М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 431-434. — URL https://moluch.ru/archive/136/37859/ (дата обращения: 16.11.2018).
9. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет Пенсион-ного фонда. 2017. – 48 с.
10. Прохоренко Ю.И., Русских А.В. Проблемы пенсионного обеспе-чения в Российской Федерации// Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2016, Том 7, № 1, С. 259 – 263
11. Романовский, М. В. Финансы: учебник для бакалавров / М. В. Ро-мановский, О. В. Врублевская ; отв. ред. М. В. Романовский, О. В. Вруб-левская. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 599 с.
12. Сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ru
13. Современное состояние и перспективы развития пенсионной си-стемы России / под ред. Д.Ю. Федотова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 137 с.
14. Соловьев, А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: мо-нография / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2014. - 296 с.
15. Федоров, Л. В. Пенсионный фонд Российской Федера-ции [Электронный ресурс]: Учебник / Л. В. Федоров. - 2-е изд. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 396 с.
16. Финансы в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 305 с.
17. Чумикова А.А. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионной реформы// Студенческий научный форум. 2017.- С. 1-7
18. Шаидов М.-А. Ю. Нормативно-правовое обеспечение пенсионной системы Российской Федерации // Теории и проблемы политических иссле-дований. 2018. Том 7. № 1А. С. 212-219.
19. Федорова, Е.А. Управление пенсионными накоплениями негосу-дарственными пенсионными фондами / Е.А. Федорова, Ю.А. Разин // Фи-нансы и кредит. – 2015. – № 26. – C. 2–10.
20. Шипицына, С.Е. Прошлое и будущее пенсионного страхования РФ / С.Е. Шипицына // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация : сб. тр. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. – Кострома, 2017. – С. 104–108.
21. Юзвович, Л.И. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации / Л.И. Юзвович, Е.П. Кузнецов // Фундаменталь-ные исследования. – 2017. – № 4–1. – С. 224–228.