Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
SPA — индустрия считается одной из более значимых сфер мировой экономики. На сегодня она проходит стадию стремительного развития. Этому содействует социальный, политический и экономический прогресс. SPA-рынок является изменчивым, он быстро совершенствуется.
Изменяются условия, увеличивается количество SPA — отелей, сформированных профессиональными предпринимателями, которые привносят в данный бизнес что-то новое. Образуются новые виды услуг, изменяется подача их клиентам, совершенствуется оборудование, развиваются процедуры управления, увеличиваются требования к обеспечению клиентского сервиса.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что по степени увеличения приоритетов в обществе здорового образа жизни и ответственного отношения людей к своему здоровью спрос на многообразные услуги SPA-отелей неоднократно возрастает.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению доходов SPA-отеля «Астон».
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты формирования доходов предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на доходы SPA-отеля «Астон»;
разработать мероприятия по улучшению финансового результата SPA-отеля;
провести оценку экономической эффективности мероприятий.
Объект исследования - гостиница «Астон».
Предмет исследования – методика формирования финансовых результатов гостиничных предприятий.
Методологическая база исследования: анализ научной литературы, статистический анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования: повышение потока клиентов в гостиницу в сезон и межсезонье, повышение объемов продаж услуг в гостинице, повышение уровня рентабельности SPA-отеля.
Источниковая база исследования. В работе будет использоваться научная литература отечественных и зарубежных авторов, статистические данные.
Научная разработанность проблемы. Проблеме управления доходами предприятия посвящены труды таких авторов как, Лихачевой, О.Н., Любушина, Н.П., Михайлова Д.М., Климовой Н.В. и т.д. Однако до сих пор проблема не до конца решена и требует продолжение анализа и разработки практических рекомендаций.
1.РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В 2017 году в Санкт-Петербурге открылись два брендированных отеля – первый объект под брендом Indigo в России (119 номеров). Также открываются мини-отели, например, «Пижама на Лиговском», «Хостел Пункт Назначения», «Уголок» и другие.
В настоящее время на стадии активного строительства в Санкт-Петербурге находится 7 гостиниц с общим номерным фондом около 1200 номеров (таблицы 1), появление которых на рынке ожидается до конца 2019 года, если сроки вывода гостиниц не будут переноситься на более отдаленный период.
Таблица 1 - Основные спа отели города
Далее, на сегодняшний день, не смотря на кризисные явления в экономике России, рынок гостиничных услуг Санкт-Петербурга демонстрирует рост ряда показателей.
В 2017 году самое серьезное падение показателя RevPAR (доходность на номер) к 2013 году зафиксировано в наиболее дорогих отелях (сегмент «люкс» и верхний предел верхнего сегмента) – снижение составило от 10% до 15%, тогда как в высоком ценовом сегменте, верхнем пределе среднего сегмента и в среднем сегменте снижение было не таким существенным – 6-7%. По рынку в целом показатель RevPAR снизился на 8%.
В 2018 году гостиничный рынок Петербурга демонстрирует рост показателей. По итогам полугодия показатель доходности на номер (RevPAR) увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 18% - до 3 тыс. руб. За исключением среднего сегмента, где RevPAR снизился на 1,5%, в остальных сегментах наблюдалась позитивная динамика показателя.
Петербургский экономический форум позитивно отразился на гостиничном рынке Северной столицы: доходность на номер в июне в среднем по рынку выросла на 80%.
В свете кризисных условий в экономике России, санкций со стороны Евросоюза, с 2017 году наблюдается снижение потока туристов. Так, поток иностранных туристов снизился на 20%.
В результате сокращения туристического потока наблюдалось и сокращение заполняемости гостиниц, при этом в разных сегментах показатели снижения отличались. Наибольшее снижение средней заполняемости наблюдалось в гостиницах верхнего ценового диапазона. С одной стороны, количество иностранных туристов, традиционно останавливающихся в сетевых отелях привычных брендов, сократилось. С другой стороны, внутренние туристы ориентированы на более экономичные варианты.
Динамику петербургского рынка важно рассмотреть в контексте: большинство туристических городов Европы демонстрировали гораздо более высокие результаты. Так, если загрузка гостиниц Петербурга в среднем за первое полугодие 2018 года составляла 57%, то в Праге и Венеции – 68%, в Будапеште – 69%, в Эдинбурге – 85% и так далее. Но наблюдающийся тренд в любом случае позитивен, и остается надеяться, что интерес российских туристов к городу сохранится на таком же уровне и в дальнейшем [12, с. 9].
Доходность на номер люксовых гостиниц (Luxury) Петербурга выросла на 30% за 1-е полугодие 2018 года – до 7,5 тыс. руб., что стало следствием увеличения тарифов на 11% (до 14,5 тыс. руб.) и заполняемости на 19% (8,2 п.п.). Следовательно, цены люксовых гостиниц по-прежнему привлекательны для иностранных гостей, но в то же время слишком высоки для внутреннего спроса. В свою очередь загрузка на уровне 51% превышает показатель не только аналогичного периода прошлого года, но и 2012 года (на 13%, или 6,1 п.п.).
RevPAR в верхнем пределе верхнего сегмента (Upper Upscale) вырос на 19% (до 4,2 тыс. руб.). Заполняемость на уровне 60% свидетельствует о возможности отелей этой категории наращивать тарифы.
Если рассматривать верхний сегмент (Upscale), то необходимо отметить, что заполняемость гостиниц верхнего сегмента достигла рекордного значения – 66%, в то же время средний тариф остался на уровне прошлого года, что делает данные отели крайне привлекательными для зарубежных гостей.
В верхнем пределе среднего сегмента (Upper Midscale) показатель RevPAR вырос на 6% (до 2,6 тыс. руб.) в равной степени за счет роста тарифа и загрузки, что в целом можно назвать положительной динамикой.
В среднем сегменте (Midscale) не наблюдается увеличения спроса: гости, чувствительные к цене, не могут себе позволить приехать в Петербург, тогда как другие предпочитают останавливаться в отелях более высоких категорий [29].
В целом можно сделать вывод о том, что кризис оказал негативное влияние на гостиничный рынок Санкт-Петербурга, но в то же время есть и позитивные аспекты. Число иностранных туристов, безусловно, сократилось, в то же время, по новому курсу SPA-отеля Санкт-Петербурга, которые прежде западные туристы считали весьма дорогостоящими, очень выгодны по цене для иностранных гостей. Следовательно, есть возможности роста рынка гостиничных услуг. Кроме того, в свете закрытия Турции и Египта, ослабления рубля, объем внутреннего туризма вырос. С учетом резкого падения курса рубля к валютам многие российские туристы отказались от поездок за рубеж и предпочли отдых в России, причем в числе самых популярных направлений внутреннего туризма оказался Санкт-Петербург.
Петербург является одним из крупнейших деловых центров России. В северной столице ежедневно проходят различные выставки, семинары, тренинги, презентации и конференции. Петербург располагает множеством гостиниц, которые рады предложить площадки и богатый выбор услуг для организации бизнес-мероприятий. В отелях Петербурга, ориентированных на деловых гостей, имеются бизнес-центры с офисной техникой, комнаты для переговоров и конференц-залы, оснащенные современным аудиовизуальным оборудованием и Wi-Fi доступом в Интернет. Для участников бизнес-мероприятий нет ничего лучше, чем остановиться в гостинице с конференц-залом, ведь не надо тратить лишнее время и деньги на то, чтобы добраться до места проведения конференции или семинара.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)[от 26.01.1996 № 14- ФЗ, ред. от 02.02.2006 № 19- ФЗ] // Соб. законодательства. Рос. Федерации.-1996. -№ 5.- Ст.410; 2005.- №30 (1ч.).- Ст.3100.
2. Артамонов, В.С. Экономическая теория. Учебник для вузов/В.С. Артамонов, А.И. Попов, С.А. Иванов и др. . – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 445 с.
3. Баканов, М. И., Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа/ М. И. Баканов, А. Д. Шеремет– М.: Финансы и статистика, 2011. – 256 с.
4. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие/ Л.Е. Басовский– М.: ИНФРА-М, 2011. – 450 с.
5. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента : учеб. пособие / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2018. – С.54.
6. Бандурин, В.В. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики / В.В. Бандурин, В.Е. Ларицкий. – М. : Наука и экономика, 2012. – С.66.
7. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. М.: Издательско–торговая корпорация "Дашков и К", 2018. – С.25.
8. Бланк, И.А. Управление активами. – М. : ИНФРА – М, 2017. – С.66.
9. Ваген, Л. Гостиничный бизнес : учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 416-420 с.
10. Волков, Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. Учебное пособие. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011. – 384 с.
11. Волков, В.П. Экономика предприятия. Учеб. пособие /В.П. Волков, А.И. Ильин и др. – М.: Новое знание, 2018. – 210 с.
12. Войтоловский, Н. В. Комплексный экономический анализ предприятия: Краткий курс.1-е издание/ Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина –СПб.:Питер,2010. – 230 с.
13. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии. Учебник / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов– М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2011. – 450 с.
14. Иванов, В.В, Гостиничный менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 384 с.
15. Исмаев, Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 26с.
16. Кабушкин Н.И. Управление гостиницами и ресторанами. учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2018. – 409 с.
17. Кусков, А. С. Гостиничное дело.учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 248 с.
18. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник для проф. образования. - М.: «Академия», 2008. – 208 с.
19. Медлик, С. Гостиничный бизнес: учебное пособие для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 184 с.
20. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2011. – 57 с.
21. Попов В.М., Ляпунов С.И., Муртазаева С.Ю. Бизнес-планирова¬ние: Учебник — М.; Финансы и статистика, 2011. – 452 с.
22. Райли, М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебное пособие для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 99 с.
23. Сенин, В. С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 43-48 с.
24. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. Изд-во «Альфа-М: ИНФРА-М», М., 2011. – 300 с.