Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что принято считать, что юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии.
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым регулированием и правовым воздействием.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, осуществляющие правовое регулирование, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правового регулирования и правового воздействия.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть правовое регулирование;
• Изучить правовое воздействие;
• Проанализировать соотношение правового воздействия и правовой политики;
• Определить перспективы развития правового регулирования в современных условиях.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и характеристика правового регулирования и правового воздействия
1.1. Правовое регулирование
Правовое регулирование – это часть социального регулирования. Это система элементов, которая является сложной структурой.
В общей теории права обычно выделяются четыре составляющие отраслевого метода правового регулирования: правовое положение участников (субъектов) правоотношений; основания возникновения правоотношений (юридические факты (фактические составы)); содержание правоотношений; санкции. Последовательно рассмотрим каждую из названных составляющих.
С.С. Алексеев утверждал, что «каждой основной отрасли присущ свой особый метод правового регулирования, специфические черты которого концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования правоотношений, способа определения их содержания, в юридических санкциях», но трудно найти специфические характеристики гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, так как предложенные признаки либо встречаются во всех остальных отраслях права, либо вырваны из общего контекста правового регулирования.
Как же быть с иными отраслями права? Нужно было каким-то образом на основе этих условностей и допущений выстроить систему права по критериям предмета и метода. Казалось бы можно полагать, что имеются две отрасли права (либеральное и директивное), которые являются основными, а в иных отраслях встречаются вторичные, производные методы регулирования, которые формируются достаточно легко. А.В. Губарева утверждает, что «1) метод правового регулирования - не просто совокупность приемов воздействия (сумма этих приемов), а сочетание приемов воздействия, т.е. единая система, образованная согласованным объединением приемов воздействия; 2) метод правового регулирования предполагает использование не единичных инструментов, а комплекса юридических средств».
Вот только эти методы в иных отраслях права так никто и не нашел, да и средства оказались едиными для всех отраслей права (например, средства-инструменты, а именно юридические нормы, закрепляемые ими правовые институты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, поощрения, санкции, льготы, принципы и презумпции права, правовые режимы и механизмы и др., и средства правореализации, которые могут выражаться в форме средств-документов и средств-деяний).
Право как социальная технология характеризуется особой ролью государства в установлении и регулировании социальных технологий.
Социальная технология не может быть исключительно продуктом государственного принуждения, поскольку к социальным технологиям можно отнести не только и не столько право, а гораздо более широкий круг приемов управления социумом, которые не подчиняются государственному регулированию. Это, например, внутрисемейные, внутрикорпоративные отношения. Не все аспекты общественной жизни подлежат правовому регулированию. В случаях, не урегулированных нормами закона, социальные технологии будут осуществляться психологическими приемами.
Нормы современного права также связаны напрямую с нормами морали и нравственности. Отметим, что необходимый эффект от регулирования социальных отношений правовыми нормами может достигаться лишь при тесной связи этой нормы с моралью. В противном случае реализация правовой нормы крайне затруднена. Приведем пример из Трудового кодекса РФ, позволяющий работодателю уволить работника, выполняющего воспитательные функции, за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (Пункт 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Причем судить о том, являлся ли проступок аморальным или нет, первоначально будет работодатель. Право здесь это выражение господствующей в конкретном обществе и в конкретное время морали и нравственности, обеспечивающейся государственным принуждением.
Именно с этой точки зрения подход к праву через учение о социальных технологиях позволяет объединять взгляды на право как естественное и как позитивное.
Если рассматривать проблему эффективности права, то метод права как социальной технологии не сводится исключительно к методу правового регулирования.
Метод права как социальной технологии можно рассмотреть как механизм правового воздействия. Механизм правового воздействия подразумевает систему правовых средств, при помощи которых происходит урегулирование общественных отношений.
Правовое регулирование не следует смешивать с более широким по объему понятием - правовым воздействием на общественные отношения. Помимо сугубо юридических средств правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на поведение человека. Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования.
Главная цель права как социальной технологии - достичь наиболее эффективного регулирования общественных отношений. И механизм правового воздействия позволяет в системном подходе это сделать.
Использование единообразной терминологии для обозначения различных юридических феноменов - метода правового регулирования и онтологии правовых норм (метод, способ, средство, прием и т.д.), - к сожалению, влечет известную путаницу относительно функционала правового регулирования. Причем в общеметодологическом плане трактовать норму приходится именно через способы деятельности. В частности, «механизмы овладения и усвоения, применяемые индивидами, будут определять тот «субъективный способ», каким отдельные индивиды будут в дальнейшем осуществлять личную деятельность».
Теория правового регулирования всегда оперирует понятием правоотношения, поэтому ссылки на правоотношение недостаточно, требуются характеристики, подтверждающие, что правоотношение есть юридическая ответственность. Однако в юридической литературе они не называются. Показательно и отсутствие доводов, о каком, собственно, правоотношении идет речь, так как возникают два вида правоотношений - материальные и процессуальные, которые, в свою очередь, делятся на цепочки возникающих и развивающихся правоотношений.
Правовое регулирование не хаотично, в нем видны определенные элементы (части) и порядок системного взаимодействия между ними, который в теории права получил название «механизм правового регулирования». Понятие «механизм правового регулирования» было разработано советскими учеными-юристами и является одной из базисных категорий теории права.
С.С. Алексеев обращает внимание, что категория механизма правового регулирования, с одной стороны, объединяет правовые явления и показывает их целостность, а с другой стороны, демонстрирует право как работающую систему, решающую задачи правового регулирования, и «высвечивает» функции каждого элемента правовой системы.
Важно отметить, что механизм правового регулирования направлен на результативное воздействие, он показывает действие права в динамике путем стадийного развертывания норм позитивного права в сфере реальных, фактических общественных отношений. В правовой науке предлагаются даже соответствующие «динамические» определения механизма правового
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. С. 20.
7. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Основные направления реализации уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступности: сравнительный анализ федеральных и региональных начал // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. N 2. С. 46 - 62.
8. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности // Юридический мир. 2015. N 11. С. 19.
9. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 295.
10. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. С. 30.
11. Берг Л.Н. Теоретические основания классификации правового воздействия // Современное право. 2016. N 1. С. 13.
12. Воронов Г.Р. О структуре нормы права в концепции Л.С. Явича // Вопросы экономики и права. 2011. N 5. С. 58 - 62.
13. Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. М.: Альпина Паблишер, 2017. С. 24.
14. Губарева А.В. К вопросу о дискуссии о методе правового регулирования // Юрид. мир. 2014. N 1. С. 70.
15. Жильцова Ю.В., Новикова С.В. Эффективность воздействия права на трудовые отношения в свете теории о социальных технологиях // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 3. С. 17.
16. Ивардава Л.И. Изменение сферы и пределов правового регулирования в условиях цифровой экономики // Безопасность бизнеса. 2019. N 1. С. 41.
17. Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. М.: Юридическая литература, 1964. С. 12, 13.
18. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 375 - 376.
19. Кузьмина Е.М. Типы правового регулирования: современное измерение // Вестник Поволжского института управления. 2013. N 6(39). С. 44.
20. Малиновский А.А. Пределы субъективного права // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 92 - 93.
21. Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. N 6. С. 61 - 67.
22. Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. М.: Издательский дом «Городец», 2010. С. 64.
23. Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юридическая литература, 1991. С. 15.
24. Решетов Ю.С. Правовое регулирование и реализация права // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2015. N 3(29). С. 25.
25. Самохвалова А.Ю. Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации: монография / под ред. И.П. Кожокаря. М.: Проспект, 2018. С. 89.
26. Сергевнин В.А., Авдеев В.А., Авдеева О.А. Гармонизация уголовно-правовой политики России в сфере назначения и исполнения наказания // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. N 1. С. 78 - 93.
27. Сухонос В.В. Электронное правительство как антибюрократическая государственная технология: теоретико-правовая характеристика // Проблеми законностi. 2015. N 130. С. 38.
28. Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ // Государство и право. 2010. N 6. С. 101.
29. Фалькина Т.Ю. Формы реализации права и механизм их осуществления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 7.