Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что для социального демократического правового государства крайне важен вопрос его рационального взаимодействия с институтами гражданского общества, развитие которого невозможно без теоретической разработки и внедрения в практику стабильных основополагающих начал в качестве которых выступают принципы механизма государства.
С целью повышения эффективности деятельности государственного механизма возникает необходимость всестороннего анализа принципов его организации и функционирования.
Поэтому, организация и функционирование механизма государства являются одной из актуальных теоретических и практических проблем, исследуемых юридической наукой.
Одной из задач современной теоретической юридической науки является разработка целостной концепции принципов организации государственного механизма.
Целью данной работы является изучение механизма государства.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие механизма государства;
• проанализировать принципы механизма государства;
• рассмотреть должность Президента в механиме государства;
• исследовать органы законодательной власти4
• рассмотреть органы исполнительной власти;
• определить место судебных и правоохранительных органов;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и значение механизма государства
Механизм государства - это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.
В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.
В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.
В исследованиях выделяются основные характерные признаки механизма государства.
1. Создание и действие всех государственных органов, учреждений, должностных лиц, образующих механизм государства, на основе Конституции РФ, законов и других нормативных правовых актов.
2. Наличие первичных структурных частей (элементов) механизма государства, которыми являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие, а в выборных и иных учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и т.д. Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения.
3. Единство. Данный признак означает, что каждый орган государственного механизма является составной частью единого целого. Органы государства, будучи структурно и функционально самостоятельными, вместе с тем образуют единую систему. Эта система является как бы опорной конструкцией, мощным каркасом государственного механизма.
Механизм государства - это не простая совокупность органов, а именно сложная система органов взаимосвязанных и взаимодействующих. Например, парламент и правительство имеют различные полномочия, осуществляют соответственно законодательную и исполнительную власть, но при этом, являясь частями одного механизма государства, взаимодействуют друг с другом.
4. Наличие системообразующих связей. Механизм государства, немыслим без системных связей. Механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.
Системообразующие связи в государственном механизме имеют важное значение и подразделяются на вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.
Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами.
Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач, например координация действий правоохранительных органов для осуществления контртеррористических действий.
Контрольные (контрольно-корректирующие) связи - это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.
5. Иерархичность. Данный признак подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов.
Механизм государства - это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений и должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
6. Осуществление государственной власти, выполнение функций государства посредством механизма государства. Механизм государства как раз и создается для выполнения функций государства, которым принадлежит определяющая роль.
Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы. Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.
1.2. Принципы механизма государства
Механизм государства призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным и государство станет слабеть.
Общие принципы можно разделить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные на уровне основного закона государства, ко второй - принципы, закрепленные в законодательстве.
Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, разделение властей, законность. Эти принципы профессор А.С. Пиголкин называет классическими, на которых в демократических государствах основывается система построения государственных органов.
Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в ред. федер. закона от 06.02.2019 3 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. - № 40. Ст. 3822; сз – 2019. - № 6. - Ст. 461
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 6. Ст. 866.
Научная и учебная литература
4. Анненкова В.Г. Конституционно-правовые вопросы реализации политики государственного единства в Российской Федерации // Конституционное развитие России. Саратов: СГЮА. - 2013. - Вып. 13. – 169 с.
5. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород. - 2011. – 23 с.
6. Богданова Н.А., Шустров Д.Г. Хрестоматия по конституционному праву. СПб.: Алеф-Пресс. - 2014. – 982 с.
7. Доленко Д.Д. Правовые основы деятельности политических партий в РФ и ФРГ: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. - 2011. – 21 с.
8. Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов. - 2013. – 26 с.
9. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России. М.: Норма. - 2015.- 416 с.
10. Кабышев В.Т. С конституцией по жизни. М.: Формула права. - 2013.- 320 с.
11. Куликова Ю.А. Проблемы правового регулирования сроков пребывания в должности президентов Российской Федерации и государств - членов Содружества Независимых Государств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. - 2014. – 28 с.
12. Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А. Территория в публичном праве. М.: Норма. - 2013. – 320 с.
13. Нудненко Л.А. Демократия в России и Италии: теория и практика // Конституционное и муниципальное право.- 2012. - № 7. - С. 75-77.
14. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. М.: Институт права и публичной политики. - 2013. – 359 с.
15. Оспанов Т.А. Политическая конкуренция в России: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2015. – 265 с.
16. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М: Инфра-М. - 2013. – 559 с.
17. Теория государства и права / Под ред. А. Пиголкина, Ю. Дмитриева. М.: Юрайт. - 2013. – 613с.
18. Троицкая А.А. Воинствующая демократия и запрет политических партий: практика впереди теории? // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 9. - С. 54 - 62.
19. Чаплыгина А.Ю. Проявления политической коррупции в России в условиях трансформации политического режима и кризиса 90-х годов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013.- № 1. - С. 37.
20. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Проспект. - 2013. – 656 с.