Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что сегодня происходит постепенное переосмысление творческого наследия великих поэтов прошлого. Одним из таких поэтов, чье творчество сегодня представляет интерес для культурологов, лингвистов и т.д.
Одним из аспектов восприятия творчества поэта стала оценка музыкальной составляющей стихотворений поэта. Здесь нужно отметить, что не каждое стихотворение может быть положено в качестве основы песни. Прежде всего, такое стихотворение должно иметь внутреннюю музыкальность.
Другими словам стихотворение должно обладать собственным ритмом, а так же при его произношении декламатор должен ощущать такой ритм и следовать ему. Существует мнение, что это особенности найденных поэтом рифм. Однако это объяснение выглядит несколько наивно.
Еще великие исследователи языка такие как Ю.М. Лотман или М.М. Бахтин отмечали, что главной основой стихотворения является ритм и рифма. Именно эти две составляющие обеспечивают рождение будущей музыкальности стихотворения или отсутствие такой музыкальности.
С другой стоны невозможно написать стихотворение, лишенное ритмики, поскольку это противоречило бы смыслу поэтической деятельности. В любом случае хоть какой-то ритм в стихотворении всегда можно найти
Однако в случае с музыкальностью одного ритма мало. Здесь важно, что бы каждая строка стихотворения буквально пелась в рамках найденного ритма и музыкальной мелодии. Такое сочетание как раз и можно назвать музыкальностью того или иного произведения. Чисто теоретически напеть можно любой текст не только стихотворный, но и обычную прозу.
Таким образом, можно заключить, что настоящая курсовая работа является актуальной и злободневной.
Цель работы – выявить особенности музыкальности поэтического языка А.А. Фета (на материале цикла «Мелодии»).
Объект исследования – поэтический язык А.А. Фета.
Предмет исследования – музыкальность поэтического языка А.А. Фета (на материале цикла «Мелодии»).
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности интерпретации термина «музыкальность поэзии».
3. Охарактеризовать творчество А.А. Фета.
4. Проанализировать цикл стихов «Мелодия» А.А. Фета.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования:
Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
Анализ и обработка опыта анализа стихотворений других поэтов.
Синтез полученных знаний и опыта.
Дедукционное исследование стихотворений А.А. Фета.
ГЛАВА 1. ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ
Сочетание поэзии с музыкой создаёт новое качество: музыкальную поэзию. Музыкально-поэтическое произведение приходит к его «потребителю» т.е. слушателю через его исполнение. Интерпретация произведения исполнителем влияет на качество «конечного продукта». Поэтому в создании-сотворении музыкально-поэтического произведения в общем случае участвуют четыре соавтора [1, с. 35]:
• Поэт.
• Композитор.
• Вокалист.
• Аккомпаниатор.
Иногда в реализации музыкальной поэзии, т.е. в доведении произведения до слушателя/зрителя, могут участвовать также аранжировщик и постановщик. Нередки случаи, когда два или более «соавторов» реализуются в одном лице. От таланта каждого из создателей музыкальной поэзии существенно зависит её восприятие произведения слушателем/зрителем.
Цитата из В.Г. Белинского: «Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение» [14, с. 27].
Несколько витиевато, но в принципе верно. Сочетание поэзии и музыки – эффективный путь движения поэзии навстречу людям.
Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.
Наши далекие предки не знали поэзии отдельно от музыки. Искусство на первобытной стадии развития представляло собой триединстве музыка — слово — танец. Через ритуальные танцы, боевые песне-пляски, игры в охоту и бои шло человечество к своей будущей музыкальной культуре.
Важно подчеркнуть, что синтез поэзии и музыки — процесс живой, изменчивый, что на этом длительном пути появлялись многочисленные формы взаимодействия этих двух искусств Друг с другом: синкретическое искусство античности, двуединство «поэт—композитор» в эпоху средневековья, сочинение вокальной музыки на тексты авторской поэзии в эпоху Возрождения. И параллельно развивающееся по своим законам сильное, мощное народно-песенное искусство [3, с. 31].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс изучения музыкальности стиха был длительным и насыщенным. По большому счету, даже современная наука не может с уверенностью заявить, что овладела данным вопросом полностью и до конца.
Можно с уверенностью заявить, что А. Фет в вопросе создания музыкальных стихов превзошел многих отечественных поэтов. Технология создания стихов, на основании законов гармонии освоенная им даже в современном мире вызывает восхищение.
С другой стороны нужно отметить, что и четкой классификации, как поэтов, так и их произведений с точки зрения музыкальности просто не существует. Условно говоря, существуют стихотворения, которые можно положить на музыку, а есть стихи, к которым подобрать аранжировку невозможно.
Так же нужно отметить, что внутренняя музыкальность стихотворения определяется не только рифмой, но так же и определенной ритмикой которую может создать поэт.
ГЛАВА 2. «ЗВУЧАЩАЯ» ЛИРИКА А.А. ФЕТА
2.1. Лексика
Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета - любовная и пейзажная.
В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники - апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии. Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно.
Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу [2, с. 37].
Философская лирика Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию.
Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1940-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960-е - так называемой теории чистого искусства.
Преобладающее настроение в его произведениях - упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Законы мелодики в жанрово-композиционной структуре лирического цикла «Мелодии» А.А.Фета. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Власова А.О., Богданова Е.А. Лирика Афанасия Фета. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Особенности поэзии и философская лирика Фета. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
4. Измайлова В.П. Лирика А. Фета. Общая характеристика. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Метафоры и эпитеты. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
6. Карнаухов Г.З. Музыка и поэзия. История изучения. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. История изучения музыки и поэзии. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Ритмика и фонетика лирики А. Фета – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9. Котов М.С., Егоров С.С. Музыкальность, ритмика и фонетика лирики А. Фета. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
10. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Анализ лирики Афанасия Фета. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
11. Суворов В.А. Поэзия и музыка. – Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
12. Терентьева О.В., Логинова В.С. Творческое наследие Афанасия Фета. Музыкальная составляющая творчества. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
13. Титова Н.С. Содружество поэзии и музыки. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
14. Федорова О.Д. Поэт А.А. Фет. Природа и романтика в его лирике. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.