Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проводимые на протяжении последней четверти века в России экономические реформы, обусловленные изменением общественного строя, вызвали кардинальные изменения во всех сферах социальной практики — экономике, политике, культуре, социальной сфере и т. д. Преобразование отечественной экономики на рыночных принципах существенно повлияло на формы, условия, принципы и другие параметры взаимоотношений между работодателями, наемными работниками и государством. В постперестроечной России стала заметной и приобрела остроту рассогласованность интересов основных субъектов хозяйственной жизни на всех ее уровнях. Социальная напряженность стала порой переходить в острые и затяжные социальные конфликты, распространившиеся и на сферу трудовых отношений. Их причинами стали снижение жизненного уровня значительной части населения, углубляющаяся социально-экономическая дифференциация общества, недостатки и просчеты в реализации политики занятости, расширение границ безработицы, сопровождаемое увеличением количества безработных, деформация основных институтов социализации, несовершенство правовой базы социально-трудовых отношений (СТО), фактическое разрушение институтов социальной защиты. Все это обусловливает актуальность разработки эффективных путей регулирования и управления социально-трудовыми отношениями в целях формирования благоприятных условий для эффективной производительной деятельности, обеспечения социальной защиты человека труда
Такой механизм был исторически выработан в России и других странах. Это социальное партнерство, которое «…представляет собой систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений». Социальное партнерство существует на самых разных уровнях — от федерального и регионального до конкретного предприятия или организации. Как показывает практика, оно является условием и механизмом достижения социальной и политической стабильности, позволяет эффективно реализовать социально-экономический потенциал общества. В то же время в действительности эффективность социального партнерства варьируется в широких пределах. Нередко спорные вопросы решаются не за столом переговоров, позволяющих достичь согласования различных интересов, а путем противостояния, забастовок, классовых конфликтов. Вместо согласия по спорным вопросам стороны предпринимают односторонние действия, идут на обострение конфронтации, что усугубляет социальную и политическую напряженность. Это обусловлено во многом тем обстоятельством, что российская модель социального партнерства окончательно не сформировалась, ее развитие происходит в условиях экономической нестабильности ряда регионов, когда и работодатели, и власть, руководствуясь узкоутилитарными, прагматичными установками, работают на «коротких горизонтах», оставляя «на потом» определение стратегических приоритетов и выявление перспективных ресурсов развития. В отечественной и зарубежной практике регулирования социально-трудовых отношений сложились различные модели социального партнерства — как базовые, так и их разновидности. Однако вопрос о том, какая из них более эффективна и заслуживает расширенного применения в российских условиях, пока остается без ответа. Это обусловлено прежде всего тем, что критерии и показатели эффективности социального партнерства до сих пор не выработаны. Чаще всего применяемая система количественных критериев (число договоров, количество охваченных коллективно-договорными отношениями и т. п.) не позволяет составить объективное представление о том, какая именно модель социального партнерства наиболее эффективна. Более объективным критерием выступает количество и частота коллективных трудовых споров в регионе (где формируются и функционируют те или иные модели партнерства) или в отрасли и на предприятии. Однако обобщение статистических данных показывает, что здесь, скорее, прослеживается обратная связь — чем большее число людей вовлечено в разные формы социального партнерства, тем чаще возникают споры, случаи напряжения и конфронтации, в том числе и переходящие в открытые формы противостояния. Одна из причин этого заключается в том, что социальное партнерство неотделимо от четкой правовой фиксации договоренностей в виде соглашений, в том числе и переходящие в открытые формы противостояния.
Экономические аспекты социально-трудовых отношений, в том числе проблемы оплаты труда, материального стимулирования, оптимизации затрат на содержание трудовых ресурсов и эффективности их использования исследовались такими учеными, как Абросимова Т.Ф., Адаир Д., Адамчук В.В., Ван дер Линден М., Герцберг Ф., Глаз В.Н., Горелов Н.А., Иванова С.Н., Ковалев В.И., Лазарева
Н.В., Магура М.И., Марцинкевич В.И., Матрусова Т.Н., Стивенсон Н., Уткин Э.А., Шаховская JT.C., Эггерт М., Эмерсон Г., Эренберг Р.Дж. и др.
Цель данной работы –раскрыть принципы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть социальное партнерство в современном законодательстве
Анализировать особенности социально-трудовых отношений в современной России.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
1.1Понятие «социальное партнерство»
Понятие «социальное партнерство» — это категория, отражающая, с одной стороны, отношения между представителями работников, работодателей и государства в сфере труда по вопросам его регулирования, с другой — систему, включающую ряд элементов, таких как участники, соответствующие органы, формы их деятельности, обязательства, функции и т. д., регулируемые действующим законодательством. Однако система социального партнерства во многих отношениях уникальна и существенно отличается от других социальных систем. Это обусловлено тем, что каждый элемент данной системы (субъект социального партнерства) имеет свои интересы, ценности, приоритеты, обладает мировоззрением и преследует собственные цели (порой достаточно эгоистические), которые никогда полностью не совпадают (а часто и противоречат) с целями других субъектов. [4;55]В связи с этим задача системы на практике состоит не столько в создании нового эффекта, возникающего от взаимодействия ее элементов (это качество системы именуется эмерджентностью), сколько в нивелировании разногласий между элементами системы, снижении конфликтности их отношений. Что касается более полного использования потенциала социального партнерства как системы, придания ей целевых ориентиров на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, то пока эти вопросы решаются в основном эпизодически. Из этого следует, что социальное партнерство является элементом общественных отношений, его особой подсистемой. Следовательно, процесс построения моделей социального партнерства выполняет функцию специфического социального проектирования. В деятельности подобного рода необходимо учитывать, как объективные, так и субъективные детерминанты, влияющие на данный процесс. Понятие социального проектирования, а также вопросы, связанные с его реализацией, исследовались на протяжении практически всего XIX века. Однако данный интерес носил эпизодический характер общефилософского толка и не был тесно связан с какой-либо дисциплиной тогда еще зарождающегося гуманитарного знания. Заметную роль в развитии общественных наук социальное проектирование приобретает лишь в XX веке, поначалу будучи производной от методов инженерного дела и отличаясь сильным тяготением в сторону математической методологии. В дальнейшем развитие принципов социального моделирования пошло по особому пути со свойственной ему методологией и концептуально-понятийным рядом. [10;47]
Исследование социального моделирования как дополнительного инструмента познания в гуманитарной сфере было проведено в работах М. П. Завьяловой, Б. А. Глинского, Е. М. Жукова, П. Саппса, В. А. Штоффа. Более конкретная познавательная функция данного явления была определена в трудах М. Вартофского, Ю. М. Плотинского, А. И. Уемова, Е. П. Никитина, Б. С. Дынина, Б. С. Грязнова, Я. Г. Неуймина, А. Д. Урсула, Э. П. Семенюка, В. С. Готта. Отдельные элементы данного феномена были проанализированы Г. Гегелем, И. Кантом и Ф. Шеллингом. Важным аспектом изучения социального проектирования является исследование общества как единого и структурированного механизма. [10;33]
Такой подход был характерен для Л. Берталанфи, Р. Мертона, Л. Витгенштейна, Р. И. Косолапова, В. В. Орлова, М. Уайта, И. Бергера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Гидденса, М. Фуко, Ю. Хабермаса, Т. Парсонса, А. Щюца, Б. Гоффмана, Р. Карнапа, П. Суппеса, Дж. Кемени, А. Тарского, А. Г. Максопетяна, Б. Скиннера, Н. Винера, А. Розенблюда и др. Социальное проектирование именно в разделе социального партнерства
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. - 337 с.
2. Байбаков, Н.И. Повышение научного управления трудом в условиях НТП: автореф. дис. д-ра экон. наук / Н.И. Байбаков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
3. Волгин H.A. Усиление социальной направленности экономики России: актуальные проблемы, вопросы теории и практики. -М: РАГС, 1998.
4. Волгин H.A., Карпухин Д.Н. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: РАГС, 1996.
5. Гайнуллина Ф.И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан. М.: Изд-во «Луч», 1998.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
7. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000.
8. Гриценко Н. Н. Проблемы становления социального государства: Регулирование социального развития России. -М.: Институт экономики РАН, 1997.
9. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования / Под. ред. H.A. Волгина. М.: РАГС, 1999.
10. Еловиков, Л.А. Управление трудом / Л.А. Еловиков. Омск, 1988.84 с.
11. енкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ), 2001. - 448 с.
12. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1991.
13. Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России308международный и национальный аспект): Монография. М.: Социальное страхование, 2004.
14. Зушина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. - М.: Экономика, 1996. - 264с.
15. Ивантер В.В. Прогнозы экономического роста в России. М.: ГУУ, 2004.
16. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда. - М.: Прогресс, 1998. - 620с.
17. Киселев И.Я. Трудовой договор: вопросы регулирования найма и увольнений. - М.: Просвящение, 1997. - 372с.
18. Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация // Служба кадров. 2002. № 3.
19. Миронов, П.М. Экономическая реформа и управление трудом / П.М. Миронов. Свердловск, 1990.146 с.
20. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник под ред. В.А. Гаги - 2008 - 340 с.
21. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен, 2003.736 с.