Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящие в современном обществе трансформации оказывают значительное влияние на динамику социальных процессов, приводят к появлению новых способов трансляции и получения социокультурного опыта, социализации в целом. Все больше исследователей обращаются к оценке роли глобальных процессов информатизации в формировании и развитии личности. Выделяются позитивные и негативные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на личность. Особенно актуальными на современном этапе развития общества представляются изменения, происходящие в сфере ценностных ориентаций и специфике взаимодействия людей, поскольку именно они определяют скорость и направленность социальных изменений.
Степень научной разработанности темы. Исследования ценностей и ценностных ориентаций опирается на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных ученых. Она имеет междисциплинарный характер, формировалась представителями различных наук, в том числе философии, социологии и психологии. Философские аспекты поколений рассматривались в трудах Л.П. Буевой, Г. Г. Дилигенского, В. К. Кантора, Д. В. Лезгиной, Е. В. Плотниковой, Л.А. Шевырноговой.
Социологические проблемы взаимоотношения поколений рассмотрены Ю. Левадой, В. Т Лисовским, В. В. Семеновой, Т. Шаниным. Психологические аспекты поколений поднимали в своих трудах Ю.Л. Василевский, Э.Э. Кибизова, Е.М. Рахковская.
В Западной научной литературе проблема взаимоотношений поколений представлена в философских трудах И. Гердера, Д. Дидро В. Дильтея, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, в исторических трудах Дж. Вико, в трудах по социологии К. Маркса, в психологических работах З. Фрейда, К. Юнга.
Разносторонний социологический анализ ценностных ориентаций дан в трудах М. Вебера, Ф. Знанецкого, Дж. Дьюи, Т. Парсонса, Н. Смелзера. Ими разработаны принципы выделения ценностей различных видов деятельности человека, раскрыты факторы, влияющие на их изменение.
Среди отечественных социологов ценности и ценностные ориентации различных социальных групп изучались Е.С. Баразговой, Ю.Р. Вишневским, А.О. Бороноевым, А.Б. Гофманом, Г.Е. Зборовским, А.Г. Здравомысловым, Н.И. Лапиным, B.C. Магуном, A.B. Меренковым, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Л.Я. Рубиной, Л.JI. Рыбцовой, П.А. Сорокиным, В.И. Тарасенко, Н.И. Шаталовой, В.А. Ядовым и др.
Ценностные ориентации разных поколенческих общностей изучались В. Дильтеем, К. Мангеймом, Б.С. Павловым, Т. Парсонсом, М. Ферлонгом, Г.Л. Смирновым, Н.В. Шахматовой. В российской социологии больше внимания уделяется исследованиям ориентаций молодежи Ю.Р. Вишневским, В.Т. Лисовским, Л.Я. Рубиной, Б. Ручкиным, М.Х. Титмой, В.Н. Шубкиным, O.A. Шубиной, а работ, посвященных старшему поколению, явно недостаточно.
Объект курсовой работы – ценностные ориентации как социальное явление.
Предмет курсовой работы − особенности ценностных ориентаций молодого и старшего поколения
Цель курсовой работы – исследовать особенности ценностных ориентаций различных поколенческих групп.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "ценностные ориентации".
2. Изучить концепции ценностных ориентаций различных поколенческих групп.
3. Выделить основные тенденции и факторы формирования ценностных ориентаций молодого и старшего поколений в современном российском обществе.
4. Выявить методические основы исследования особенностей ценностных ориентаций студентов МАГУ и их родителей.
Методологической основой исследования являются теоретические и практические подходы к исследованию проблемы изучения ценностных ориентаций молодежи.
Теоретической базой проведённого исследования стали книги, научные публикации, а также результаты проведенных социологических исследований по заданной тематике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи исследования, изложены теоретические основы исследования и структура курсовой работы.
Первая глава «Теоретические основы ценностных ориентаций молодого и старшего поколения» посвящена рассмотрению понятия ценностных ориентаций, определению места ценностных ориентаций в социологии, анализу концепций ценностных ориентаций.
В первом параграфе первой главы «Ценностные ориентации как объект социологического анализа» рассматриваются ключевые понятия исследования - «ценность» и «ценностные ориентации», приводятся различные точки зрения на определение содержания этих понятий, вводится методологическое разграничение между ними. Определяется место ценностных ориентаций в структуре социологического знания.
Во втором параграфе первой главы «Концепции ценностных ориентаций различных поколенческих групп», даётся характеристика факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций. Говорится о современных проблемах общества, вызывающих изменения в структуре ценностей.
Во второй главе «Исследования особенностей ценностных ориентаций молодого и старшего поколения Мурманской области» идет повествование о факторах влияющих на изменение ценностных ориентаций при переходе из поколения в поколение и проводится анализданных, полученных из разных социологических исследований.
Первый параграф второй главы «Основные тенденции и факторы формирования ценностных ориентаций молодого и старшего поколений в современном российском обществе» посвящён характеристике ценностных ориентаций, а также особенностям изменения структуры ценностей в разных поколенческих группах, при переходе из одного поколения в другое.
Во втором параграфе второй главы «Методические основы исследования особенностей ценностных ориентаций студентов МАГУ и их родителей» представлена программа социологического исследования с целью выявить ценностные ориентации младшего и старшего поколения на примере студентов МАГУ и их родителей.
В заключении работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, а также намечаются перспективы дальнейшего эмпирического исследования проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДОГО И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1 Ценностные ориентации как объект социологического анализа
Тема формирования ценностных ориентаций в разные времена волновала многих ученых. Сократ был первым, кто выделил моральные ценности, собственно говоря, как предмет этики. В Античности складываются первые теоретико-ценностные концепции: тема «ценностей» интересовала Аристотеля , Диогена Лаэртского, Платона. Для второй половины XIX века характерно проникновение аксиологии во все социогуманитарные науки при помощи M.Хайдеггера, С.Бугле. В социологии понятие «ценность» в еще неотрефлектированном виде и аксиопроблематика появляются уже у ее классиков: О.Конта, К.Маркса, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и М.Вебера .
По мнению М.Вебера, ценности составляют основу культуры, при этом являются мотиватором для человека, изменения его поведения и совершаемых социальных действий.
С точки зрения У.Томаса и Ф.Знанецкого, ценности представляют собой некие предметы, которые являются выражением переживаний людей, составляющих социальную группа, объединенную по определенным основаниям. Под такое определение подходит книги, миф, научные теории, все то, что обладает эмпирическим содержанием .
По мнению Ф.Знанецкого, ценности являются реальными предметами, обладают при этом обладают субъектным содержанием . Т.е. ценности выражаются через элементы действий членов социальных групп.
С точки зрения У.Колба, впервые понятие ценность приобрело иное значение в научных трудах У.Томаса и Ф.Знанецкого .
Важное значение имела точка зрения Р.Перри, согласно которой ценность имела прямую связь с потребностями и интересами человека, т.е. возникала одномоментно с заинтересованностью человека в чем-либо.
Вышеописанную точку зрению продолжает в своих трудах Ч.Моррис, которых считает, что ценность имеет поведенческую основу и возникает в силу существования у живых организмов стремления приобретения определенных вещей .
По мнению исследователя К.Клакхона, природа ценности включает три компонента: когнитивный, волютативный и аффективный .
Не обошел стороной изучение понятия «ценности» и Т.Парсонс. Недостатком его теории называют не учет общественно-исторического бытия ценностей, тех условий, в которых каждодневно живут люди, тех социальных групп, в которых они взаимодействуют между собой на постоянной основе .
С точки зрения А.Адлера, все ценности можно разделить по 4 основаниям:
- ценности выступают непререкаемыми абсолютами;
- ценности могут быть выражены в материальных и нематериальных предметах;
- ценностью является сам человек, его разум;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Huseynova G.G. Peculiarities of value orientations of young people in modern society / G.G. Huseynova, S.A. Gojayeva // Europaische Fachhochschule. – 2014. – № 7. – P. 38-41.
2. Hull C. L. Principles of Behavior / C. L. Hull. – NY : Appleton-Century-Crofts, 1943. – 422 p.
3. Harre R. Social being : A theory for social psychology / R. Harre. – Oxford : Basil Blackwell, 1979. – 438 p.
4. Mannheim K.The Problem of Generation // Essays on the Sociology of Knowledge. – London, 1952.
5. Tilley J. Is youth a better predictor of sociopolitical values than is nationality? / J. Tilley // Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2002. I. 580. – № MAR. – P. 226-256.
6. Аристотель. Сочинения в 4 томах / Аристотель; сост. А. И. Доватур «Политика» Аристотеля; пер С. А. Жебелева. – М. : Мысль, 1983. – Т. 4. – 830 с.
7. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 2016. – 254 с.
8. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем. Ю. Н. Давыдова. – М. : Прогресс, 1990. – 808 с.
9. Галлямова, Д. И. Социокультурные проблемы формирования ценностных ориентаций молодёжи в современном обществе / Д. И. Галлямова // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2014. – № 7. – С. 122-127.
10. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально- экономических изменений / Н.А.Журавлева // Психологический журнал. – 2016. - №1. – С. 35-44.
11. Знанецкий, Ф. Введение в социологию. Познань. 1922. – 289 с.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
13. Ионин, Л. Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) /Л.Г.Ильин// Социс. – 1995. – №2. – С.41.
14. Корж, Н. В. Щанина, Е. В., Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян/Н.В.Корж, Е.В.Щанина// Общественные науки. Социология. – 2016. – № 1.- С.75-92.
15. Клакхон, К. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. Клакхон. - СПб.: Евразия, 2014. - 352 с.
16. Кучмаева, О. В. Дифференциация и тенденции ценностных ориентаций российской молодёжи / О. В. Кучмаева // Культурное наследие России. – 2013. – № 2. – С. 32-38.
17. Кочнев, С. В. Участие молодежи в развитии местного самоуправления / С.В.Кочнев // Знание. Умение. Понимание. – 2010. – № 1. – С. 86–89.
18. Колб, У. Ценностные ориентации молодежи / У. Колб, С.И. Леонович, И.В. Яромич. - М.: Вышэйшая школа, 2008. - 448 c.
19. Лебон, Г. Психология масс / Г.Лебон[Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2011-2017 – URL : http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/lebon/index.php (дата обращения: 10.05.2019).
20. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А.Леонтьев. М. 1999. С. 223.
21. Лапин, Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России / Н.И.Лапин// Социол. исслед. 1993. № 9. С. 18.
22. Мид, М. Культура и мир детства/М.Мид. – М., 1988.- 134 с.
23. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: антология/Ч.У.Моррис. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.–Екатеринбург, 2001. С. 45–97.
24. «Молодые, но вряд ли новые: Социологи исследовали жизненные ориентиры сегодняшних 20-летних россиян» [Электронный ресурс] // Левада-центр – URL: http://www.levada.ru/27-03-2012/molodye-no-vryad-li-novye-sotsiologi-issledovali-zhiznennye- orientiry-segodnyashnikh-20-l (дата обращения 05.02.2019).
25. Невечные ценности. Чем отличаются поколения? [Электронный ресурс] // ФОМ. – URL: http://fom.ru/TSennosti/10032 (дата обращения 05.02.2019)], [О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности [Электронный ресурс] // ФОМ. – URL: http://fom.ru/TSennosti/11748 (дата обращения 05.02.2019).
26. Парсонс, Т. О структуре социального действия/Т.Парсонс. М.: Академический проект, 2012.
27. Пашкус, Н. А. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах / Н. А. Пашкус, В.Ю. Пашкус // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – № 3. – С. 16–21.
28. Перри, Р. Б. Американская философия в первое десятилетие двадцатого века/Р.Б.Перри//Международный журнал философии. 2012. № 3. С. 432-452
29. «Российская молодежь: какой она представляется самой себе - и какой её видит старшее поколение» [Электронный ресурс]// ВЦИОМ.–URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114879 (дата обращения 25.03.2019).
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – М., 1946. –С.591.
31. Сизов, И.В. Теория постматериалистической трансформацииценностей и политическое пространство современной России // Научно-электронная библиотека«Киберленика» [Электронныйресурс]: Режимдоступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-postmaterialisticheskoy-transformatsii-tsennostey-i- politicheskoe-prostranstvo-sovremennoy-rossii.
32. Структура и классификация ценностей // Официальный сайт Журнала научных публикаций [Электронный ресурс]:Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/psih11.html
33. Cборник научных трудов под редакцией Л. В. Алиева, Ю. А. Кустов, Н. С. Бейлина. – Самара. – 2016. – 199 с.
34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие / Л.Д.Столяренко. - М.: Проспект, 2010. - 464 с.
35. Томас, В. Знанецкий, Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке/В.Томас, Ф.Знанецкий. Том 1. Второе издание. Нью-Йорк, 1927. 1150 с.
36. Томас, У., Знанецкий, Ф. Методологические заметки/У.Томас, Ф.Знанецкий// Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994 .- 496 с
37. Цыбулька, А. М. Проблемы поиска новых общечеловеческих ценностей в контексте аксиологической парадигмы и современного духовного кризиса / А. М. Цыбулька // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2015. – № 1. – С. 131-135.
38. Чупров, В. И. Молодежь: саморегуляция как антикризисная стратегия / В.И.Чупров // Социальная политика и социология. – 2009. – № 2. – С. 194–206.
39. Шамис Е. «Потерянное поколение» или почему так сложно с Миллениумами (Y-ми)? - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rugenerations.su/2017/03/12/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%82%D0%B0/ Дата обращения: 11.04.2019.
40. Штомпка, П. Социология. Анализ общества/П.Штомпка. – М., 2005. – С. 365.
41. Яницкий, М. С. Ценностное измерение массового сознания / М. С. Яницкий. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2012. – 236 с