Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С особой актуальностью встает вопрос о близости СМИ, журналистики к аудитории, потому что сегодня аудитория в целом многие вещи в своей жизни выстраивает, исходя из повестки дня, предлагаемой и формулируемой СМИ.
Переход отечественной журналистики на рыночную основу, который начался в начале 90-х г. г. прошлого века, обернулся небывалым обострением противоречий между должным и сущим, что привело к особой актуализации вопросов профессиональной журналистской морали. Как отмечают многие исследователи, никогда еще разница между зафиксированными профессио-нальной этикой традиционными представлениями о роли журналиста, о нравственных нормах его творчества, его профессиональном долге, ответственности и тем, что происходит в журна-листской практике на самом деле, не была столь разительна. Особенно остро встает сегодня проблема нравственной ответственности журналиста.
Под ответственностью мы понимаем особое социальное и духовное отношение индивида к об-ществу, к другим и к самому себе, которое отражает меру способности и возможности человека выступать в качестве субъекта своих действий, сознательно, намеренно и добровольно выпол-нять определенные требования и нормы, осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный выбор и нести ответ за свои поступки и деяния.
Именно поэтому тема мировоззренческих проблем развития журналистики в современной Рос-сии является актуальной и своевременной.
Целью данной работы является рассмотрение журналистики как гражданского института обще-ства.
Объектом изучения в данной работе является журналистика.
Предметом изучения в данной работе является гражданский институт общества.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- изучить происхождение журналистики;
- описать главные черты ранней журналистики;
- изучить связь журналистики и общества: уровни анализа и теоретические подходы;
- описать главные проблемы социальной теории журналистики ;
- изучить прессу как институт общества .
Методами, применяющиеся в данной работе являются – сравнительный, метод синтеза различ-ных составляющих в единое целое, аналогия - определение и формирование одинаковых свойств предмета, дедукция – изучение индивидуальных признаков объекта и получение обще-го вывода о его свойствах, обобщение – формирование вывода об общих свойствах предмета.
Глава 1. Происхождение журналистики
1.1 Главные черты ранней журналистики
Журналистика есть создание и публикация сообщений о современных событиях, лицах или об-стоятельствах общественной значимости или интереса, основанных на информации, полученной из надежных источников.
Способы сообщения тоже могут быть разными, включая графические, звуковые и визуальные средства. Заявление, речь, призыв и т. п., исходящие от общественного деятеля, считаются, со-гласно данному определению, событием. В отчетах может присутствовать и вторичный элемент, сообщающий об альтернативных взглядах на события со стороны свидетелей, участников или заинтересованных сторон. Наконец, там могут быть комментарии или мнения, добавленные журналистом от своего имени или как точка зрения новостной организации (т. е. ее владельцев или редакторов). Описанная версия журналистики явно подразумевает, что эта журналистика является авторской, а не просто представляет собой собрание фактов.
Журналистика, подпадающая под такое определение, практикуется в больших новостных ме-диа, где есть опытный или обученный штат, следующий установленным и прозрачным правилам работы. Главный продукт журналистики (сообщения, основанные на фактах) обычно называют «новостями», которые стали основным жанром массовой коммуникации.
Большинство новостей отличаются характерной формой и стилем. Главные особенности новости заключаются в ее своевременности и злободневности, соотнесенности с проблемами общества и интересами потенциальной аудитории, в центральном положении «фактов», что подразуме-вает обеспечение общества точной и надежной информацией о реальности. В этом же ряду находится и ожидание, что новость подается нейтрально и объективно и не содержит оценоч-ных суждений и личных мнений. Вдобавок к этому считается, что объективный репортаж не за-висит от интересов источников и других заинтересованных сторон. Кроме этих основных осо-бенностей у новости есть и другие, менее очевидные черты. Одна из них состоит в том, что от-ражаемая «реальность» обычно приравнивается к неискаженному зеркальному отображению того, что на самом деле происходит в окружающем обществе.
Однако отбор того, что требует внимания, не отражает всей реальности, которая содержит и то, что «недостойно освещения». Поэтому при отборе новостей приходится руководствоваться «но-востными ценностями», т. е., по сути, представлениями о том, что будет интересно аудитории, и некими предположениями о смысле и значимости событий. И, наконец, очевидно, что новости - нечто большее, чем информация в виде фактов, и что они являют собой ряд «историй» со свои-ми сюжетами, персонажами, героями и злодеями, счастливым или трагическим концом и т. д.
Журналистика имеет отношение к видам и результатам деятельности профессионалов, занятых сбором, анализом и публикацией «новостей». В свою очередь, новости можно определить как сообщения, основанные на фактах, и объяснения текущих или недавних событий, представляю-щих интерес для определенной аудитории, которая обычно характеризуется своим географиче-ским положением (город, регион, страна и т. д.). Не следует, однако, отождествлять журнали-стику только с «новостями», поскольку есть все основания включать в сферу журналистики и дру-гие виды «сообщений» о жизни общества. Каждое из основных понятий в нашем определении, конечно, нуждается в дальнейшем пояснении, но на данной стадии сочтем, что уже сказанного достаточно.
Журналистика в указанном смысле тесно связана с изобретением печатного станка и конкретно с газетой, которая впервые появилась в начале семнадцатого века. Ее возникновение отчетливо связано с тем, что впоследствии стали называть «современным» (от англ. слова «modern» - со-временный, модернизированный) обществом, с развитием городов и международной торговли, атакже с политическими изменениями. По сравнению с более ранними формами организации общества оно было более свободным и индивидуалистическим, более светским и основанным на материальном прогрессе, на торговле и на применении научных и технических достижений. Социальная организация такого общества была более свободной, отличалась высокой степенью разделения труда при наличии взаимозависимости их частей.
Предтечи печатной журналистики разнообразны и включают письменные сообщения о событи-ях (иногда отдаленных по времени), хроники династических, церковных и национальных собы-тий, вахтенные журналы и отчеты, частные письма и записи путешественников, дипломатиче-ские депеши и, предположительно, донесения от шпионов и доверенных лиц.
Прототипом газет были печатные или написанные от руки информационные сообщения в форме письма, извещавшие о значимых событиях и обстоятельствах, имеющих отношение к торговле, коммерции и политике. Эти письма распространялись сначала по почтовым и торговым путям Европы, а потом и по другим частям света. Их можно было читать вслух, передавать из рук в руки или копировать, и нередко они предназначались для более широкого публичного распростра-нения. Частные письма, публичные объявления и сообщения, передававшиеся из уст в уста, со-ставлялись в сборники, печатались и продавались в качестве развлечения и полезной информа-ции.
Однажды появившись, журналистика оказалась незаменимой для коммерсантов, привлекатель-ной для читателей и выгодной как малый бизнес для печатников. Она также привлекла внима-ние властей, управлявших городами, регионами и странами, которые увидели в ней как полез-ное средство контроля и влияния, так и потенциальный источник информации. Государственные и городские власти в Европе иногда выпускали свои собственные официальные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волохонский В.Л., Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. / Под ред. Во-лохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 198 с.
2. Горошко Е.И., Теоретический анализ интернет-жанров / Жанры речи. Саратов: Изд. Центр. Наука. 2017. Вып.5. Жанр и культура. С. 370-389.
3. Данченок Л.А., Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: Учебное пособие /Под ред. Л.А. Данченок. - СПБ, Питер, 2014, - 288 с.
4. Лукина М.М., Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. - М., 2012. – 177 с.
5. Лукина М.М., СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева - М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. - 124 с.
6. Макеенко М.И., Ежедневная печать: Американский опыт конца ХХ столетия. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2013. - 150 с.
7. Марченков А., Гражданская журналистика: понятие, направления, субъекты / 60 параллель. №3(42). - 2014. - 46 с.
8. Пескова О. Ю., Инструменты PR 2.0 в бизнесе и политике /Власть и бизнес: коммуникационные ресурсы. Сб. научн. Ст. Серия «Коммуникативные исследования». Выпуск 5. - М.: НИУ ВШЭ. - 2015. С. 228-259.
9. Халамбаджа И., Фантастический самиздат, журнал «Если», №9, - 1998. С. 36-39.
10. Хлебникова Н., Гражданская журналистика: к истории становления термина/журнал «Медиа-скоп», выпуск №3. - 2011. - 43 с.
11. About CGNet Swara. [электронный ресурс]. - URL: http://cgnetswara.org/about.html (дата об-ращения 11.06.2019).
12. Collaborative Citizen Journalism // SearchSOA.com [электронный ресурс]. - URL: http://searchsoa.techtarget.com/definition/collaborative-citizen-journalism (дата обращения 11.06.2019).
13. Martin B. The Power of Open Participatory Media and Why Mass Media
masternewmedia.org. [электронный ресурс]. - URL: masternewmedia.org. (дата обращения 11.06.2019).
14. Бартелдс Владимир История, теоретическое обоснование и примеры гражданской журнали-стики. Гронинген, Нидерланды, Октябрь 2008. [Элекронный ресурс].- URL: http://megalektsii.ru/s46095t1.html (дата обращения 11.06.2019).
15. Гражданская журналистика, Журнал ВАК [Электронный ресурс] - URL: http://repetitora.com/grazhdanskaya-zhurnalistika (дата обращения 11.06.2019).
16. Ермакова Ирина, Самиздат, Энциклопедия кругосвет [Электронный ресурс]. -http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/samizdat.html?page=0,1 (дата об-ращения 11.06.2019).
17. Ридус - материал из Википедия [электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B4%D1%83%D1%8 (дата обращения 11.06.2019).
18. Сурганова Елизавета - Всем прижали хвост, [электронный ресурс]. - Lenta.ru, URL: https://lenta.ru/articles/2014/01/21/huffpo/ (дата обращения 11.06.2019).
19. Торгашев Алексей - Боже мой новости! - №16-17 (294-295), 24 апреля 2013, - Русский Репортер [электронный ресурс]. -URL: http://rusrep.ru/article/2013/04/24/news (дата обращения 11.06.2019).
20. Торгашев Алексей, г. Москва статья «Каждый гражданин - репортёр», [электронный ресурс]. - URL: http://yspu.org/images/Торгашев_А.Ф._Каждый гражданин - репортёр.pdf (дата обращения 11.06.2019).