Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мифические представления о мире существовали в сознании людей многие сотни лет назад. Небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа управлялись богами и богинями и были населены мифическими существами. Всё живое и неживое было в единой цепи.
К числу наиболее популярных образов русской демонологии, представленной в отечественном искусстве, относится русалка. Очень многие писатели и поэты классического века русской литературы, в творчестве которых русалка заняла значительное или весьма скромное место.
В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке - речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии.
Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе - интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать.
Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты - это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».
Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду.
Объектом изучения являются образы русалок в народных поверьях XIX-XX.
Предмет исследования: произведения художественной литературы, в которых встречается образ русалки.
Цель курсовой работы – рассмотреть образ русалки в народных поверьях XIX-XX вв. и в мифологической прозе.
Задачи:
-проследить динамику образа русалки в славянском фольклоре .
- рассмотреть облик русалки XIX-XX вв.
-выявить мифологический образ русалки .
- проанализировать русалку в мифологической прозе.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере литературы.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Образ русалки в народных поверьях
1.1. Русалка в славянском фольклоре
Русалка - известный, хорошо сформированный в славянском фольклоре персонаж, о котором существует огромное количество текстов с разветвленной системой мифологических мотивов.
У восточных славян, как и у многих других народов, считалось, что покойники делятся на две категории: умершие «правильной» и «неправильной» смертью. Собственно, «правильно» умершие – те, кто умер естественной смертью, прожив отмеренный срок. Самоубийцы; убитые матерями младенцы; некрещеные; погибшие в результате несчастного случая; те, кого прокляли родители; колдуны (те, кто водил дружбу с нечистой силой) и т. п. – умерли «неправильно» [17].
Все, кто умер «неправильно», опасны для живых, они не могут быть погребены обычным способом и недостойны поминовения. Такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами.
Русалкой становится девушка, умершая «неправильной» смертью; некрещеный или родившийся мертвым ребенок; редко – мужчина, если умрет во время Русальной недели (после или до праздника Троицы). Но все же, как правило, это утонувшая обрученная девушка или утопившаяся из-за любви.
Среди ученых существуют разные мнения на счет происхождения слова «русалка», но более или менее популярное в данный момент гласит, что это слово берет начало в античном празднике роз – rosalia, который был посвящен душам умерших. При этом образ русалки сложился в жизни древних славян. Но славяне, в зависимости от региона проживания, называли это существо и другими словами: «шутовка», «чертовка», «водяниха», «лоскотуха» (от украинского «лоскотать» – «щекотать»), «мавка», «купалка», «казытка» (от белорусского «казычут» – «щекочут») [21].
По мнению этнографа А. Н. Афанасьева название «русалка» писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. Первое словопроизводство не объясняет окончание - алка. Второе не соответствует обычному представлению о русалках, у которых волосы не всегда русые, а большей частью зеленые [3, с.241].
Русалка выглядит так: никакого рыбьего хвоста, белая (цвет траура в Древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые (как осока) или русые волосы и цветочный венок на голове (так хоронили незамужних девушек). Рыбьего хвоста у них нет – это явление, характерное для западноевропейских легенд и относится к морским людям.
Живут русалки обыкновенно на дне водоемов, поэтому детей предостерегали не подходить, в том числе и к колодцам. Русалки обычно опасны для людей, хотя не всегда, как любая нечистая сила, способны оборачиваться животными и предметами, используемыми в человеческом быту. Убивает русалка человека, защекотав его до смерти, но может и кусать, и душить, и щипать.
Представления о деятельности русалок на суше радикально разнятся: то ли они вредят людскому хозяйству, то ли стерегут жито и помогают урожаю расти хорошо. Русалку, сидящую на дубе, Александр Сергеевич Пушкин придумал не сам. В народе говорили, что на Русальной неделе русалки селятся в лесах и особенно любят дубы и березы. Любовь русалок к растительности, особенно к деревьям, – дальний отголосок веры в то, что деревья связывают мир живых и мир потусторонний. Для молодого мужчины (русалки их особенно любят) верная погибель, если он присядет покачаться с такой русалкой на ветке или качелях. А кого убьет русалка – тот сам становится русалкой.
Спасение у попавшего к русалке одно – народные поверья гласят, что от нее можно откупиться: дать ей ткань или готовую одежду, чтобы она могла укрыться сама или укрыть своего ребенка. За такую добродетель русалка даже может наградить сверхъестественной способностью или дать волшебный предмет.
В 1993 году историк В.М. Маркович писал о том, что русалки – это души умерших некрещеных, которые выходят весной насладиться пробуждением природы [13, с.36].
Е. Е. Левкиевская писала о том, что один из самых неоднозначных образов славянской мифологии - русалка - был отрицательным. Считалось, что устрашающие лесные обитательницы способны заговорить и защекотать человека до смерти. [8, с.159].
Согласно легендам, русалка - это существо, схожее с человеком, имеющее рыбий хвост. По версии академического словаря «Славянские древности» русалка в славянской мифологии представляет собой злой дух, способный навредить человеку. Является существо в летний период. Особенно опасно, если человек в одиночку идет через поле, лесную чащу или находится вблизи водоема.
Некоторые из мифов утверждают, что лесные русалки могут превращаться в животных. Мифические существа отождествлялись с мертвыми людьми. Нередко термин применяли к утопленницам. По поверью, такие женщины навечно лишены права покидать болото, и вынуждены жить там с чертями и прочей нечистью.
Мифические создания, по описанию древних славян, имеют лик маленьких девочек с зелеными волосами, маленькими ручонками и выпученными глазами. Легенды Древней Руси сообщают, что мавка - жена Водяного, зовут ее Шутовка или Лоскотуха. Облик Шутовки описывают так: бледная, длиннорукая женщина, имеющая огромные груди и черные распущенные волосы до пояса. Красивые русалки появились намного позже благодаря развитию жанра фэнтези.
Перемещаясь из фольклора в литературу, она вызывает устойчивый интерес у писателей-романтиков первой трети XIX века; сохраняя свои константные мифологические характеристики, образ начинает функционировать по законам романтической поэтики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксаков К.С. Повести и рассказы. – СПб.: Блиц, 2010. – 412 с.
2. Берковский Н.Я. Народно-лирическая трагедия Пушкина («Русалка») // Русская литература, 2008. – №1. – С. 83–112.
3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: Художественная литература. – 2006. – 604 с.
4. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – М.: Азбука, 2011. – 320 с.
5. Жуковский В. А. Ундина. Серия «Литературные памятники». – М.: Наука, 2010. – 305 с.
6. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. - М.: Издательство «Индрик», 2015. - 432 с.
7. Исторический словарь галлицизмов русского языка / под ред. Н.И. Епишкина. – М.: ЭТС, 2016 – 876 с.
8. Левкиевская Е.Е. Мифы восточных славян. – М.: АСТ, 2017. –305 с.
9. Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. – Пермь: Кн. Изд-во, 1983. – 402 с.
10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – Л.: Аврора, 2012. – 287 с.
11. Ляцкий Е.А. Представления белоруса о нечистой силе // ЭО – 2010. – № 4. – С. 76-85.
12. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 384.
13. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия / РАН. Отд. литературы и языка. – 2003. – № 3. – С. 28.
14. Никифоровский Н.Я. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе // Виленский временник. – Вильна, 1907, Т 2. – С. 77–91.
15. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 2008. – 197 с.
16. Парацельс. О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах. / Перевод с латыни А. Шапошникова – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – (Антология мудрости). – С. 15-92.
17. Преображенский А.Г. Кумишное воскресение // Ярославские губ. вед., 1892. – № 51. – С. 69–105.
18. Пушкин А.С. Избранное. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
19. Русская литература XX века. 1890-1910 / Под ред. С.А. Венгерова – М.: Республика, 2014 – 543 с.
20. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., «Просвещение», 2005– 81 с.
21. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды – М., 2009. – Выпуск №4. – С. 59–79.
22. Сомов О.М. Избранные произведения. – М.: Советская Россия, 2014. – 257 с.
23. Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
24. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 191 с.
25. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. – Ярославль: Верх-Волж. кн. изд-во, 2011. – 304 с.
26. Хализев В.Е. Введение в литературоведение. – 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2013. - 432 с.