Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Баба Яга - это один из наиболее популярных, загадочных и самых мистических персонажей фольклора, в котором причудливо и своеобразно отложились многовековые культурные напластования. В сказках раскрывается неоднозначность и многосторонность характера этой героини.
Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. Одним из таких является Баба-Яга. Баба Яга - важнейший структурный и смыслообразующий элемент сказочного повествования.
Самый неординарный и яркий негативный герой русских народных сказок считается Баба-Яга. Во всех сказках её образ меняется кардинально, а в некоторых из них Баба-Яга превращается в гостеприимную хозяйку. Это хитрый и одновременно смешной персонаж загадочной старушки, от которой всегда можно ждать новых сюрпризов.
Исторические корни этого образа в общем виде выявлены. Исследователей, занимающихся вопросом генеологии образа Бабы Яги, можно разделить на две группы: 1) сторонники ее славянского (классического) происхождения; 2) сторонники неславянского (неклассического или заимствованного) происхождения Бабы Яги.
С точки зрения сторонников славянского происхождения образа (В. Балушок, Р. Бекер, Л. Виноградова, Е. Левкиевская, Т. Листова, М. Мирончиков, В. Пропп, Т. Топорков), немаловажным аспектом является принадлежность Бабы Яги сразу к двум мирам - миру мертвых и миру живых. Крупнейшим специалистом в области русского фольклора
В. Проппом было высказано предположение, что появление образа Бабы Яги связано с обрядом инициации, существовавшим в древности у многих народов. Сторонники неклассического происхождения (А. Захаров, С. Коневский, Д. Лаушкин, Н. Новиков, Н. Шапарова) утверждают, что это персонаж не исконно славянский, а заносной, или заимствованный, возникший как результат многовекового взаимодействия на общем фоне славянской и иных отдаленных территориально культур.
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Цель курсовой работы – рассмотреть образ Бабы Яги в русских сказочных традициях: происхождение и функции.
Задачи:
- исследовать генезис персонажа Баба яга.
- рассмотреть Бабу Ягу, как сказочный персонаж.
- проанализировать функции и значения Бабы Яги.
- определить трансформацию образа Бабы Яги в русских народных сказках.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере литературы.
Методы исследования - теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы образа Бабы – Яги в русских народных сказках
1.1. Генезис персонажа Баба яга
Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы. Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.
Из словаря О. Даля: «ЯГА - род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи <…> Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» [6].
Историк и писатель А. Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы[8, c 45].
После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей», и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.
-Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
-Почему «без окон, без дверей»? - ритуальной кукле не нужны окна.
-Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
-Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
-Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.
К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни[11, c 54].
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.
Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В. Н. Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен[15].
Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это, несомненно, утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы» [19, c 21].
Такое восприятие отражает глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного. И, тем не менее, Баба-яга – это архетип мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы. Матери помогающей и карающей.
По некоторым источникам, она считается покровительницей леса и зверей, доброй древнегреческой богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство (загробный мир).
Но есть и другая версия, что слово «яга» взяло свое начало от слова «йог», и сама Баба Яга родом из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее средство передвижения – ступа, напоминает индийские здания - ступы, которые являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.
Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках. Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг» [8, c 45].
Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и есть вероятность, что ее имя пришло от простого словосочетания - баба в яге (меховой шубке без рукавов).
Кроме того, есть поверье, что Баба Яга имела азиатские корни и соответственно носила азиатское имя. Доказательство этому - ее выражение: «Фу-фу, русским духом пахнет». Дело в том, что у каждой расы свой запах тела, и чаще всего люди могут на расстоянии чувствовать запах принадлежащий человеку из другой расы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Т.1. – СПб.: Terrafantastica, 2012. – 400 с.
2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки, заветные пословицы и поговорки; М.: Ладомир, 2007. - 736 c.
3. Баженова А. Баба-Яга / Баженова А// Свет: природа и человек – 2015- № 1 – с.64-67
4. Безлюдова М.М. Земные программы русских сказок. – М.: Гармония, 2015. – 232 с.
5. Бекрешева Л.А. Баба Яга – сакральный образ русских сказок // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. - № 9(11). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 28-33.
6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
7. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2015. –с. 45
9. Икон А. И., Новичкова О. З. Образ Бабы Яги в русских народных сказках // Юный ученый. - 2015. - №3. - С. 8-10.
10. Лопатина, А. А. Вечная мудрость сказок: уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. / А. А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита-Русь. 2015. - 102 c.
11. Лучшие народные сказки. - М.: Казка, 2017. - 545 c.
12. Малаховская А.Н. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе 19-20 вв./ Малаховская А.Н.// СПб: Алетейя, 2007.- 138с.
13. Мокиенко М. Ю. Как Бабы-Яги сказку спасали./ Мокиенко М. Ю.// М.: Самовар, 2009.- 94с.
14. Платонов, А.П. Сказки [Текст]/ А.П. Платонов. – Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2012. – 80 с.
15. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 2006.
16. Русские волшебные сказки. - М.: Махаон, 2013. - 802 c.
17. Русские народные сказки. - М.: Олма Медиа Групп, 2013. - 322 c.
18. Селиванов, Ф. М. Русский фольклор: учебно-методическое пособие для ГУ / Ф. М. Селиванов; НМК по заоч. и вечер. обучению МГУ. - Москва: Изд-во МГУ, 2015. - 86 с.
19. Сладков, Н.И. Лесные сказки [Текст]/ Н.И. Сладков М.: Мир искателя, 2015. – 64 с.
20. Соколова, Л. Л. За высшей мудростью - в народную сказку / Л.Л. Соколова // Литература. - 2012. - № 3. - С. 14-16.
21. Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. - 2015. - №2. - С. 17-19.