Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Как показывает практика, для многих школьников история становится одним из нелюбимых предметов. Зачастую причиной становится сложность предмета, непонимание его основ, а также неспособность школьников видеть практическое применение получаемым знаниям, неумение найти связь с другими предметами и явлениями повседневной жизни. Поэтому важно заинтересовать школьников, привить им понимание предмета, показать теоретическую и практическую значимость, раскрыть универсальность и междисциплинарность связей. Именно по этой причине сегодня весьма актуальным направлением является преподавание истории и других общественно значимых предметов как единого цикла наук и раскрытие междисциплинарных связей не только между собой, но и с другими науками [2].
Междисциплинарные связи важны в связи с тем, что задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения истории существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности, анализа информации. Сегодня существует тесная взаимосвязь между историей и обществознанием, правовыми и экономическими дисциплинами.
Междисциплинарные связи применяются с целью формирования у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности [3].
Первоначальные фундаментальные знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении таких знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения.
Сегодня одной из основных задач общества является воспитание всесторонне развитых учеников, владеющих всеми необходимыми компетенциями, набором знаний. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и развитие универсальных учебных действий (УУД). УУД рассматриваются рядом исследователей как действия, направленные на общее развитие человека, развития его умения и желания учиться, мыслить. При помощи УУД ученики приобретают способность к критическому мышлению, их кругозор значительно расширяется, они могут учиться и находить интересующую информацию самостоятельно, без помощи учителя и любой другой посторонней помощи. Особое внимание уделяется такой компетенции как умение учиться [1].
Одним из эффективнейших средств воспитания, развития УУД, расширения кругозора, является создание междисциплинарных связей, которые наиболее тесно прослеживаются между такими предметами, как история и обществознание.
При рассмотрении междиациплинарных связей с точки зрения педагогического процесса, стоит отметить, что большинство педагогов широко применяет их в процессе преподавания, стремясь максимально показать тесные взаимосвязи изучаемого предмета с другими явлениями и областями знаний.
Междисциплинарные связи рассматриваются в качестве дидактического средства обучения, которое позволяет существенно расширить мышление школьников, стереть границы и рамки восприятия. Такие связи являются все более востребованными в современном обществе. Они позволяют существенно повысить не только уровень восприятия чащихся, но и уровень научности самого педагога. Кроме предметных и метапредметных знаний, такие связи существенно расширяют кругозор ребенка, дают возможность мыслить широкими категориями, являются средствами формирования УУД учащихся [4].
УУД рассматриваются рядом исследователей как действия, направленные на общее развитие человека, развития его умения и желания учиться, мыслить. При помощи междисциплинарных связей ученики приобретают способность к критическому мышлению, их кругозор значительно расширяется, они могут учиться и находить интересующую информацию самостоятельно, без помощи учителя и любой другой посторонней помощи, применять полученные знания в повседневной жизни.
Именно междисциплинарные связи уже давно рассматриваются как неотъемлемая часть обучения в школе, и являются залогом дальнейшего успешного послешкольного образования. Они являются средством саморазвития и самоопределения личности, средством ее совершенствования в различных направлениях, открывают возможности для постоянного расширения своих знаний и навыков, а также позволяют осваивать смежные дисциплины [1].
В настоящее время подходы к обучению существенно изменились, изменились и средства, применяемые для развития ребенка и достижения поставленных учебных задач. Переход от традиционной системы к личностно-ориентированной предусматривает существенные изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании учебного материала, методического обеспечения. Важно правильно определить форму обучения для осуществления междисциплинарных связей, выделить связи истории с другими учебными предметами (общественно значимыми и гуманитарными), максимально показать их учащимся, натолкнуть на то, чтобы учащиеся осознали и прочувствовали важность этих связей [3].
Раскрытие междисциплинарных связей между различными дисциплинами в системе образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, адаптирующего ребенка к действительности [10].
Основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах. Главными становятся способность к самообразованию, социальная активность, умение отстаивать свои взгляды, правовая культура и т.д., т. е формирование общих компетенций как способности успешно действовать на основе практического опыта и умений, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Таким образом, междисциплинарность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда учебных предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Наиболее тесные связи обнаруживаются именно между историей и обществознанием, поскольку эти дисциплины находятся в тесной взаимосвязи и формируют единую систему общественно значимых знаний. Кроме того, обе дисциплины относятся к циклу гуманитарных дисциплин, имеют сходные истоки, методы исследования. Обе науки являются одними из старейших наук, которые издавна являются ведущим средством образования, развития населения и совершенствования. Они являются средствами развития не только отдельной личности, но и общества в целом [6].
Первоначальные исторические и общественные знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении этих знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися гуманитарных знаний развивает мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [7].
Проблематика исследования. Взаимосвязь истории и обществознания сегодня очевидна. Злободневность этой связи обусловлена той ролью, которую играет образование в истории любого общества и государства. Сегодня стало очевидным, что именно гуманитарное образование, в первую очередь, формирует личность школьника, готовит его к жизни в меняющемся мире, в грядущем информационном обществе, учит современным формам общения, развивает способность ориентироваться во все увеличивающемся потоке информации и принимать эффективные решения.
Важное место в системе гуманитарных наук принадлежит истории и обществознанию, поскольку они формируют не только мировоззренческие установки, гражданскую позицию личности, но и вооружают объемом знаний, необходимым для современного, образованного, социально адаптированного человека. Историография истории становления историко-обществоведческого образования является областью исследований, лежащей на стыке общеисторической и историко-педагогической проблематики. Это в значительной степени обусловливает ее специфику и особенности периодизации, которая органически связанна как с общей периодизацией советской истории, так и с этапами развития советской школы [20].
Обоснование выбора источников. В качестве источников нами были выбраны труды Бешенкова С.А. [1], который исследовал содержание обучения истории в школе, монография Боголюбова Л.Н. [2], Городецкой Н.И. [2], Котова О.А. [2], которые занимались изучением содержания социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности его становления.
Определенный интерес для нашего исследования представляют работы Ковалева В.И. [8], который изучал мотивационную сферу личности как проявление совокупности общественных отношений. Основы организации учебно-познавательной работы школьников, методы интеграции различных предметов, рассматривал Кожевников В.В. [9]. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание» исследовали Коростелева А.А. [11], Кузин Д.В. [12]. Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе рассматривались в работах таких авторов как Е. Е. Вяземский [16], Ю. В. Романов [16], Ю. И. Синельников [16]. Альтернативный подход к преподаванию отечественной истории представил Розов Н.С [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. с. 121-139.
2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983. с. 115-127.
3. Корсунская В.М. Пути повышения качества знаний учащихся на уроках основ дарвинизма. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1955. с. 134-148.
4. Сорокин Н. А. Дидактика. - М., Про¬свещение, 1974. с. 97-115.
5. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, в редакции от 29.декабря 2012 г.
6. Профессиональная педагогика [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С. Я. Батышев [и др.] ; науч. ред. С. Я. Батышева ; Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. – М. : АПО, 2013.
7. Петухов, М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам [Текст]: учебное пособие / М. А. Петухов; под науч. ред. А. П. Беляевой. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 198 с.
8. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / В. А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2007. В помощь руководителю колледжа - М.:УМЦ ПО ДОМ: Форум, 2015г. – 400 с.
9. Глазунова Л.Б., Есенков Ю.В. «Письменное инструктирование учащихся профессиональных образовательных учреждений»: методические рекомендации. – УИПУПРО, 2016 – 40 с.
10. Организация внутришкольного контроля в условиях введения федерального государственного стандарта начального общего образования: методические рекомендации. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 36 с.
11. Введение ФГОС СОО: проблемы и перспективы (из опыта работы гимназии). - Самара: Самарское управление министерства образования и науки Самарской области, Департамент образования Администрации г.о. Самара, Центр развития образования г.о. Самары, МБОУ гимназия № 11 г.о. Самара – Самара, АНО «Издательство СНЦ РАН», 2013. – 180 стр.
12. Маслак Е.Н. Личностно ориентированный урок: из практики работы учи-теля биологии / Е.Н. Маслак. – М. Чистые пруды, 2012. – 32 с.
13. Коротько Г. Ф. / Желудочное пищеварение.: Краснодар, 2007. — 256 с.
14. Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. Пищевая химия. Под ред. Нечаева Издание 3-е – СПб.: ГИОРД, 2004.– 640с.
15. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека : Учеб. пособие для студ сред пед. Учеб. Заведений. –М.:Издательский центр " Академия",1997.- 448с.
16. Фирсова С.С.,Кузина И.С. Нормальная физиология. Конспект лекций. 2007
17. Хомченко Г.Л. Химия для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. М., Высшая школа,1993 г.
18. Шустанова Т.А. Репетитор по биологии. Для поступающих в медицинские учебные заведения. Изд-во «Феникс» Ростов- на –Дону, 2012, 53.
19. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
20. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
21. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
22. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
23. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
24. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
25. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002.